Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:02, реферат
Формирование с конца 80-х годов прошлого века системы платного природопользования происходило без учета как экономической оценки природных ресурсов, так и оценки вызываемого деятельностью природопользователей ущерба, связанного с разноаспектным воздействием на окружающую среду, нерациональным природопользованием и т. п.
Плата
за пользование объектами
На протяжении
последних лет государство
Для водных биоресурсов определяются научно обоснованные квоты и объемы общего допустимого улова.
Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ (с последующими изменениями) устанавливает, например, что пользование живыми ресурсами исключительной экономической зоны РФ является платным. Аналогично закону «О животном мире» система платежей за пользование живыми ресурсами включает в себя: сбор за выдачу лицензий (разрешений) на пользование живыми ресурсами, плату за пользование живыми ресурсами, штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование живыми ресурсами.
К сожалению, законодательная практика РФ отстает от реалий времени. В частности, законодательно не урегулированы платежи за добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, представляют значительную сложность за исчисление платежи за пользование биоресурсами для малых и коренных народов.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. и Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. закрепили конкретные размеры наказаний за:
— пользование объектами животного мира без лицензии (ст. 7.11. КоАП: наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц — от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц — от ста до двухсот МРОТ);
— нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33. КоАП: наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц — от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц — от пятидесяти до ста МРОТ);
— незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК, в числе санкций — штраф в размере от двухсот до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев);
— нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК);
— незаконная охота (ст. 258 УК) и др.
В целом же, следует признать, что государство до сих пор использует известные проблемы с взиманием платежей за пользование биоресурсами по справедливым ставкам, действительно покрывающим затраты на их восстановление (общая проблема для всех видов природопользования).
Одной из попыток комплексного решения проблемы стала утвержденная бывшим Госкомэкологии РФ 28 апреля 2000 г. методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания. Согласно этой методике, может быть оценен вред и рассчитан в денежной форме ущерб, нанесенный экологически значимой хозяйственной деятельностью объектам животного мира и среде их обитания.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ в 1999г. утвердило таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным Добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (приказ № 399 от 25 мая 1999 г.), кратные МРОТ. Согласно этим таксам, сумма иска за незаконную добычу, например, одного лося составит сумму, кратную 50 МРОТ.