Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:13, курсовая работа
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В настоящее время налоги составляют существенную долю в доходах государства, поэтому санкции, призванные способствовать более высокому уровню собираемости налогов, имеют большое значение. В целом уклонение налогоплательщиков от уплаты установленных налогов и сборов обусловлена также и высокими ставками налогов, но нельзя обойтись и без ответственности за нарушение налогового законодательства.
Введение.......................................................................................................................2
1.Общее положение налоговой ответственности
1.1.Понятие налоговой ответственности...................................................................4
1.2.Виды налоговых правонарушений......................................................................6
1.3.Субъекты налоговой ответственности.................................................................8
2.Ответственность за нарушение налогового законодательства
2.1.Виды ответственности за нарушение законов по вопросам налогообложения.......................................................................................................10
2.2.Основания для освобождения налогоплательщиков от налоговой ответственности.........................................................................................................18
3.Проблемы погашения налогового долга и пути их решения.............................24
Заключение.................................................................................................................30
Список литературы....................................................................................................31
г) является учеником, студентом, аспирантом, ординатором, адъюнктом;
д) является инвалидом I или II группы, в том числе с детства, кроме инвалидов, льгота которым определена подпунктом "б";
ж) является лицом, которому присуждена пожизненная стипендия как гражданину, подвергшемуся преследованию за правозащитную деятельность, включая журналистов;
е) является участником боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которого распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты", кроме лиц, определенных в подпункте" б ";
в размере, равном 200 процентам суммы льготы — для такого плательщика налога, который является:
а) Героем Украины, Героем Советского Союза, Героем Социалистического Труда или полным кавалером ордена Славы или ордена Трудовой Славы, лицом, награжденным четырьмя и более медалями "За отвагу ";
б) участником боевых действий во время Второй мировой войны или лицом, которое в то время работал в тылу, и инвалидом I и II группы, из числа участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты";
в) бывшим узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания во время Второй мировой войны или лицом, признанным репрессированным или реабилитированным;
г) лицом, насильно вывезенным с территории бывшего СССР во время Второй мировой войны на территорию государств, которые находились в состоянии войны с бывшим СССР или были оккупированы фашистской Германией и ее союзниками;
д) лицом, находившимся на блокадной территории бывшего Ленинграда (Санкт-Петербурга, Российская Федерация) в период с 8 сентября 1941 по 27 января 1944.
Налоговая социальная льгота применяется к начисленному налогоплательщику месячному доходу в виде заработной платы только по одному месту его начисления (выплаты). Налогоплательщик подает работодателю заявление о самостоятельном избрании места применения налоговой социальной льготы (далее — заявление о применении льготы). Налоговая социальная льгота начинает применяться к начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления налогоплательщика о применении льготы и документов, подтверждающих такое право. Работодатель отображает в налоговой отчетности все случаи применения или неприменения налоговой социальной льготы согласно полученным от плательщиков налога заявлениям о применении льготы, а также заявлениям об отказе от такой льготы. Перечень таких документов и порядок их предоставления определяет Кабинет Министров Украины.
Налоговая социальная льгота не может быть применена к: [1]
доходам налогоплательщика, иных чем заработная плата;
заработной плате, которую налогоплательщик в течение отчетного налогового месяца получает одновременно с доходами в виде стипендии, денежного или имущественного (вещного) обеспечения учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов, военнослужащих, выплачиваемым из бюджета;
дохода самозанятого лица от осуществления предпринимательской деятельности, а также другой независимой профессиональной деятельности.
Налоговая социальная льгота к заработной плате государственных служащих применяется при ее начислении до завершения начисления таких доходов без подачи соответствующих заявлений, указанных в подпункте 169.2.2 настоящего пункта, но с предоставлением подтверждающих документов для установления размера льготы.
Если налогоплательщик нарушает нормы этого пункта, вследствие чего, в частности, налоговая социальная льгота применяется также при получении других доходов в течение любого отчетного налогового месяца или по нескольким местам получения доходов, такой налогоплательщик теряет право на получение налоговой социальной льготы по всем местам получения дохода начиная с месяца, в котором имело место такое нарушение, и заканчивая месяцем, в котором право на применение налоговой социальной льготы восстанавливается.
Налогоплательщик может восстановить право на применение налоговой социальной льготы, если он подаст заявление об отказе от такой льготы всем работодателям с указанием месяца, когда произошло такое нарушение, на основании чего каждый предприниматель начисляет и удерживает соответствующую сумму недоплаты налога и штраф в размере 100 процентов суммы этой недоплаты за счет ближайшей выплаты дохода такому налогоплательщику, а в случае, если сумма выплаты недостаточна, — за счет следующих выплат. Если сумма недоимки и / или штрафа не были удержаны налоговым агентом за счет дохода налогоплательщика, то такие суммы включаются в годовую налоговую декларацию такого налогоплательщика. При этом право на применение налоговой социальной льготы восстанавливается с налогового месяца, следующего за месяцем, в котором сумма такой недоплаты и штраф полностью погашаются. [9, 302]
Центральный орган государственной налоговой службы устанавливает также порядок информирования работодателей налогоплательщика о наличии нарушений им норм выявленных на основании данных налоговой отчетности или документальных проверок, а также порядок информирования работодателя о лишении налогоплательщика или о восстановлении его права на налоговую социальную льготу.
В случае если налогоплательщик имеет право на применение налоговой социальной льготы по двум и более основаниям применяется одна налоговая социальная льгота на основании, которое предусматривает ее наибольший размер. Налоговая социальная льгота предоставляется с учетом последнего месячного налогового периода, в котором налогоплательщик умер или объявляется судом умершим или признается судом безвестно отсутствующим, или теряет статус резидента, или был уволен с места работы.
Налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает сумму, равную размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 гривен. При этом предельный размер дохода, дающего право на получение налоговой социальной льготы одному из родителей в случае и в размере, определяется как произведение суммы, определенной в абзаце первом настоящего подпункта, и соответствующего количества детей. Если налогоплательщик получает доходы в виде заработной платы за период ее хранения в соответствии с законодательством, в том числе за время отпуска или пребывания плательщика налога на больничном, то с целью определения предельной суммы дохода, дающего право на получение налоговой социальной льготы, и в других случаях их налогообложения, такие доходы (их часть) относятся к соответствующим налоговым периодам их начисления. [1]
Работодатель налогоплательщика обязан осуществить пересчет суммы доходов, начисленных такому налогоплательщику в виде заработной платы, а также суммы предоставленной налоговой социальной льготы:
по результатам каждого отчетного налогового года при начислении заработной платы за последний месяц отчетного года;
при проведении расчета за последний месяц применение налоговой социальной льготы в случае изменения места ее применения по самостоятельному решению плательщика налога или в случаях, определенных подпунктом 169.2.3 пункта 169.2 настоящей статьи;
при проведении окончательного расчета с плательщиком налога, который прекращает трудовые отношения с таким работодателем.
Работодатель и / или налоговый агент имеет право осуществлять перерасчет сумм начисленных доходов, удержанного налога за любой период и в любых случаях для определения правильности налогообложения, независимо от того, имеет плательщик налога право на применение налоговой социальной льготы или нет. Если вследствие осуществленного перерасчета возникает недоплата удержанного налога, то сумма такой недоплаты взимается работодателем за счет суммы любого налогооблагаемого дохода (после его налогообложения) за соответствующий месяц, а в случае недостаточности суммы такого дохода — за счет налогооблагаемых доходов следующих месяцев, до полного погашения суммы такой недоимки. Если в результате проведения окончательного расчета с плательщиком налога, который прекращает трудовые отношения с работодателем, возникает сумма недоимки, которая превышает сумму налогооблагаемого дохода плательщика налога за последний отчетный период, то непогашенная часть такой недоплаты включается в состав налогового обязательства плательщика налога по результатам отчетного налогового года и оплачивается самим плательщиком.
3 ПРОБЛЕМЫ ПОГАШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ДОЛГА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Налоговый долг (недоимка) – это налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованное плательщиком налогов или согласованное в административном либо судебном порядке, но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства.
Основной задачей налоговой службы является создание условий и мотивации добровольного погашения налогового долга плательщиками налогов.
Действующим законодательством предусмотрено, что в случае отказа плательщика добровольно оплатить свои долги, взыскание их производится в принудительном порядке через соответствующие подразделения Министерства юстиции Украины — отделы государственной исполнительной службы. Несмотря на это, вопросы взаимодействия с государственной исполнительной службой являются одними из важнейших направлений деятельности налоговой службы области. Если попытки работников налоговой службы самостоятельно взыскать долги с проблемных должником тщетны, то налоговики обращаются в Главное управление юстиции и благодаря совместным усилиям возмещают потери бюджета. Затрагивая вопрос принудительного взыскания долгов, налоговая служба сообщает государственному исполнителю максимально возможную информацию о его имущественном положении, в том числе перечень открытых счетов в банковских учреждениях. Для поиска скрытых активов должников или установления места нахождения должников — физических лиц к исполнительным действиям немедленно привлекаются работники налоговой милиции.
В случае, если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в установленный законодательством срок (т.е. установленный нормами – 10 дней), такому плательщику направляется налоговое требование, а сумма денежного обязательства, неуплаченного в течение такого срока, становится налоговым долгом.
При этом, порядок погашения налогового долга не предусматривает приостановления его взыскания в случае судебного обжалования ранее согласованной суммы налогового обязательства.
Вместе с тем установлено, что при обращении налогоплательщика в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа налоговое обязательство считается несогласованным до дня вступления в законную силу решения суда. Таким образом, обжалование налогоплательщиком в суд суммы налогового обязательства, согласованного в административном порядке, по истечению 10-дневного срока для уплаты такого обязательства, и, как следствие, трансформации его в налоговый долг, не возвращает такому обязательству статус несогласованного: такая сумма остается налоговым долгом налогоплательщика со всеми вытекающими отсюда последствиями взыскания. Хотя в случае положительного решения дела в пользу налогоплательщика соответствующие налоговые уведомления и требования считаются отозванными. При этом уплаченные (взысканные) на погашение такого налогового долга суммы могут при соответствующих обстоятельствах приобрести статус излишне уплаченных и подлежать возврату налогоплательщику в установленном порядке. Такая ситуация на практике свидетельствует об определенной проблеме, связанной со статусом налогового обязательства налогоплательщика, начавшего процедуру его обжалования, и применения действий по его взысканию как налогового долга.
Так, положения НКУ четко дают понять, что в случае административного обжалования налоговых обязательств, определенных налоговыми уведомлениями-решениями, в порядке и в сроки, предусмотренные данным Кодексом, они остаются несогласованными вплоть до окончания процедуры административного обжалования. Вместе с тем, если после административного обжалования либо по истечении 10-дневного срока с момента получения таких налоговых уведомлений-решений налогоплательщик примет решение обжаловать их в суде, может возникнуть ситуация, при которой налоговые обязательства, определенные ими, превратятся в налоговый долг со всеми вытекающими отсюда последствиями (выставлением налоговых требований, описью и арестом активов). [10]
С целью обеспечения выполнения налогоплательщиком своих обязанностей, определенных Налоговым Кодексом, имущество налогоплательщика, которое имеет налоговый долг, передается в налоговый залог.[1]
Право налогового залога возникает в случае:
неуплаты в сроки, установленные Налоговым Кодексом, суммы денежного обязательства, самостоятельно определенного налогоплательщиком в налоговой декларации, — со дня, следующего за последним днем указанного срока;
неуплаты в сроки, установленные Налоговым Кодексом, суммы денежного обязательства, самостоятельно определенного контролирующим органом, — со дня возникновения налогового долга. [1]
В соответствии с Налоговым кодексом, право налогового залога распространяется на любое имущество налогоплательщика, балансовая стоимость которого соответствует сумме налогового долга. При этом орган налоговой службы принимает меры по погашению долга за налогоплательщика путем взыскания средств, находящихся в его собственности, а если их не хватит — путем продажи имущества налогоплательщика, пребывающего в налоговом залоге.
Эксперты отмечают, что с этой целью, согласно пункту 95.3 НК, налоговики должны обратиться в суд за получением разрешения на погашение "всей суммы" долга за счет вышеуказанного имущества.
В соответствии с НКУ налоговый орган осуществляет за налогоплательщика меры по погашению налогового долга путем взыскания средств, а в случае их недостаточности — за счет имущества, находящегося в налоговом залоге.
Но тут важно соблюдение некоторых правил, в частности:
право на взыскание средств в счет погашения налогового долга возникает у налогового органа на следующий день по окончании 60 дней со дня направления налогоплательщику налогового требования;
продается имущество налогоплательщика на публичных торгах и/или через торговые организации.
ГНАУ приказом от 12.03.2011 г. №138 утвердила Порядок проведения целевых аукционов по продаже имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге. Этот порядок касается продажи имущества, находящегося в налоговом залоге, через уполномоченные товарные биржи, которые выбираются налоговым органом и являются организаторами аукционов. Имущество, подлежащее продаже на аукционе, выставляется на аукционы по первоначальной цене, которая определяется налоговым органом на основании отчета (акта) об оценке имущества, составленного в соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных правах и профессиональной деятельности в Украине».
При этом определение и изменение первоначальной цены продажи имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге, в счет погашения его налогового долга, а также обнародование информации о времени и условиях проведения соответствующих торгов осуществляются в порядке.