Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:02, реферат
Формирование с конца 80-х годов прошлого века системы платного природопользования происходило без учета как экономической оценки природных ресурсов, так и оценки вызываемого деятельностью природопользователей ущерба, связанного с разноаспектным воздействием на окружающую среду, нерациональным природопользованием и т. п.
В связи с принятием Налогового кодекса РФ (часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ, с последующими изменениями) система платежей за недропользование была значительно изменена.
В частности, были исключены из системы платежей отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), которые относились к федеральным налогам и имели целевое назначение — финансирование геологоразведочных работ.
Налоговым кодексом (ст. 26) был введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который является основным источником бюджетных доходов за счет использования природных ресурсов.
Налогоплательщиками НДПИ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговый кодекс устанавливает градацию объектов налогообложения, к которым относятся:
— полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
— полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование.
В соответствии с законодательством РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации (предприятия). Основными видами добытого полезного ископаемого являются: угли, сланцы, торф, углеводородное сырье, товарные руды и полезные компоненты многокомпонентных комплексных руд, горно-химическое и горнорудное неметаллическое сырье, неметаллическое сырье, используемое, в основном, в строительной индустрии и т.д.
Не являются объектом налогообложения:
— общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
— добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
— полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение:
— полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
— дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.
Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых отдельно по каждому добытому полезному ископаемому самостоятельно налогоплательщиком, причем, его количество определяется, в основном, прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчет по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом.
Налоговым кодексом введена дифференцированная ставка по видам полезных ископаемых. Например, при добыче углеводородного сырья она составляет 16,5 %.
Налог на добычу полезных ископаемых имеет псевдорентный характер. Предполагается, что видоизменение этого налога, скоординированное с общими изменениями системы платежей за недропользование в части дифференциации в зависимости от географических, геологических условий расположения участка недр, а также возраста месторождений, будет являться первым шагом на пути к переходу к действительно рентным платежам.
В законодательстве описаны три вида вреда:
— причиненного пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, который подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, граждан, средств соответствующих бюджетов;
— причиненного государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также иных действиях, которые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, который подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр;
— причиненного государству в случае, если участок недр не передан в пользование.
Возмещение
вреда, причиненного государству, в
размере, определяемом федеральным
органом управления государственным
фондом недр, производится путем взносов
в федеральный бюджет, бюджеты субъектов
Российской Федерации и местные бюджеты.
Кроме денежной формы, вред может быть
возмещен проведением работ по восстановлению
нарушенных естественных свойств недр.
Платежи за пользование земельными ресурсами
Согласно закону РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (с последующими изменениями) формами платы за пользование землей являются: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.
Земельный налог уплачивается ежегодно собственниками земли, землевладельцами и землепользователями. Его размер не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади при условии использования земли по целевому назначению. При использовании земли не по целевому назначению или ее неиспользование ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Различают плату за земли сельскохозяйственного назначения и плату за земли несельскохозяйственного назначения. Плата за все категории земельных участков имеет своей целью стимулирование рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Согласно ст. 12 закона «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются:
— предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации;
— земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации.
Арендная плата взимается за земли, переданные в аренду.
Нормативная цена земли, определяемая Правительством РФ, представляет собой показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Как правило, нормативная цена земли используется для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.
В связи
с принятием Земельного кодекса
РФ и Налогового кодекса РФ нормативная
цена земли со временем будет иметь все
большее значение для определения базы
налогообложения имущества как физических,
так и юридических лиц. Так, предусматривается
переход к налогообложению имущественного
комплекса, включающего в себя земельный
участок и расположенные на нем объекты.
Платежи за пользование
В связи с обострившимися проблемами, связанными с сохранением видового разнообразия и числа особей каждого вида, которые бы составляли устойчивую его популяцию, система платежей за пользование водными и наземными биоресурсами должна обеспечить компенсацию затрат на осуществление работ по охране и воспроизводству биоресурсов.
В соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» закрепляется принцип платного пользования объектами животного мира.
В структуру экономического регулирования охраны и использования объектов животного мира входят:
— учет и экономическая оценка объектов животного мира;
— экономически обоснованная система платежей за пользование животным миром;
— бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира;
— экономически обоснованная система штрафов и исков за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира;
— целенаправленное использование средств, получаемых от реализации конфискованных орудий незаконного добывания объектов животного мира, в том числе, транспортных средств и продукции.
В свою очередь, система платежей за пользование животным миром (ст. 52) включает в себя плату за пользование животным миром и штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром, а также сборы за выдачу лицензии на пользование животным миром. Причем, внесение платы за пользование Животным миром не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране объектов животного мира, среды их обитания и возмещения причиненного им вреда.
Размеры платы за пользование животным миром устанавливаются Правительством РФ. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. № 1251»О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» (с последующими изменениями) определило, что за плату предоставляются в пользование следующие объекты животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям:
— отнесенные к объектам охоты;
— отнесенные к объектам рыболовства;
— принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;
— не отнесенные к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
Конкретные размеры платы за пользование объектами животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей и видов пользования объектами животного мира на основании предельных размеров платы, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Постановление особо выделяет, что при осуществлении мер по регулированию численности отдельных объектов животного мира, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, сельскохозяйственных и других домашних животных, а также в целях предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания изъятие соответствующих объектов животного мира может осуществляться бесплатно в порядке, определяемом специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.