Планирование налоговых поступлений в федеральный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть механизм планирования и прогнозирования налоговых поступлений в федеральный бюджет. В настоящее время для Российской Федерации актуальной является задача разработки такого механизма планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджет государства и субъектов Российской Федерации, который бы обеспечивал органы государственной власти Российской Федерации адекватной информацией по вопросам формирования доходов своих бюджетов в целях обеспечения принятия взвешенных и обоснованных управленческих решений.

Работа содержит 1 файл

recjdfz.docx

— 202.25 Кб (Скачать)

Второе направление – это государственное налоговое планирование и его главная цель мобилизация налогов в бюджет для формирования государственных налоговых доходов.

 

 

 

2. Налоговое планирование и прогнозирование в РФ

 

2.1 Содержание государственного налогового планирования

 

Государственное налоговое планирование в России возникло из жесткой фискальной политики и подчинения налоговой системы  федеральным органам власти. Либеральные  идеи западных экономистов не смогли утвердить в России идеи прав регионов по формированию и сбору налогов. Государство свело проблему налогообложения  к самому простому, а именно, максимизации поступления налогов и сборов в бюджет. Главным направлением была выбрана централизация поступления налогов. Правительство снижает налоговую нагрузку, усиливает налоговую ответственность, и одновременно увеличивает число федеральных и уменьшает число региональных и местных налогов. В результате в практической деятельности потребовались жесткие методы, обеспечивающие поступления налогов в федеральный бюджет. Таким методом явилось государственное налоговое планирование. Метод позволяющий контролировать и максимизировать сбор налогов.

В регионы  были направлены плановые задания по сбору налогов в бюджетную  систему. Их выполнение стало важной частью оценки работы налоговых органов.

Итак, существует три подхода к налоговому планированию, а именно, формирование налоговой  политики, бюджетно-налоговое планирование и планирование налоговых поступлений  в рамках налоговых органах.

Территориальное налоговое планирование является одним  из направлений, которое призвано обеспечить рационализацию поступления налогов  в бюджетную систему от разных территорий. Федеральная налоговая  служба разрабатывает основные показатели мобилизации налогов в разрезе  Субъектов Федерации и планы  сбора налогов по городам и районам. Территориальное (муниципальное) планирование является основой контроля выполнения плановых показателей по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.

Государственное налоговое планирование представляет собой совокупность форм и методов  определения экономически обоснованных (оптимальных) налоговых параметров и решений соответствующих государственных  органов управления, направленных на реализацию функций налогов и  обеспечение максимально возможного объема налоговых поступлений в  бюджетную систему в рамках заданных параметров налогового потенциала.

Достижение  цели налогового планирования возможно, с одной стороны, на основе оптимизации  уровня и структуры налогового бремени, состава и структуры системы  налогов и налогообложения на текущий бюджетный год и перспективу, поддержания высокого уровня собираемости налогов и эффективности налогового контроля, а с другой стороны, с  учетом закона растущих финансовых потребностей государства. При этом важно учитывать  и структуру источников налоговых  поступлений. Диаграмма 1.

 

Диаграмма 1.

налог прогнозирование планирование бюджет

Так, в  настоящее время в России основные бюджетные поступления обеспечиваются за счет налогов с организаций, а  в их составе за счет косвенных  налогов, тогда как в большинстве  развитых стран, наоборот – за счет налогов с физических лиц и прямых налоговых платежей. Объективный предельный уровень налоговых изъятий (для каждой страны он индивидуален) ограничивает возможности государства в увеличении своих доходов на основе увеличения налогового бремени. В этой связи, важнейшей проблемой научного налогового планирования является поиск компромиссных решений, учитывающих обе противодействующие закономерности в конкретных практических действиях государственных органов законодательной и исполнительной власти.

Государственное налоговое планирование начинается с разработки или корректировки  научно обоснованной концепции налоговой  политики, в соответствии с которой  вносятся изменения в налоговую  систему государства, ее состав и  структуру, соответствующую экономическому развитию. Далее устанавливаются  цели, задачи и методы их достижения, опять же исходя из стратегических и тактических параметров, заложенных в налоговой политике. Целевые  налоговые установки формируются  на основе бюджетных заданий и  параметров программ социально-экономического развития страны.

Основная  задача государственного налогового планирования состоит в экономическом обосновании  количественных параметров бюджетных  заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны в рамках разработанной и законодательно принятой налоговой концепции.

Государственное налоговое планирование решает следующие основные задачи:

- формирование правового поля и налогового законодательства;

- построение  рациональной налоговой системы  исходя из конкретной социально-экономической  ситуации, основанной на оптимальных  параметрах совокупного налогового  бремени и структуры системы  налогов;

- оптимизация  объектов налогообложения и налоговой базы;

- разработка  рациональной системы налоговых скидок и льгот;

- разработка  налогового бюджета на предстоящий  финансовый год и среднесрочную  перспективу.

 

2.2 Типы налогового планирования

 

Рассмотрим элемент планирование сбора налогов во времени. Он построен по хронологическому принципу. В результате выделяется несколько видов планирования, а именно: долгосрочное планирование, перспективное планирование, текущее планирование и оперативное планирование.

Долгосрочное  налоговое планирование является конкретным выражением стратегии развития налоговой  системы государства на длительную перспективу. В долгосрочном плане  отражаются общие задачи всего перспективного периода, и особенности развития всех предусмотренных планом периодов времени.

Необходимо  отметить единство текущего и стратегического  налогового планирования. В их основе лежат прогнозные параметры налогового потенциала, под которым понимается способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений (имеется в виду не фактическая сумма поступлений как таковых, а именно способность, возможность). Без тщательной проработки перспектив развития налогообложения, осуществленной с учетом возможных изменений внешней среды, невозможна разработка реалистических налоговых планов. Формирование и принятие налоговой концепции как элемента государственных налоговой политики и налогового планирования представляет собой результат поиска наиболее приемлемого варианта налогового режима, выбираемого с учетом предполагаемых социально-экономических и политических условий. Следует отметить, что детальная проработка налоговых режимов (состава и структуры налоговых доходов, величины налоговых ставок, льгот и санкций, других способов обеспечения выполнения плановых налоговых заданий) составляет также содержание другого элемента государственного налогового менеджмента – государственного налогового регулирования.

Стратегический  налоговый потенциал определяется как прогнозируемый объем совокупной налоговой выручки, получаемый в  сфере производства и обращения  после вычета совокупных затрат по ее обеспечению. Среди наиболее существенных факторов, определяющих стратегический налоговый потенциал, выделяют объем  денежной массы в обращении, зависящие  от него параметры внутреннего валового продукта, вещественные и трудовые факторы производства, индексы цен, инфляции и других показателей. Тактический  налоговый потенциал определяется как суммарная величина прогнозируемого  объема налоговых поступлений, рассчитываемого  с учетом стратегического налогового потенциала и налоговых ставок.

Стратегическое  налоговое планирование связывается  с перспективной оценкой доходности территории, т.е. с определением стратегического налогового потенциала. Инструментом, с помощью которого осуществляется такая оценка, является прогнозирование налоговых поступлений, которым должны быть охвачены не столько сами величины налоговых поступлений, сколько их налоговые базы и составляющие их элементы. Стратегическое налоговое планирование не ограничивается лишь задачей прогнозирования налогового потенциала и ориентировано на оценку внутреннего потенциала системы налогообложения, реализующегося через совокупность кадровых, законодательно-нормативных, организационных и иных его составляющих, а также через принципы и методы управления налоговым производством. Результатом такой оценки должна стать выработка концепции долгосрочного развития налоговой системы.

Перспективное планирование представляет собой оценку поступления налогов и сборов в бюджет на длительный период. В  перспективных планах реализуется  стратегия правительства в области  налогообложения, определяются главные направления развития налоговой системы, определяются пути решения конкретных проблем. В рамках перспективного планирования определяются главные цели и задачи, их приоритетность, важнейшие направления развития, масштабы изменения элементов налоговой системы. Перспективное налоговое планирование не получило в РФ достаточно полного развития и является составной частью стратегии бюджетного процесса на 3 года, разрабатываемой в основном на федеральном уровне. При этом долгосрочное налоговое планирование на 5–10 лет не осуществляется.

Процесс планирования налоговых поступлений  можно представить в виде схемы:

 

Схема 1.




 



 


 



 



 


 

Текущее налоговое планирование связывается  с формированием плана налоговых  поступлений на конкретный финансовый год и определением способов обеспечения  заданных налоговых обязательств. Отправным  моментом при реализации этого процесса должно стать принятие решений относительно общественных приоритетов на текущий  год по конкретным направлениям и  размерам государственных расходов. При этом, наряду с другими задачами, предусматривается обеспечить формирование доходной части бюджетов с учетом изменений налогового законодательства. Задание целевого ориентира в  виде качественных и количественных параметров расходной части бюджетов ставит проблему поиска налоговых и  неналоговых источников покрытия запланированных  бюджетных расходов, определения  их соотношения на конкретный плановый период. это разработка научно обоснованной, сбалансированной годовой программы по мобилизации налогов в бюджет. Текущее планирование может подразумевать и территориальное налоговое планирование, то есть распределение налогов по Субъектам Российской Федерации.

Оперативное планирование конкретизирует текущие планы до уровня ежедневных, еженедельных, месячных и др. планов.

Все эти  виды планов применяются в рамках налоговой и бюджетной политике, а текущее и оперативное налоговое  планирование являются основой формирования планов, установленных государством для налоговых органов.

В целом  планирование можно определить как  целенаправленную деятельность по обеспечению  пропорционального и динамичного  развития общества, государства. В целом процесс налогового планирования на государственном уровне можно представить в виде следующей последовательности:

1) устанавливаются  цели, на достижение которых ориентирована  система налогообложения;

2) разрабатываются  методы и конкретные мероприятия  по реализации поставленных целей;

3) разграничиваются  налоговые полномочия и доходные  источники между органами власти  и управления различных уровней;

4) определяются  и устанавливаются конкретные  пропорции распределения налогов  между бюджетами различных уровней,  составляющих основу налогового  планирования;

5) составляется  прогнозный расчет общих сумм  налогов, взимаемых в каждой  территории (административной единице), что должно обеспечить экономически  обоснованные плановые показатели;

6) определяются  общие объемы налоговых поступлений  на краткосрочную и долгосрочную  перспективу на основе прогнозных  расчетов изменения доходности  предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом на федеральном,  региональном и местном уровнях.

Таким образом, цель государственного налогового планирования на уровне налоговых органов обеспечение поступления налогов и сборов в бюджетную систему.

 

2.3 Анализ налоговых поступлений в 2009 году

 

В последних  программных выступлениях политического  руководства Российской Федерации, в провозглашенных ориентирах стратегии  развития России до 2020 года определены главные направления развития: построение общества, которое задает высокие  жизненные стандарты, создание экономики  инновационного типа и радикальное  повышение ее эффективности. Достижение этих целей требует построения мощной финансовой системы, способной обеспечить формирование необходимых финансовых ресурсов, сбалансированность бюджетных  доходов и обязательств.

Большое значение для увеличения объемов  государственных финансовых ресурсов имеют меры по совершенствованию законодательства о налогах и сборах, повышению эффективности налогового планирования и прогнозирования.

В 2008 год  страна вступила с бюджетом, существенно  отличающимся по многим позициям от бюджетов предыдущих лет. Федеральный бюджет впервые принят на трехлетний период: на 2008–2010 годы.

Информация о работе Планирование налоговых поступлений в федеральный бюджет