Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:02, реферат
Формирование с конца 80-х годов прошлого века системы платного природопользования происходило без учета как экономической оценки природных ресурсов, так и оценки вызываемого деятельностью природопользователей ущерба, связанного с разноаспектным воздействием на окружающую среду, нерациональным природопользованием и т. п.
Платежи за природопользование
Формирование
с конца 80-х годов прошлого века
системы платного природопользования
происходило без учета как
экономической оценки природных
ресурсов, так и оценки вызываемого
деятельностью
Строго подходя к термину «плата за пользование природными ресурсами», необходимо подчеркнуть, что речь идет о плате за право пользования природными ресурсами, находящимися в собственности государства. Таким образом, плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем.
В настоящее время комплекс платежей за пользование отдельными видами природных ресурсов находится в стадии модернизации, в процессе которой производится пересмотр систем платежей, их размеров, распределения по бюджетам различных уровней и т. п.
Платежи
для различных субъектов
Основными особенностями установления платежей для Вооруженных сил РФ являются:
— многоаспектная деятельность (по родам и видам войск);
— значительная площадь земельных и водных участков, занимаемая отдельными частями и подразделениями, а также их группировками;
— выполнение исключительно некоммерческих функций;
— приобретение отдельными воинскими частями и подразделениями статуса юридических лиц и их интеграция в социально-экономические отношения на региональном и муниципальном уровнях;
— необходимость значительных объемов строительной и другой хозяйственной деятельности, связанной с необходимостью поддержания определенного уровня боеготовности и хозяйственного обеспечения;
— учет специфической деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду военной техники в повседневном и боевом режимах;
Платежи за водопользование
Взимание платы за водопользование является залогом эффективного использования водных ресурсов различного назначения, так как за счет нее происходит компенсация затрат на устойчивое функционирование водохозяйственных систем.
В Российской Федерации плата за водопользование начала взиматься с 1991 г., когда были введены тарифы за забор воды из водохозяйственных систем.
В настоящее время основным документом, определяющим Систему платежей за водопользование, является Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (с последующими изменениями). В нем закреплен ранее использовавшийся принцип платности водопользования как основной принцип экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов. Причем, система платежей, связанных с пользованием водными объектами, вместе с финансированием восстановления и охраны водных объектов, а также экономическим стимулированием рационального использования, восстановления и охраны водных объектов, является неотъемлемой частью процесса экономического регулирования использования, восстановления и Охраны водных объектов.
Систему платежей, связанных с пользованием водными объектами, составляют:
— плата за пользование водными объектами (водный налог);
— плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.
Особыми платежами следует признать платежи, связанные с использованием подземных вод, которые регулируются законом РФ «О недрах», а также сбор за выдачу лицензий на водопользование (ст. 126 Водного кодекса).
Сбор
за выдачу лицензий на водопользование
взимается специально уполномоченным
государственным органом
Сущность водного налога заключается в изъятии у водопользователей части экономического эффекта, получаемого в результате пользования водными объектами, которое может осуществляться как путем изъятия (забора) воды из природной среды, так и без изъятия.
В связи с изменениями в налоговой системе РФ был принят Федеральный закон от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (с последующими изменениями). Указанный закон конкретизировал положения Водного кодекса, связанные с водным налогом.
В ст. 2 закона объектом платы за пользование водными объектами признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, осуществляемое в целях:
— забора воды из водных объектов;
— удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
— использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;
— осуществления сброса сточных вод в водные объекты.
Не признаются объектом платы за пользование водными объектами водные объекты, используемые для:
— забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
— забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческими и огородническими объединениями граждан;
— забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
— размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
— проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
— размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения и др.
Базовые ставки платы, связанной с пользованием водными объектами, утверждаются на 1 м3 забираемой воды, на 1 м3 сбрасываемых сточных вод, на единицу продукции (услуг, работ) по бассейнам рек, крупным водохозяйственным участкам или экономическим районам, морям.
Минимальные и максимальные ставки платы устанавливаются исходя из принадлежности водного объекта бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам, а также категории плательщика.
Установлены следующие размеры ставок:
— 60,0—370,0 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водных объектов в пределах установленных лимитов, — для плательщиков, осуществляющих забор воды;
— 2,0—7,0 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из территориального моря и внутренних морских вод, — для плательщиков, осуществляющих забор воды;
— 4,0—20,0 рублей за одну тысячу киловатт-часов вырабатываемой электроэнергии — для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций;
— 680,0—1400,0 рублей за одну тысячу кубических метров древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, на каждые 100 километров сплава — для плательщиков, осуществляющих сплав леса;
— 5,2—21,9 тысячи рублей в год за один квадратный километр площади использования акватории водных объектов — для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных и иных работ;
— 7,0—55,0 рублей за одну тысячу кубических метров сточных вод — для плательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов.
Плата, связанная с пользованием водными объектами в пределах установленных лимитов, определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы на показатели, характеризующие объемы водопользования (в соответствующих физических единицах измерения), и суммированием полученных произведений по видам водопользования.
Плата,
связанная с пользованием водными
объектами сверх установленных
лимитов, определяется путем умножения
соответствующих
За сверхлимитный сброс в водные объекты сточных вод (стоков), содержание вредных веществ в которых превышает установленные нормативы, вносится плата по дифференцированным ставкам, увеличенным в 25 раз.
В случае
отсутствия у водопользователя оформленной
в установленном порядке
Все затраты водопользователя на оплату сверхлимитных объемов не включаются в себестоимость продукции и производятся за счет прибыли, что при установлении экологически справедливых тарифов должно стимулировать водопользователей к рациональному и экологически эффективному использованию водных ресурсов.
Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, представляет собой компенсацию затрат на содержание водохозяйственных сооружений, восстановление и охрану водных объектов и защиту от вредного воздействия вод.
Она вносится за:
— изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;
— сверхлимитное изъятие воды (повышенная плата);
— использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;
— сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов (не соответствующих нормативам — повышенная плата).
Платежи за пользование подземными водами регулируются законом РФ «О недрах» для всех недропользователей при наличии лицензии. Отметим следующие особенности платежей за использование подземных водных объектов:
— отсутствие водного налога (применение системы платежей согласно законодательству о недрах);
— в базовые нормативы платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов, не включаются затраты на воспроизводство подземных вод.