Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения налоговой системы, ее основные элементы;
- исследованы этапы формирования национальной налоговой системы;
- рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
- проанализирована структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, их динамика;
- исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику, а также динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;
- рассмотрены особенности налоговых систем развитых стран мира, их недостатки;
- рассмотрены основные направления реформ систем налогообложения;
- произведен сравнительный анализ систем налогообложения государств;
- выявлен ряд недостатков действующей системы налогообложения;
- предложены мероприятия с целью совершенствования налогообложения в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………7
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения………………………………………………………………………....7
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………15
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………26
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в Республике Беларусь…………………………………………………………..26
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динами-ка…………………………………………….31
2.3 Совершенствование налогового законодательства………………………..45
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………...…..59
3.1 Особенности налоговых систем развитых стран мира……………………59
3.1.1 Особенности налоговой системы США………………………………….60
3.1.2 Особенности налоговой системы Франции……………………………...67
3.1.3 Особенности налоговой системы Японии…………………………….....71
3.2 Сравнительный анализ и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………….....76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………104
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….108

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ 2!!!!!!!!!!!!.doc

— 712.00 Кб (Скачать)

-целесообразно осуществить некоторое упрощение налоговой отчетности предприятий: следует ввести один расчет, в котором бы нашли отражение все показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а компьютерный контроль при приемке расчетов исключил бы возможность арифметических ошибок;

- возможность комментировать и разъяснять законодательные акты предоставить исключительно органам, их принявшим;

-необходимо упорядочить предоставление льгот особенно в отношении налогов и сборов, которые обеспечивают стимулирование роста производственного потенциала предприятий, внедрение достижений научно-технического прогресса, разработку и освоение производства конкурентоспособной продукции, решение социальных задач;

-заменить льготы социального характера по косвенным налогам механизмом начисления налогов на общих условиях, но не перечислять в бюджет, а оставлять этим субъектам на целевые мероприятия и развитие собственной материальной базы.

Следует пересмотреть порядок  предоставления льготы по налогу на прибыль  на расширение производства. Льгота по налогу на прибыль, направляемая на расширение производства, должна использоваться на действительное развитие производственной деятельности предприятия, строительство производственных объектов и жилья. В поле действия данной льготы также следует ввести объекты интеллектуальной собственности.  

Большую роль в упорядочении налоговых отношений и унификации налогового законодательства должен выполнить налоговый кодекс Республики Беларусь

Именно кодекс должен устранить правовые пробелы, устаревшие предписания, противоречия и множественность  нормативных актов по вопросам налогообложения, а также качественно улучшить структуру налоговой системы с одновременным обеспечением на этой основе снижения совокупной налоговой нагрузки. Крайне важное значение для этого будет иметь определение исчерпывающего перечня республиканских и местных налогов, сборов (пошлин); установление единых принципов исчисления налоговой базы, конкретных ставок соответствующих платежей; повышение эффективности налогового контроля; улучшение работы с налогоплательщиками. В этих целях позитивные результаты от изменений налоговой системы должны быть получены не путем введения новых налогов или повышения налоговых ставок, а посредством рационализации налоговой системы, расширения налоговой базы, равномерного распределения налоговой нагрузки и улучшения налоговой дисциплины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современное налоговое законодательство трактует понятия «налог», «пошлина», «сбор», другие платежи исключительно в качестве средства, обеспечивающего доход бюджета. Эти понятия определены как «обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами» и как «форма финансового участия граждан, иных физических и юридических лиц в обеспечении доходной части бюджета всех уровней».

Налогообложение рассматривается  как общественно-необходимый процесс и представляет собой совокупность экономико-правовых отношений, формирующихся при перераспределении части созданной в производстве стоимости.

Методология налогообложения  наполняет реальным содержанием  все присущие налоговому платежу элементы: плательщики, объект обложения, ставки, сроки, льготы и др. Оно осуществляется в зависимости от принятых законодательством видов налогов и задач, стоящих перед налоговой системой каждой страны. Первоначально происходит выработка концептуальных основ налогообложения, которая опирается на внутренние экономические интересы страны. При этом за основу берутся параметры экономического роста, определяется возможный налоговый потенциал, моделируются схемы возможного влияния выбранной концепции налоговой системы на экономический рост.

Общими принципами построения налоговых систем могут служить  справедливость, простота и дешевизна  налогов, как это определил А.Смит. Однако можно предложить более развернутую  классификацию принципов построения систем налогообложения.

Налоговая система должна быть справедливой. Это может достигаться  через соблюдение правил горизонтальной справедливости (когда люди с одинаковым доходом должны платить равные налоги) и вертикальной (когда на неравные доходы должны налагаться неравные налоги).

Налоговая  система  должна быть эффективной. Эффективными являются налоги, которые имеют минимальные негативные последствия для распределения ресурсов. Такой принцип достигается через построение налоговых систем либо исходя из платежеспособности налогоплательщиков либо через налогообложение тех субъектов, которые получают блага от деятельности государства. На практике два подхода к построению налоговой системы применяются одновременно.

Простота и дешевизна  налоговой системы. Этот принцип достигается через создание четкого налогового законодательства и равнонапряженную налоговую систему с небольшим количеством социальных и инвестиционных льгот.

Для соответствия всем этим принципам  современные налоговые системы  используют различные виды налогов.

 Развитие налоговой системы,  отвечающее государственной стратегии  развития, является одной из наиболее  актуальных проблем теории и  практики реформирования национальной экономики.

Действующая в Республике Беларусь налоговая система сформировалась в самом начале трансформационного процесса. Национальное налогообложение недостаточно отражало особенности переходного периода, а также необходимость осуществления системных мероприятий по созданию условий для постоянного экономического роста. При таких обстоятельствах налоговая система была сориентирована на необходимость формирования бюджета, обеспечивающего финансирование всех государственных расходов и регулирование макроэкономического равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита (не более 2-3% к ВВП).

Как следствие, налоговое  законодательство характеризовалось  фискальной направленностью, нестабильностью.

За время функционирования национальная налоговая система претерпела существенные изменения, выразившиеся в совершенствовании методик исчисления основных видов налогов и сборов и расширении базы налогообложения с учетом новых видов хозяйственной деятельности и в укреплении ее правовых основ.

Основу налоговой системы Беларуси составляет Общая часть Налогового  кодекса Республики Беларусь, которая вступила в силу с 01.01. 2004 г. И Особенная часть Налогового Кодекса, которая вступила в силу с 01.01.2010 г.

Анализ налоговой системы Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что в ней с момента создания и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль (57,1% в общей сумме налогов). Главной особенностью косвенных налогов, действующих в нашей республике, является их целевая направленность.

В нашей республике прямые налоги пока не являются преобладающими, но их роль в формировании доходной части бюджета за последние годы стабилизируется на уровне 28-33%. Динамика косвенных налогов определяет рост их доли с 47-58% дохода бюджета. Удельный вес прочих налогов и сборов увеличился  с 4,7 до 16,2%.

В структуре косвенных налогов  лидирующие позиции принадлежат  налогу на добавленную стоимость (52,3%), платежам, исчисленным из выручки  от реализации продукции (20,9%), акцизам(20,1%).

Структура контролируемых МНС доходов в разрезе видов плательщиков за анализируемый период в целом не претерпела ощутимых изменений. Наметилась тенденция уменьшения  доли доходов, поступающих от плательщиков государственного сектора в пользу плательщиков негосударственного сектора экономики.

На государственный сектор экономики  ложится основное бремя по уплате налогов и составляет 2/3 доходов  бюджета, тогда как на негосударственный  сектор приходится только 1/3 всех платежей.

В анализируемом периоде наполняемость  бюджета характеризовалась нарастанием концентрации налоговых платежей от организаций нефтеперерабатывающей отрасли, электроэнергетики, а также крупнейших импортеров нефти из Российской Федерации.

Основную часть налоговых поступлений  в консолидированный бюджет обеспечивают юридические лица (96,1% всех платежей). За счет индивидуальных предпринимателей и физических лиц  сформировано  2,7 и 1,2% всех поступлений соответственно.

Не следует забывать о социальной направленности бюджета  белорусского государства. Высокая концентрация финансовых ресурсов в бюджете нашей страны обусловлена широкомасштабным комплексом социальных гарантий. По этой причине параллели с некоторыми зарубежными странами, в том числе и постсоветского пространства, выглядят некорректно.

При стремительно стареющем населении и резком ухудшении баланса пенсионной системы к 2009-10гг. нагрузка на бюджет вырасла.

Нельзя сказать, что налоговая  система Республики Беларусь на сегодняшний  день является отлаженной и стабильной. Подвижки в отдельных элементах налогового законодательства в этих условиях неизбежны, однако следует заметить, что вносимые изменения зачастую недостаточно хорошо апробированы и согласованы с существующими налоговыми нормами. Пока еще не найдено оптимальное сочетание распределяемого между отдельными категориями плательщиков налогового бремени и приемлемых форм налоговых льгот.

По своим основным характеристикам налоговая система значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах.

Эти отличия носят  как системный, так и методологический характер. К системным, в частности, можно отнести:

1 Количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным, сохраняются такие "вредные" налоги, которые взимаются непосредственно с выручки и оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику.   

2 Вторым важным системным отличием являются существенные расхождения в налоговой структуре. Если в экономически развитых странах основная доля доходов бюджета (от 50 до 70%) приходится на прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование и имущественные налоги), то в РБ, как и в других странах с переходной экономикой, основную долю доходов бюджета (60-65%) составляют косвенные налоги (НДС, акцизы, оборотные налоги, налог с продажи и т.д.), то есть налоги на потребление, многие из которых оказывают наиболее сильное искажающее давление на производство и инвестиции.

К отличиям методологического  характера налоговой системы  Республики Беларусь от оптимальной относятся прежде всего различия в конкретных моделях построения и механизмах взимания каждого из применяемых налогов и сборов.

В ходе написания работы и анализа элементов налоговой системы был выявлен ряд недостатков действующей системы налогообложения:

- особое внимание уделяется не расширению налоговой базы, а сбалансированности бюджета;

- актуальна проблема увеличения удельного веса косвенных платежей; высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования;

- еще не найдены и оптимальные значения ставок налогов;

- количество налогов и сборов, а также их нестабильность;

- нестабильность налоговых законов;

- применение различных внебюджетных (целевых бюджетных) фондов;  - требует доработки вопрос предоставления налоговых льгот;

налоговая система почти  не стимулирует формирование в экономике  наиболее важных пропорций развития, а также не содействует прогрессивным  структурным изменениям в институциональных секторах экономики;

- недостаточная разработка механизмов налогообложения инновационной деятельности Республики Беларусь.

С целью совершенствования  налогообложения в Республики Беларусь предлагаем следующие меры: 
-следует больше внимания уделять стимулирующей функции налогообложения. Постепенно снижая налоговую нагрузку и обеспечивая тем самым стабилизацию экономической ситуации в республике необходимо последовательно сокращать количество налогов с оборота и смещать акценты на прямое налогообложение;

-представляется возможным отмена отчислений в государственные целевые фонды, включаемые в цену или себестоимость;

-целесообразно осуществить некоторое упрощение налоговой отчетности предприятий;

-возможность комментировать и разъяснять законодательные акты предоставить исключительно органам, их принявшим;

- при расчете подоходного налога следует исключать сумму установленного минимального потребительского бюджета, а не минимальной заработной платы.

Позитивные результаты от изменений налоговой системы должны быть получены не путем введения новых налогов или повышения налоговых ставок, а посредством рационализации налоговой системы, расширения налоговой базы, равномерного распределения налоговой нагрузки и улучшения налоговой дисциплины.

Налоговая политика должна учитывать особенности нынешнего переходного периода и его продолжительность, кризисное состояние экономики, присутствие инфляционных процессов, нестабильность рыночных цен. Во главу угла должна быть поставлена не фискальная задача пополнения бюджета, а всемерное стимулирование производства, привлечение инвестиций.

Информация о работе Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения