Планирование налоговых поступлений в федеральный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть механизм планирования и прогнозирования налоговых поступлений в федеральный бюджет. В настоящее время для Российской Федерации актуальной является задача разработки такого механизма планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджет государства и субъектов Российской Федерации, который бы обеспечивал органы государственной власти Российской Федерации адекватной информацией по вопросам формирования доходов своих бюджетов в целях обеспечения принятия взвешенных и обоснованных управленческих решений.

Работа содержит 1 файл

recjdfz.docx

— 202.25 Кб (Скачать)

Более 90% начисленного налога уходит в вычеты по внутренним оборотам и в возмещение налога экспортерам. Зачастую суммы возмещения налога экспортерам не обеспечиваются перечислением налога в бюджет поставщиками материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции, и значительные средства изымаются из федерального бюджета неправомерно. Все это свидетельствует о наличии существенных недостатков в администрировании налога, о махинациях с его уплатой. Незаконное возмещение налога на добавленную стоимость во многих случаях осуществляется с использованием фирм-однодневок, чему способствуют недостатки существующей системы государственной регистрации налогоплательщиков. По существу налог теряет свое значение. В настоящее время рассматриваются вопросы установления единой пониженной ставки НДС и последующей его замены налогом с продаж. Однако пока НДС существует и нет однозначного мнения о его будущей перспективе, необходимо продолжать работу по повышению эффективности его администрирования.

Существенные  финансовые резервы имеются в  области государственного регулирования рынка алкогольной продукции, и при перспективном планировании это необходимо учитывать. По информации Федеральной службы государственной статистики, доля теневого сектора в объеме розничной продажи крепкоградусных напитков хотя и снизилась, но составляет не менее 25%. Если исходить из того, что в прошедшем году в бюджетную систему поступило только акцизов на эти напитки на сумму 66,4 млрд. рублей, потери бюджетов можно оценить в десятки миллиардов рублей. Федеральная налоговая служба, на которую возложено лицензирование производства и оборота алкогольной продукции, осуществление контроля за поступлением акцизов и легальностью оборота алкогольной продукции, пытается решить проблему с помощью технических средств. Однако работа по созданию Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не завершена. Поэтому планируя налоговые поступления с оборота на рынке алкогольной продукции необходимо разработать и законодательную базу, регулирующую данный оборот. Необходимо комплексное рассмотрение проблемы совершенствования законодательства, регулирующего функционирование алкогольного рынка и налогообложение в этой сфере деятельности.

Одним из основных факторов значительного прироста налоговых доходов является увеличение доходов, получаемых в связи с добычей полезных ископаемых. Поэтому при планировании особое внимание уделяется эффективному функционированию налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Действующий в настоящее время механизм исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых не обеспечивает, с одной стороны, общественно оправданное изъятие природной ренты, а с другой стороны, равномерное распределение налоговой нагрузки на недропользователей.

Введение  нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти в  начальный период разработки месторождений  на месторождениях, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края, понижающего коэффициента к налоговой ставке при добыче нефти на месторождениях с выработанностью свыше 80% хотя и является определенной оптимизацией налогообложения добычи нефти, однако полностью проблему не решает, поскольку не учитывает многие другие факторы, обусловленные особенностями месторождений (условия добычи нефти на конкретных месторождениях, изменение этих условий в процессе эксплуатации месторождений, качество сырья). В рамках повышения эффективности использования природных ресурсов в Российской Федерации и дополнительных налоговых поступлений, также целесообразно начать поэтапную отмену нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче попутного нефтяного газа (с учетом фактической возможности добывающих организаций по использованию попутного газа) либо рассмотреть альтернативный способ решения этого вопроса в виде взимания штрафов за его сжигание. 
Помимо этого будет рассмотрен вопрос об отмене с 2009 или 2010 года нулевой ставки НДПИ в отношении технологических потерь при добыче нефти. Увеличение поступлений НДПИ на нефть в федеральный бюджет в случае отмены нулевой ставки НДПИ в отношении технологических потерь при добыче нефти в условиях макроэкономического прогноза на 14.03.2008 г. в 2009–2010 годах при объемах технологических потерь в размере 2,63 млн. тонн в 2009 г. и 2,68 млн. тонн в 2010 году соответственно составит 6591,7 млн. рублей и 6772,2 млн. рублей.

Еще в 2007 году были приняты решения  о поэтапном повышении внутрироссийских цен на газ, а также о росте  цен на природный газ, поставляемый в страны СНГ. Вместе с тем, налоговая  нагрузка на экономических агентов, осуществляющих деятельность по добыче нефти, превышает налоговую нагрузку на экономических агентов, осуществляющих деятельность по добыче природного газа. В результате, предприятия газовой  отрасли в условиях растущих цен  и неизменных ставок НДПИ располагают  значительными дополнительными доходами, имеющими характер природной ренты. Увеличение налоговых изъятий от газовой отрасли в бюджет планируется не ранее 2011 года путем повышения ставки НДПИ, взимаемого при добыче природного газа. В целях повышения эффективности налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче нефти, с учетом роста себестоимости тонны добываемой нефти предлагается с 2009 года повысить необлагаемый минимум, учитываемый при расчете коэффициента Кц, установленного пунктом 3 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, с 9 до 15 долларов США. В этом случае уменьшение поступлений НДПИ на нефть в условиях макроэкономического прогноза на 14.03.2008 г. в 2009–2010 годах составит соответственно 104,1 млрд. рублей (в т.ч. федеральный бюджет – 98,9 млрд. рублей) и 112,0 млрд. (в т.ч. федеральный бюджет – 106,4 млрд. рублей).

Несовершенную нормативную правовую базу, регулирующую налогообложение добычи твердых полезных ископаемых, для увеличения налоговых поступлений при среднесрочном планировании привести в соответствие. Так платежи по налогу на добычу полезных ископаемых, не являющихся углеводородным сырьем, составляют немногим более 2% от общих поступлений по этому налогу. Диаграмма 3.

 

Структура поступлений налога на добычу полезных ископаемых в бюджетную систему  Российской Федерации в 2008 году

Диаграмма 3


 

 

Реальная  налоговая нагрузка на горнодобывающие  предприятия является минимальной, явно не соответствующей прибыли, получаемой собственниками. Проверки Счетной палаты Российской Федерации показывают, что  на предприятиях, осуществляющих добычу твердых полезных ископаемых, доля чистой прибыли в выручке составляет около 50%, при этом доля налога на добычу полезных ископаемых не превышает одного процента. Применяемая горнодобывающими предприятиями оценка стоимости добытых полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, а не по цене реализации значительно снижает (как минимум на величину рентабельности продаж) налоговую базу при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, что, несомненно, ведет к потерям бюджета.

Таким образом, за счет эксплуатации недр, являющихся государственной собственностью, у  владельцев горнодобывающих предприятий  формируется огромная и фактически не заработанная ими прибыль. 
Для решения проблемы налогообложения горнодобывающих предприятий необходимо рассмотреть вопрос о налогообложении не добытой руды, а полезных компонентов, входящих в состав твердых полезных ископаемых, и установлении специфических (твердых) налоговых ставок.

Значительный  ущерб несет федеральный бюджет вследствие занижения импортерами  таможенной стоимости ввозимых товаров, нарушений условий применения таможенных режимов, предусматривающих различные  преференции по уплате таможенных платежей, недостатков в правовом регулировании  других вопросов налогообложения внешнеэкономической  деятельности. Проверки показывают низкую эффективность действующей системы  исчисления и уплаты таможенных платежей при проведении внешнеэкономических  операций, связанных с экспортом  леса и лесоматериалов, при вылове водных биологических ресурсов.

Налог на физических лиц один из важных при  формировании бюджетов. При запредельном разрыве между доходами богатых и малообеспеченных граждан (почти 17 раз при разрыве в 5 раз в развитых странах с рыночной экономикой) на повестку дня выходит вопрос о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. На долю 10% наиболее обеспеченного населения в 2007 году пришелся 31% от общего объема денежных доходов, на долю 10% наименее обеспеченного населения – 1,9%.

Введение  с 2001 года единой ставки этого налога мотивировалось стимулированием вывода сверхдоходов из «тени». Однако единая ставка налога в сущности несправедлива, поскольку не учитывает перекос  в доходах граждан. Единая ставка привела к тому, что лица, извлекающие  крупные доходы за счет использования, в большинстве случаев, природных  ресурсов, являющихся общенациональным достоянием, несут меньшую тяжесть  налоговых обязательств, нежели граждане с низкими и средними доходами. Стремление вывести доходы из «тени» путем понижения налогообложения  реализует беспринципность: чтобы  правила не нарушали, их надо отменить.

Международный опыт свидетельствует, что плоская  шкала налогообложения доходов  граждан практически не применяется. Напротив, широкое применение имеет  прогрессивное налогообложение  доходов граждан. При этом прогрессия достигает больших величин. В  Великобритании, например, максимальная ставка налога равна 40%, Германии – 53%, во Франции – 57%.

В каком  размере определить величину налоговой  ставки, или что необходимо изменить в существующей системе налогообложения, чтобы в бюджет поступала максимальная сумма налогов?

Целесообразно вернуться к прогрессивной шкале  налогообложения доходов физических лиц, установить ставки подоходного  налога, возлагающие повышенную налоговую нагрузку на крупные доходы.

Кроме того, следовало бы рассмотреть вопрос о применении принципа налогообложения  на совокупный доход семьи. Применение этого принципа в определенной мере усложнит механизм взимания налога, но в то же время позволит перейти  к более справедливому налогообложению  доходов граждан.

Одним из направлений совершенствования  порядка уплаты налога на доходы физических лиц может быть переход к зачислению сумм налога в бюджеты по месту  жительства налогоплательщиков. Это  усилит зависимость между доходами и расходами соответствующих  бюджетов, так как налог будет  поступать в тот же бюджет, из которого налогоплательщики получают основные виды социальной поддержки  и услуг. Упростится порядок, и сократятся сроки получения предусмотренных законом налоговых вычетов, поскольку они будут производиться из того же бюджета, куда поступил налог.

 

3.3 Проблемы и перспективы прогнозирования налоговых поступлений в бюджеты

налог прогнозирование планирование бюджет

Прогнозирование и планирование поступлений налогов  и сборов в федеральный бюджет является одной из действенных хозяйственных функций государства в условиях экономики рыночного типа.

Объективная необходимость планирования налоговых  поступлений в федеральный бюджет обусловлена:

– деятельностью государства как субъекта рыночных отношений;

– сложностью межотраслевых и региональных связей;

– необходимостью поддержания рациональных межбюджетных пропорций.

Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень  мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных  ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства.

За последние  годы в налоговой системе произошел  отказ от планирования поступлений  налогов и сборов «от достигнутого» к выработке определенных методов (алгоритмов) расчетов поступления налоговых платежей, основанных на анализе и оценке соответствующих налоговых баз и всего налогового потенциала региона.

Налоговое планирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целом и ее субъектов, представляющего систему показателей и основных параметров по направлениям социально-экономического развития.

Налоговое прогнозирование  включает в себя определение налоговых  баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления  за ряд периодов, расчет уровней  собираемости налогов и сборов, объемов  выпадающих доходов, состояние задолженности  по налоговым платежам, оценку результатов  изменения налогового законодательства и т.д.

В зависимости  от поставленных целей налоговое  планирование может проводиться  различными методами. Однако все расчеты  должны учитывать следующие составляющие:

– фоновый уровень поступлений;

– сезонную составляющую их изменений;

– событийную составляющую (например, варианты развития политической ситуации, изменений в налоговом законодательстве);

– остаточную составляющую, включающую возможные неучтенные факторы.

Наиболее  простым методом является метод  тренда, т.е. экстраполяции, продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом. В качестве базы для применения этого метода служит информация о поступлении конкретных налогов и сборов за определенные периоды предыдущих лет, об объемах выпадающих доходов, состоянии задолженности по налоговым платежам, анализ тенденций в развитии налогооблагаемой базы, структуры налогоплательщиков и т.д.

При этом методе планирования соответствующие показатели должны приводиться в сопоставимые условия. Особенно важно правильно  оценить размеры дополнительных поступлений налогов и сборов и выпадающих доходов в результате определенных изменений в налоговом  законодательстве.

Информация о работе Планирование налоговых поступлений в федеральный бюджет