Платежи за природопользование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:02, реферат

Описание работы

Формирование с конца 80-х годов прошлого века системы платного природопользования происходило без учета как экономической оценки природных ресурсов, так и оценки вызываемого деятельностью природопользователей ущерба, связанного с разноаспектным воздействием на окружающую среду, нерациональным природопользованием и т. п.

Работа содержит 1 файл

Платежи за природопользование.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Платежи за природопользование

Формирование  с конца 80-х годов прошлого века системы платного природопользования происходило без учета как  экономической оценки природных  ресурсов, так и оценки вызываемого  деятельностью природопользователей ущерба, связанного с разноаспектным воздействием на окружающую среду, нерациональным природопользованием и т. п.

Строго  подходя к термину «плата за пользование  природными ресурсами», необходимо подчеркнуть, что речь идет о плате за право  пользования природными ресурсами, находящимися в собственности государства. Таким образом, плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем.

В настоящее  время комплекс платежей за пользование отдельными видами природных ресурсов находится в стадии модернизации, в процессе которой производится пересмотр систем платежей, их размеров, распределения по бюджетам различных уровней и т. п.

Платежи для различных субъектов природопользования должны быть значительно дифференцированными. Эта дифференциация должна происходить в зависимости от юридического статуса субъектов, а также льгот, предоставляемых им в связи с выполнением различных (в т. ч. государственных) функций.

Основными особенностями установления платежей для Вооруженных сил РФ являются:

многоаспектная деятельность (по родам и видам войск);

значительная площадь земельных и водных участков, занимаемая отдельными частями и подразделениями, а также их группировками;

—  выполнение исключительно некоммерческих функций;

приобретение отдельными воинскими частями и подразделениями статуса юридических лиц и их интеграция в социально-экономические отношения на региональном и муниципальном уровнях;

необходимость   значительных   объемов   строительной   и другой хозяйственной деятельности, связанной с необходимостью поддержания определенного уровня боеготовности и хозяйственного обеспечения;

учет специфической деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду военной техники в повседневном и боевом режимах;

  • учет прошлых периодов воздействия и др.
   

 

Платежи за водопользование

Взимание  платы за водопользование является залогом эффективного использования  водных ресурсов различного назначения, так как за счет нее происходит компенсация затрат на устойчивое функционирование водохозяйственных систем.

В Российской Федерации плата за водопользование  начала взиматься с 1991 г., когда были введены тарифы за забор воды из водохозяйственных систем.

В настоящее  время основным документом, определяющим Систему платежей за водопользование, является Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (с последующими изменениями). В нем закреплен ранее использовавшийся принцип платности водопользования как основной принцип экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов. Причем, система платежей, связанных с пользованием водными объектами, вместе с финансированием восстановления и охраны водных объектов, а также экономическим стимулированием рационального использования, восстановления и охраны водных объектов, является неотъемлемой частью процесса экономического регулирования использования, восстановления и Охраны водных объектов.

Систему платежей, связанных с пользованием водными объектами, составляют:

плата за пользование водными объектами (водный налог);

плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

Особыми платежами следует признать платежи, связанные с использованием подземных  вод, которые регулируются законом  РФ «О недрах», а также сбор за выдачу лицензий на водопользование (ст. 126 Водного кодекса).

Сбор  за выдачу лицензий на водопользование  взимается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного  фонда, а его размер определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование водными объектами, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий, и утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ.

Сущность  водного налога заключается в  изъятии у водопользователей части экономического эффекта, получаемого в результате пользования водными объектами, которое может осуществляться как путем изъятия (забора) воды из природной среды, так и без изъятия.

В связи  с изменениями в налоговой  системе РФ был принят Федеральный закон от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (с последующими изменениями). Указанный закон конкретизировал положения Водного кодекса, связанные с водным налогом.

В ст. 2 закона объектом платы за пользование  водными объектами признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, осуществляемое в целях:

забора воды из водных объектов;

удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации,  размещения плавательных средств,  коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;

осуществления сброса сточных вод в водные объекты.

Не признаются объектом платы за пользование водными  объектами водные объекты, используемые для:

забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческими и огородническими объединениями граждан;

забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения и др.

Базовые ставки платы, связанной с пользованием водными объектами, утверждаются на 1 мзабираемой воды, на 1 мсбрасываемых сточных вод, на единицу продукции (услуг, работ) по бассейнам рек, крупным водохозяйственным участкам или экономическим районам, морям.

Минимальные и максимальные ставки платы устанавливаются  исходя из принадлежности водного объекта  бассейнам рек, озерам, морям и  экономическим районам, а также категории плательщика.

Установлены следующие размеры ставок:

60,0—370,0 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водных объектов в пределах установленных лимитов, — для плательщиков, осуществляющих забор воды;

2,0—7,0 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из территориального моря и внутренних морских вод, — для плательщиков, осуществляющих забор воды;

4,0—20,0 рублей за одну тысячу киловатт-часов вырабатываемой электроэнергии — для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций;

680,0—1400,0 рублей за одну тысячу кубических метров древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, на каждые 100 километров сплава — для плательщиков, осуществляющих сплав леса;

5,2—21,9 тысячи рублей в год за один квадратный километр площади использования акватории водных объектов — для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных и иных работ;

7,0—55,0 рублей за одну тысячу кубических метров сточных вод — для плательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов.

Плата, связанная с пользованием водными объектами в пределах установленных лимитов, определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы на показатели, характеризующие объемы водопользования (в соответствующих физических единицах измерения), и суммированием полученных произведений по видам водопользования.

Плата, связанная с пользованием водными  объектами сверх установленных  лимитов, определяется путем умножения  соответствующих дифференцированных ставок платы на разность между фактическими объемами водопользования и установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам водопользования и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

За сверхлимитный  сброс в водные объекты сточных  вод (стоков), содержание вредных веществ  в которых превышает установленные нормативы, вносится плата по дифференцированным ставкам, увеличенным в 25 раз.

В случае отсутствия у водопользователя оформленной  в установленном порядке лицензии (разрешения) на специальное водопользование  весь фактический объем водопользования считается сверхлимитным.

Все затраты  водопользователя на оплату сверхлимитных  объемов не включаются в себестоимость  продукции и производятся за счет прибыли, что при установлении экологически справедливых тарифов должно стимулировать  водопользователей к рациональному и экологически эффективному использованию водных ресурсов.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, представляет собой  компенсацию затрат на содержание водохозяйственных  сооружений, восстановление и охрану водных объектов и защиту от вредного воздействия вод.

Она вносится за:

изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;

сверхлимитное изъятие воды (повышенная плата);

использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;

сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов (не соответствующих нормативам — повышенная плата).

Платежи за пользование подземными водами регулируются законом РФ «О недрах» для всех недропользователей при наличии лицензии. Отметим следующие особенности платежей за использование подземных водных объектов:

отсутствие водного налога (применение системы платежей согласно законодательству о недрах);

в базовые нормативы платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов, не включаются затраты на воспроизводство подземных вод.

Информация о работе Платежи за природопользование