Платежи за природопользование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:02, реферат

Описание работы

Формирование с конца 80-х годов прошлого века системы платного природопользования происходило без учета как экономической оценки природных ресурсов, так и оценки вызываемого деятельностью природопользователей ущерба, связанного с разноаспектным воздействием на окружающую среду, нерациональным природопользованием и т. п.

Работа содержит 1 файл

Платежи за природопользование.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Размеры платежей за право добычи подземных  вод устанавливаются субъектами РФ и указываются в лицензиях  на пользование недрами. Их средний  размер составляет 1—5% от отпускной цены на объем воды в зависимости от его передачи или расходования.

В случае нарушения водного законодательства к его нарушителям применяются  штрафы и выставляются иски, связанные  с компенсацией нанесенного ущерба.   

Платежи за лесопользование

Основным  законом Российской Федерации, устанавливающим  правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства  лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала, является Лесной кодекс Российской Федерации  рт 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (с последующими изменениями).

Лесным  кодексом определяются объекты лесных отношений: лесной фонд, участки лесного  фонда и права пользования  ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки и права пользования  ими, древесно-кустарниковая растительность.

Все виды лесопользования осуществляются на платной основе, а система платежей включает в себя лесные подати (взимаются  при краткосрочном пользовании  участками лесного фонда) и арендную плату (взимается при аренде участков лесного фонда).

Ставки  лесных податей устанавливаются  за единицу лесного ресурса, по отдельным  видам лесопользования - за гектар находящихся  в пользовании участков лесного  фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. Минимальные  ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 г. № 127.

Ставки  лесных податей являются достаточно гибкими и устанавливаются в  зависимости от:

субъекта, осуществляющего лесопользование, и наличия у него льгот, закрепленных в установленном порядке;

позиции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливающих ставки по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством;

результатов проведения лесного аукциона;

экономико-географических условий арендуемого участка лесного фонда, качества и количества лесных ресурсов;

формы внесения (денежный платеж, часть объема добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции, выполнение работ или предоставление услуг);

рыночных цен на продукцию из древесины и величины затрат на производство этой продукции, включая оплату труда, материалов, энергии, сумм износа основных средств, начисляемых по нормам амортизационных отчислений на их полное восстановление;

спроса на тот или иной вид лесопользования и некоторых др.

Лица, внесшие  платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы  за землю.

Арендная  плата устанавливается на основе ставок лесных податей. Величина арендной платы также зависит от экономико-географических условий арендуемого участка  лесного фонда, качества и количества лесных ресурсов и других факторов.

Арендная  плата может пересматриваться, например, исходя из уровня инфляции.

В структуре  платежей за лесопользование особое место занимают штрафы и возмещения по искам за нарушение лесного  законодательства.

Размер  возмещения по искам определяется утвержденными  как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, методиками по оценке ущерба, нанесенного участкам лесного фонда или древесно-кустарниковой растительности. Размеры возмещения являются достаточно высокими.

Достаточно  иллюстративным выглядит пример г. Москвы, где действует распоряжение мэра Москвы № 490-РМ от 14 мая 1999 г. (с изменениями от 8 апреля, 29 июля 2003 г.) «Об утверждении методики оценки стоимости зеленых насаждений и исчисления размера ущерба и убытков, вызываемых их повреждением и (или) уничтожением на территории Москвы».

Согласно  указанной методике, расчет ущерба, нанесенного зеленым насаждениям  и естественной растительности, основан  на определении их текущей потребительской  стоимости.

Область действия методики: растительность городских  объектов озеленения, включая: растительность озелененных территорий общего пользования (за исключением городских лесов); растительность озелененных территорий ограниченного пользования; растительность озелененных территорий специального назначения, а также городские леса и иная растительность естественного происхождения на территориях, входящих в состав природного комплекса Москвы.

По методике рассчитываются:

действительная восстановительная стоимость зеленых насаждений — стоимостная оценка типичных видов (категорий) зеленых насаждений и объектов озеленения, проведенная суммированием всех видов затрат, связанных с их созданием и содержанием в пересчете на 1 условное дерево, кустарник, единицу площади, погонный метр и (или) другую удельную единицу;

компенсационная стоимость зеленых насаждений - стоимостная оценка конкретных зеленых насаждений, устанавливаемая для учета их ценности при повреждении или уничтожении, включая расходы на создание и содержание зеленых насаждений.

Рассмотрим, например, порядок определения действительной восстановительной стоимости городских лесов и иной растительности естественного происхождения (Сдв), которая рассчитывается исходя из учета основных элементов естественных экосистем, когда естественные растительные сообщества оцениваются как единая экосистема (природный комплекс) через совокупную стоимостную оценку гумусового слоя и, собственно, растительности: живого напочвенного покрова, кустарников и деревьев. 

где Зг — затраты на искусственное воспроизводство гумусового слоя;

Зе — единовременные затраты по закладке лесных насаждений, восстановлению луговой и другой растительности;

Т —  текущие затраты по уходу за зелеными насаждениями природных территорий Москвы;

М —  возраст деревьев, кустарников на момент оценки.

Единовременные  затраты состоят из затрат по закладке лесных насаждений, восстановлению луговой  и другой растительности.

Состав  текущих затрат для данной категории  растительности определяется:

затратами на охрану территории;

затратами по обозначению и закреплению границ;

затратами по благоустройству и уборке территории;

затратами по текущему уходу за насаждениями.

Расчет  компенсационной стоимости (Ск) зеленых насаждений на территории Москвы (по основным и редким видам деревьев и кустарников, травянистых растений, естественных растительных сообществ (в расчете на 1 дерево, 1 кустарник, 1 погонный метр живой изгороди, 1 кв. метр травянистой, лесной или иной растительности), производится по формуле: 

где Кз — коэффициент поправки на социально-экологическую значимость зеленых насаждений;

Кв — коэффициент поправки на водоохранную ценность зеленых насаждений;

Км — коэффициент поправки на местоположение зеленых насаждений на территории Москвы;

Кн — коэффициент нарушенности зеленых насаждений (растений) редких видов;

Ксост — коэффициент поправки на текущее состояние зеленых насаждений;

МРОТ  — минимальный размер оплаты труда, действующий на момент расчета.

В методике приводятся также другие расчетные  формулы (для исчисления размера  ущерба и др.). Так, компенсационная  стоимость ели обыкновенной на территории города, отнесенной к особо охраняемым, может составлять (в зависимости  от диаметра ствола) в среднем 20—40 тыс. руб.

Приведенные расчеты демонстрируют общую  тенденцию к усилению давления (прежде всего, экономического) на недобросовестных природопользователей.  

Платежи при пользовании недрами

Экономические отношения в сфере природопользования рассматриваются экономической наукой достаточный период времени, но в результате проведения рыночных реформ в России они получили новое содержание, особенно в сфере недропользования.

В связи  с длительными процессами урегулирования вопросов собственности на природные ресурсы, стоимостной их оценки, социальных вопросов, неизменно сопровождающих деятельность природопользователей и т. п., система платежей за недропользование и связанных с ними других экономических инструментов природопользования находится в неустойчивом положении.

Как было отмечено выше, существует отчетливая тенденция к реформированию системы  экономических инструментов недропользования, поэтому в данной главе рассматриваются  исключительно законодательно закрепленные инструменты.

Основными из них являются платежи при пользовании  недрами и налог на добычу полезных ископаемых.

Согласно  закону Российской Федерации «О недрах» (в редакции от 3 марта 1995 г. с последующими изменениями) установлена следующая  система платежей при пользовании недрами:

сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

регулярные платежи за пользование недрами;

плата за геологическую информацию о недрах;

другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Платежи за пользование недрами производят субъекты хозяйственной деятельности, независимо от их формы собственности, осуществляющие поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку и добычу, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Существует  особая категория недропользователей, выступающих стороной соглашений о  разделе продукции. Взимание с них  платежей и нало.том конкретных его  особенностей и качества добываемого  сырья.

Регулярные  платежи взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр" для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению (ст. 43 закона РФ «О недрах»).

Ставки  регулярных платежей устанавливаются  в зависимости от вида работ и  условий лицензии исполнительным органом  государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориального органа в области управления государственным  фондом недр. Методические рекомендации по установлению геолого-географических критериев обоснования ставок регулярных платежей за пользование недрами утверждены приказом Министерства природных ресурсов РФ № 558 от 5 сентября 2002 г.

Плата за геологическую информацию о недрах взимается за пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр. Ее размер определяется постановлениями Правительства РФ.

Информация о работе Платежи за природопользование