Особенности налогообложения в кредитно-банковской сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, несмотря на долголетнее реформирование налоговой системы, все еще отсутствует целостная концепция налогообложения операций, осуществляемых субъектами финансового сектора экономики. Финансовый рынок в своей основе имел спекулятивную природу, что выразилось в расцвете российской банковской сферы и буме фондового рынка, достигших своего пика в 1997 году и закончившихся всесторонним кризисом 1998 г. Одной из причин кризисного состояния российской экономики являлось несовершенство системы налогообложения, которая в полной мере не учитывала процессы, происходившие в народном хозяйстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы налогового учета и отчетности в кредитно-банковской сфере

1.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности кредитных организаций……………………………………………………………………….4

1.2 Налогообложение прибыли кредитных организаций……………………....7

1.3 Особенности исчисления НДС банками………………………………...…16

Глава 2. Анализ и оценка системы налогообложения в Западно-Уральском банке Сбербанка Российской Федерации

2.1 Общая характеристика банка……………………………………………….25

2.2 Анализ финансово-экономических показателей

кредитной организации……………………………………………………….....27

2.3 Анализ и оценка структуры уплачиваемых налогов и сборов……………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40

Работа содержит 1 файл

Курсовая федеральные налоги.docx

— 219.67 Кб (Скачать)

     При оказании услуг (реализации имущества) по товарообменным (бартерным) операциям, оказании услуг (реализации имущества) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет  залога залогодержателю при неисполнении банком обеспеченного залогом обязательства  налоговая база определяется как  стоимость услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых сторонами сделки, и без включения в них НДС  и налога с продаж [26.C 257].

     Налоговый период устанавливается как квартал.

     Налогообложение производится по налоговой ставке 18 % при оказании услуг (реализации имущества).

     Налогообложение производится по расчетной налоговой  ставке при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) при удержании налога налоговыми агентами в виде авансов, финансовой помощи, на пополнение фондов социального  назначения, в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные  товары (работы, услуги) облигациям и  векселям, по договорам страхования  риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, а также при получении денежных средств, связанных с оплатой  услуг (товаров) при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом.

     Сумма налога при раздельном учете исчисляется  как сумма налога, полученная в  результате сложения сумм налогов, исчисляемых  отдельно как соответствующие налоговым  ставкам процентные доли соответствующих  налоговых баз.

     Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно  ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих  налоговую базу в соответствующем  налоговом периоде.

     1. В соответствии с п.1 ст. 167 НК  РФ реализация для целей налогообложения  (НДС) банком определяется датой  поступления денежных средств  и (или) иной формы оплаты  за доходы, полученные банком  от осуществления операций, не  связанных с банковской деятельностью. 

     2. Для целей налогообложения оплатой  услуг (имущества) признается  прекращение встречного обязательства  приобретателя указанных услуг  (имущества) перед банком, которое  непосредственно связано с оказанием  этих услуг (поставкой (передачей)  имущества), за исключением прекращения  встречного обязательства путем  выдачи покупателем-векселедателем  собственного векселя. 

     Оплатой услуг (товаров, работ), в частности, признаются: - поступление денежных средств на счета банка либо его  комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу (комиссионера, поверенного или агента);

     - прекращение обязательства зачетом; 

     - передача банком права требования  третьему лицу на основании  договора или в соответствии  с законом. 

     3. В случае неисполнения покупателем до истечения срока исковой давности по праву требования исполнения встречного обязательства, связанного с оказанием услуг (поставкой имущества), датой оплаты услуг (имущества) признается наиболее ранняя из следующих дат:

     - день истечения указанного срока  исковой давности;

     - день списания дебиторской задолженности. 

     Существует  несколько вариантов учета НДС в банке:

     1)если банк освобожден от уплаты НДС, то налог уплаченный контрагентам, полностью включается в балансовую стоимость, приобретаемых товарно-материальных ценностей, работ, услуг, то есть не подлежит зачету, в том числе по тем операциям, по которым обложение по каким-либо причинам (например, выписка счета-фактуры с указанием суммы НДС) производится;

     2)вариант связан с возможностью частичного использования банком приобретенных товаров, работ, услуг в производстве и (или) реализации товаров, работ, услуг, операции по реализации которых подлежат налогообложению, а частично - в производстве и реализации товаров, операции по реализации которых освобождены от налогообложения. Налоговому вычету подлежит не весь уплаченный поставщикам НДС, а только его определенная часть. Эта часть определяется в соответствии с удельным весом доходов по облагаемым НДС операциям в общей сумме доходов банка;

      3)этот вариант расчетов с бюджетом может использоваться банками как специфическими субъектами налогообложения (п. 5 ст. 170 НК РФ). Он состоит в том, что суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам), полностью включаются в (балансовую стоимость товаров (работ, услуг), затраты по которым принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций. При этом вся сумма налога, полученная ими по облагаемым операциям, подлежит уплате в бюджет. Поскольку обеспечить раздельный учет расходов, что требуется для второго варианта, можно лишь по ограниченному кругу операций и это достаточно трудоемко, то и вариант является предпочтительнее. В то же время применение его приводит к небольшому увеличению платежей в бюджет по НДС, но при этом значительно упрощает расчеты. К тому же налоговые "потери" частично компенсируются уменьшением налоговой базы по налогу на прибыль.

     Выбранный банком вариант зачета уплаченного  поставщикам НДС доводится до сведения налоговой инспекции 

     Налогоплательщик  имеет право уменьшить общую  сумму налога на установленные налоговые  вычеты.

     Вычетам подлежат суммы налога:

     - предъявленные налогоплательщику  и уплаченные им при приобретении  товаров (работ, услуг) на территории  РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

     - предъявленные продавцом покупателю  и уплаченные продавцом в бюджет  при реализации товаров, (работ,  услуг) в случае возврата этих  товаров (работ, услуг) продавцу  или отказа от них. 

     - исчисленные продавцами и уплаченные  ими в бюджет с сумм авансовых  или иных платежей в счет  предстоящих поставок товаров  (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской  Федерации, в случае расторжения  соответствующего договора и  возврата соответствующих сумм  авансовых платежей.

     - уплаченные по расходам на  командировки (расходам по проезду  к месту служебной командировки  и обратно, включая расходы  на пользование в поездах постельными  принадлежностями, а также расходам  на наем жилого помещения) и  представительским расходам, принимаемым  к вычету при исчислении налога  на прибыль организаций. При  этом сумма налога, подлежащая  вычету, исчисляется по расчетной  налоговой ставке суммы указанных  расходов. В случае отсутствия  документов, подтверждающих осуществление  указанных расходов, сумма налога, подлежащая вычету, исчисляется  по расчетной налоговой ставке  установленных норм на указанные  расходы. 

     Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую  уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами.

     Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, общая сумма налогов. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, сумма указанного налога, подлежащая уплате в бюджет, по итогам этого налогового периода принимается равной нулю.

     Положительная разница между суммой налоговых  вычетов и общей суммой налога подлежит возмещению налогоплательщику.

     Уплата  налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

     Налоговые агенты производят уплату налога по месту  своего нахождения.

 

      ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И  ОЦЕНКА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЗАПАДНО-УРАЛЬСКОМ БАНКЕ СБЕРБАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 

     2.1 Общая характеристика  банка

     ОАО «Сбербанк России» – один из наиболее значимых финансовых институтов Центральной  и Восточной Европы, крупнейший банк России и СНГ. Учредитель и основной акционер Банка – Банк России. По состоянию на дату закрытия реестра  акционеров, Банку России принадлежит 60,3% голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами  Сбербанка являются более 263 тыс. юридических  и физических лиц. Иностранные инвесторы  в структуре капитала занимают более 32,1%.  Высокая доля иностранных  инвесторов в структуре капитала Сбербанка России свидетельствует  о его инвестиционной привлекательности. В 2010 году Сбербанк занял 43-е место  по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

     Финансовые  результаты за 2010 год:

     - увеличение объема чистой прибыли  в 2,5-3 раза по сравнению с  2007 годом. Чистая прибыль за 2010 год составила 181 648 млн. руб.;

     - снижения отношения операционных  затрат к чистому операционному  доходу на 5 процентных пунктов  до 40%;

     - рентабельность капитала (ROAE) не ниже 20%.

     Деятельность  Сбербанка России регулируется законодательством  Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законам от 26.12.1995 №208-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об акционерных обществах» и Федеральным законом от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 01.07.2011) «О банках и банковской деятельности».

     Высшим  органом управления Сбербанка России является общее собрание акционеров, которое утверждает Устав Банка, избирает Наблюдательный Совет, принимает  другие принципиальные решения.

     Наблюдательный  Совет осуществляет общее руководство  деятельностью Сбербанка России, определяет стратегические приоритеты его развития и формирует Правление, которому делегированы полномочия по текущему управлению.

     Сбербанк  России обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и около 20 тысяч подразделений по всей стране.

     Западно-Уральский  банк Сбербанка России работает на территории трех субъектов Российской Федерации - Пермского края, Удмуртской республики и Республики Коми. Все  регионы отличаются развитой производственной инфраструктурой и богатыми природными ресурсами. Банк активно развивается  сам и вносит ощутимый вклад в  дело укрепления экономики и социальной стабильности регионов.

     Западно-Уральский  банк Сбербанка России образован 1 января 2001 года. В связи с принятием  новой концепции развития Сбербанка  России была проведена реорганизация  филиальной сети. В результате реформы 71 территориальный банк, функционировавший  в прежних административных границах субъектов Российской Федерации, был  преобразован в 17 банков, обслуживающих  крупные экономико-географические регионы. Западно-Уральский банк объединил  Пермский, Удмуртский и Коми банки  Сбербанка России.

     Головной  офис Западно-Уральского банка Сбербанка  России располагается в г. Перми. В составе банка в городах  и административных районах функционируют 33 отделения (в Пермском крае — 19, в  Республике Коми — 7, в Удмуртской Республике — 7) и 814 подразделений (в Пермском крае — 473, в Республике Коми −151, в Удмуртской Республике — 190). Комплексное банковское обслуживание юридических лиц осуществляют 146 филиала, услуги населению оказывают 847 филиалов (отделения, дополнительные офисы).

     По  итогам 2010 года Западно-Уральским банком Сбербанка РФ. получено 8,5 млрд. рублей чистой прибыли, а собственные средства составили 41,6 млрд. рублей.

     Занимая лидирующее положение на финансовом рынке региона, Западно-Уральский банк Сбербанка России играет важную роль в развитии производственных и хозяйственных связей, эффективных форм внутрирегиональной специализации и кооперирования, стабилизации и улучшения экономической ситуации .  

     2.2 Анализ финансово-экономических  показателей в  кредитных организациях 

     Для управления процессами денежного обращения, кредитования и банковских расчетов в экономике необходимо располагать  оперативной и достоверной информацией  о состоянии и движении денежных средств по счетам банковских организаций. Разносторонняя, достоверная, оперативно получаемая и обрабатываемая информация, объективно отражающая экономический  климат в стране, обстановку в регионах и различных сферах экономической  деятельности, налоговую и таможенную политику государства, конъюнктуру  цен, спроса и предложения на финансовых рынках, необходима для принятия управленческих решений как на государственном  уровне, так и для успешной коммерческой деятельности в различных секторах экономики, в том числе и банковском секторе.

Информация о работе Особенности налогообложения в кредитно-банковской сфере