Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:13, курсовая работа
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В настоящее время налоги составляют существенную долю в доходах государства, поэтому санкции, призванные способствовать более высокому уровню собираемости налогов, имеют большое значение. В целом уклонение налогоплательщиков от уплаты установленных налогов и сборов обусловлена также и высокими ставками налогов, но нельзя обойтись и без ответственности за нарушение налогового законодательства.
Введение.......................................................................................................................2
1.Общее положение налоговой ответственности
1.1.Понятие налоговой ответственности...................................................................4
1.2.Виды налоговых правонарушений......................................................................6
1.3.Субъекты налоговой ответственности.................................................................8
2.Ответственность за нарушение налогового законодательства
2.1.Виды ответственности за нарушение законов по вопросам налогообложения.......................................................................................................10
2.2.Основания для освобождения налогоплательщиков от налоговой ответственности.........................................................................................................18
3.Проблемы погашения налогового долга и пути их решения.............................24
Заключение.................................................................................................................30
Список литературы....................................................................................................31
ответственность налогоплательщиков за нарушение порядка исчисления и уплаты налогов;
ответственность сборщиков налогов за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет, например, налог на доходы физических лиц;
ответственность банков и иных кредитных организаций за неисполнение и несвоевременное исполнение платежных поручений налогоплательщиков. [10]
В настоящее время налоговая ответственность плательщиков и лиц, содействующих уплате налога, наступает при совершении ими одного из многих правонарушений, имеющих самостоятельный характер. Данные об их составе можно классифицировать следующим образом в зависимости от объекта, на который направлены противоправные деяния:
сокрытие (занижение) объектов налогообложения, в том числе сокрытие или занижение дохода (прибыли), сокрытие иного объекта налогообложения;
нарушение установленного порядка учета объектов налогообложения, в том числе неучет объекта налогообложения, отсутствие учета объектов налогообложения, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период;
нарушение порядка предоставления документов налоговой организации, которое может быть выражено в виде непредоставления или несвоевременного предоставления налоговой администрации документов, необходимых для исчисления обязательных платежей;
нарушение порядка уплаты налога: задержка уплаты налогового платежа, несвоевременное удержание или неполное удержание суммы налогов. [1]
2.1.ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ В ВОПРОСАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
За нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяются следующие виды юридической ответственности (п. 111.1 ст. 111 гл. 11 разд. II НК Украины):
административная;
уголовная;
финансовая.
В соответствии со ст. 9 КУоАП административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность применяется к налогоплательщикам и к должностным лицам налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства (табл. 1).
Таблица 1
№ | Вид нарушения | Размер штрафа | Норма КУоАП | |
1. | Отсутствие налогового учета, нарушение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленного законом порядка ведения налогового учета | от 5 до 10 НМДГ | ст. 1631 | |
1.1. | те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за аналогичное нарушение | от 10 до 15 НМДГ | ||
2. | Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами предприятий, учреждений и организаций платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов и сборов (обязательных платежей) | 5 до 10 НМДГ | ст. 1632 | |
2.1. | те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за аналогичное нарушение | от 10 до 15 НМДГ | ||
3. | Неудержание или неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц при выплате физическому лицу доходов, перечисление налога на доходы физических лиц за счет средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством), неуведомление или несвоевременное уведомление государственных налоговых инспекций сведениями о доходах граждан по установленной форме | от 2 до 3 НМДГ | ст. 1634 | |
3.1. | те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за аналогичное нарушение | от 3 до 5 НМДГ | ||
4. | Осуществление хозяйственной деятельности без государственной регистрации как субъекта хозяйствования или без получения лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию согласно закону, а также без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом (кроме случаев применения принципа молчаливого согласия) | от 20 до 40 НМДГ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой | ст. 164 | |
4.1. | те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за аналогичное нарушение | от 30 до 60 НМДГ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой | ||
5. | Непредставление или несвоевременное представление гражданами деклараций о доходах или включение в декларации искаженных данных, неведение учета или ненадлежащее ведение учета доходов и расходов, для которых законами Украины установлена обязательная форма учета | От 3 до 8 НМДГ | ст. 1641 | |
5.1. | те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за аналогичное нарушение | от 5 до 8 НМДГ | ||
6. | Сокрытие в учете валютных и других доходов, непродуктивных расходов и убытков, отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, внесение недостоверных данных в финансовую отчетность, неподача финансовой отчетности, несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей, нарушение правил ведения кассовых операций, препятствование работникам государственной контрольно-ревизионной службы в проведении ревизий и проверок, непринятие мер по возмещению с виновных лиц убытков от недостач, растрат, хищений и бесхозяйственности | от 8 до 15 НМДГ | ст. 1642 | |
6.1. | те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за аналогичное нарушение | от 10 до 20 НМДГ | ||
7. | Непредставление или несвоевременное представление, представление по неустановленной форме или представление недостоверной финансовой отчетности, ликвидационного баланса, связанных с ликвидацией юридического лица, председателем ликвидационной комиссии, ликвидатором, другими ответственными лицами, привлеченными кликвидации юридического лица | от 30 до 60 НМДГ | ст. 1666 | |
7.1. | ведение с нарушением установленного порядка бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с ликвидацией юридического лица, включая оценку имущества и обязательств юридического лица и составление ликвидационного баланса, осуществляемого ответственными за это лицами | от 30 до 60 НМДГ | ||
7.2. | уклонение председателя ликвидационной комиссии, ликвидатора, других ответственных лиц, привлеченных к ликвидации юридического лица, от организации ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с ликвидацией юридического лица, включая оценку имущества и обязательств юридического лица и составление ликвидационного баланса | от 40 до 100 НМДГ | ||
7.3. | действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за аналогичные нарушения | от 50 до 120 НМДГ |
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) предусмотрена ст. 212 УК Украины (табл.2).
Таблица 2
№ | Вид нарушения | Размер неоплаченных налогов, грн | Наказание | Норма УК Украины |
1. | Умышленное уклонение от уплаты налогов в значительных размерах | от 470 500* | Штраф от 300 до 500 НМДГ | ч.1 ст. 212 |
2. | Умышленное уклонение от уплаты налогов в крупных размерах | от 1 411 500** | Штраф от 500 до 2000 НМДГ | ч.2 ст. 212 |
3. | Умышленное уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах | от 2 352 500*** | Лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет с конфискацией имущества | ч.3 ст. 212 |
Примечания. * 470,50 × 1000 = 470500 грн. |
Под значительным размером следует понимать суммы налогов и сборов (обязательных платежей), которые превышают в 1000 и более раз установленный законом НМДГ.
Под крупным размером следует понимать суммы налогов и сборов (обязательных платежей), которые превышают в 3000 и более раз установленный законом НМДГ.
Под особо крупным размером следует понимать суммы налогов и сборов (обязательных платежей), которые превышают в 5000 и более раз установленный законом НМДГ.
Согласно п. 5. подразд. 1 разд. ХХ НК Украины для норм уголовного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений сумма НМДГ устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины для соответствующего года.
Таким образом, при определении суммы сокрытых налогов и сборов (обязательных платежей) вместо 17 грн (НМДГ) будет использоваться размер социальной налоговой льготы, который в 2011 году составляет 470,50 грн (941грн × 50 %).
Финансовая ответственность применяется в соответствии с нормами гл. 11 разд. II НК Украины и другими законами Украины. При этом привлечение к финансовой ответственности не освобождает от административной и уголовной ответственности.
Финансовая ответственность применяется в виде штрафов и пени (п. 111.2 ст.111 гл. 11 разд. II НК Украины), при этом пеня начисляется только на сумму налогового долга.
Штрафы за налоговые правонарушения налагаются в пределах срока давности, установленного ст. 102 гл. 9 разд. II НК Украины для начисления налоговых обязательств, а именно в течение 1095 дней (п. 114.1 ст. 114 гл. 11 разд. II НК Украины).
В случае применения контролирующими органами к налогоплательщику штрафных (финансовых) санкций (штрафов) за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, такому налогоплательщику направляются (вручаются) налоговые уведомления-решения (п. 116.1 ст. 116 гл. 11 разд. II НК Украины).
За одно налоговое правонарушение контролирующий орган может применить только один вид штрафной (финансовой) санкции (штрафа), предусмотренной НК Украины и другими законами Украины (п. 116.2 ст. 116 гл. 11 разд. II НК Украины).
Размеры финансовых санкций установлены статьями 117 — 121 НК Украины. При их применении в 2011 г. необходимо также учитывать пункты 5 — 7 подразд. 10 разд. ХХ НК Украины, согласно которым:
штрафные санкции за нарушение налогового законодательства, предусмотренные НК Украины, начинают применяться только с III квартала 2011 года, до этого периода за каждое нарушение применяется штраф не более 1 грн;
как исключение из вышеприведенного правила для плательщиков налога на прибыль штраф в размере 1 грн за каждое правонарушение применяется во втором и третьем кварталах, то есть установленные НК Украины штрафы к этим плательщикам применяются только с 1 октября 2011 г., это же правило применяется к тем предприятиям, которые во II и III кварталах перешли с упрощенной системы налогообложения на общую.
Необходимо также отметить, что при проверках деятельности налогоплательщика за период, предшествующий вступлению в силу НК Украины (напомним, что разд. III НК Украины вступил в силу 01.04.2011 г.), нормы НК Украины применяться не могут, в связи с тем, что законы не имеют обратного действия во времени. Поэтому при обнаружении налоговых правонарушений, совершенных в 2008 — 2010 гг., финансовые санкции должны применяться в размерах, установленных Законом № 2181.
2.2 ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ОТ НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Налоговые освобождения означают возможность не платить налог или сбор, установленный НКУ, либо уплачивать его в меньшем размере. Иным термином, обозначающим эту возможность, является установленное статьей 169 НКУ понятие "налоговая льгота".
Налогоплательщик может иметь право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого из источников на территории Украины от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы в таких размерах: [1]
в размере, равном 100 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленном законом на 1 января отчетного налогового года, — для любого плательщика налога — для плательщика налога, который содержит двух или более детей возрастом до 18 лет, — в расчете на каждого такого ребенка;
в размере, который равняется 150 процентам суммы льготы — для такого плательщика налога, который:
а) является одинокой матерью (отцом), вдовой (вдовцом) или опекуном, попечителем — в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет;
б) содержит ребенка-инвалида — в расчете на каждого такого ребенка в возрасте до 18 лет;
в) является лицом, отнесенным законом к первой или второй категорий лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы;