Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть механизм планирования и прогнозирования налоговых поступлений в федеральный бюджет. В настоящее время для Российской Федерации актуальной является задача разработки такого механизма планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджет государства и субъектов Российской Федерации, который бы обеспечивал органы государственной власти Российской Федерации адекватной информацией по вопросам формирования доходов своих бюджетов в целях обеспечения принятия взвешенных и обоснованных управленческих решений.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
На тему: «Планирование налоговых поступлений в Федеральный бюджет»
Введение
Налоговая система Российской Федерации, призвана создавать благоприятные условия для укрепления и повышения эффективности производства, устранения диспропорций в экономике, способствовать росту жизненного уровня населения. Одним из путей ее развития в этом направлении является совершенствование бюджетно-налогового планирования и прогнозирования.
Процесс разработки и формирования планов и прогнозов налоговых поступлений требует детального анализа и учета результатов и перспектив социально-экономического развития страны и отдельных ее регионов.
Целью налогового планирования, как
на федеральном, так и на территориальном
уровне является оценка соотношения
налогового потенциала и фактических
поступлений налогов и сборов
и определение объемов
Прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из действенных управленческих функций государства в условиях экономики рыночного типа. Данные вопросы в России приобретают актуальность в связи с необходимостью совершенствования налогового процесса, осуществления его различных направлений на основе единых методологических подходов. Основными из которых, являются:
– применение современных методов оценки налогового потенциала;
– более полное использование для целей планирования аналитической информации в налоговой сфере, совершенствование структуры и состава показателей налоговых паспортов регионов;
– улучшение организации процесса планирования налоговых поступлений.
В настоящее
время для Российской Федерации
актуальной является задача разработки
такого механизма планирования и
прогнозирования налоговых
Цель курсовой работы: рассмотреть механизм планирования и прогнозирования налоговых поступлений в федеральный бюджет.
1. Теоретические основы налогового планирования и прогнозирования
1.1 Сущность и функции налогов
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов, и их расходования зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство. Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересе общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включается:
– необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);
– необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред среде, и т.д.;
– долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство (на примере освоение космоса).
К налоговым
доходам федерального бюджета относятся
федеральные налоги и сборы (в
том числе в соответствии с
законодательством РФ таможенные платежи
и государственная пошлина), перечень
и ставки которых определяются налоговым
законодательством РФ. Пропорции
распределения налогов в
При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней необходимо классифицировать доходы по видам:
Доходы бюджета в соответствии с бюджетным кодексом РФ образуются:
1. За счет налоговых поступлений;
2. За
счет неналоговых видов
3. За
счет безвозмездных
К неналоговым доходам относятся:
– доходы, от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
– доходы, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями в ведении собственно федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в результате возмещения вреда.
– доходы, в виде финансовой помощи, полученные из бюджетов других уровней, а исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.
– иные неналоговые доходы.
К безвозмездным
перечислениям относятся
К собственным доходам бюджета относят доходы полностью или частично закрепленные на постоянной основе законодательством РФ за соответствующие бюджеты.
Под регулярными доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год или на долговой основе устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или в местные бюджеты. Самые собираемые налоги в бюджет: НДФЛ, НДС, имущественные налоги, налог на прибыль.
Возникает вопрос, а в каком размере определить величину налоговой ставки, чтобы в бюджет поступала максимальная сумма налогов.
Ученый Лаффер построил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой. (Рис. 1)
Рисунок 1. Кривая Лаффера
Кривая Лаффера
показывает связь между налоговыми
ставками и объемом налоговых
поступлений, выявляет такую налоговую
ставку, при которой налоговые
поступления достигают
– снижение налоговых ставок обладает стимулирующим воздействием на производство;
– хотя уменьшение налоговых ставок приведет к сокращению объема бюджетных доходов, это сокращение носит временный характер.
Кривая дает ответ на вопрос «при какой ставке налогов, налоговые поступления в бюджет максимальны?» При дальнейшем повышении ставки мотивация предпринимательской деятельности ослабевает, падают объемы производства и уменьшаются налоговые отчисления. Лаффер предполагал в качестве оптимального значения рассматривать 30% налоговой ставки.
Федеральные налоги устанавливаются и регулируются на федеральном уровне, т.е. нормативными документами, принятыми правительством РФ и президентом РФ. В настоящее время почти все федеральные налоги регулируются НК РФ. Отдельные налоги, не включенные в налоговый кодекс, до сих пор регулируются федеральными законами. Поскольку налоги являются основным источником доходов государства, то именно государство заинтересованно в правильном подходе к формированию налогового механизма и налоговой политик в стране.
При формировании бюджетов разных уровней за счет налогов жестко соблюдается правило зачисления и зачета налогов в строго определенные уровни бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. Если налог является федеральным то это значит, что он регулируется федеральным законодательством, но может распространятся между бюджетами разных уровней, так примером является налог на прибыль. Ежегодно при формировании бюджета на следующий год осуществляется распространение этого налога по трем уровням бюджета: федеральный, региональный и местный, причем распространение процентов по бюджетам изменяется, а общая ставка остается такой же 24%. Все остальные налоги, как правило, регулируются законодательством на том уровне бюджета, к которому относятся, и зачисляются
1.2 Методы налогового планирования и прогнозирования
Среди методов,
способствующих мобилизации налогов
и сборов в бюджет, можно выделить,
такие как повышение
Важнейшим элементом мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему является государственное налоговое планирование. Необходимо выделить ряд элементов предшествующих составлению плана по мобилизации налогов в бюджет.
Первый элемент оценка налогового потенциала. Она характеризует налогооблагаемые ресурсы регионов. Адекватная оценка потенциала позволяет ликвидировать «несправедливые» финансово-бюджетные отношения между разными уровнями власти и решить вопросы заинтересованности местных органов власти в увеличении налогового потенциала.
Второй элемент – прогноз. Это направление, основанное на системе установления причинно-следственных связей и закономерностей выявление состояний и вероятных путей развития явлений и процессов. Прогноз в сфере налогообложения предполагает оценку показателей, характеризующих поступление налогов и сборов в будущем. Изучение трендов или «следов» сбора налогов за предыдущие периоды позволяет строить прогнозы, как на долговременный или текущий период.
Третий элемент –
Основой
методов анализа налогового планирования
является экономика. Экономико-статистический
анализ исследует темпы мобилизации
доходов и эффективность
Анализ
налогового планирования в России строится
на системе информации. Информационная
составляющая представлена в налоговых
органах налоговой отчетностью.
В месте с тем специалисты
налоговых органов утверждают, что
анализ отчетности не дает возможности
точно оценить поступление
Исследование поступления налогов и сборов, как правило, начинаются с анализа общеэкономических процессов. Считается что, между ВВП и налоговой базой существует устойчивая корреляция. Влияние ВВП и экономики на мобилизацию налогов имеет постоянный временной лаг. Процессы в экономике часто опережают поступление налогов в бюджет, так как налогоплательщики уплачивают налоги по результатам фактической деятельности в соответствии законодательно закрепленными сроками уплаты налогов.
Налоговое планирование в процессе эволюции терминологии разделилась на два направления.
Первое направление – это корпоративное планирование или оптимизация налогов. Его цель минимизация налоговых платежей в бюджетную систему. Представители корпоративного планирования под налоговым планированием понимают способ выбора оптимального сочетания построения правовых форм и отношений с государством, а также возможных их интерпретаций в рамках действующего налогового законодательства.
Информация о работе Планирование налоговых поступлений в федеральный бюджет