Особенности налогообложения в кредитно-банковской сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, несмотря на долголетнее реформирование налоговой системы, все еще отсутствует целостная концепция налогообложения операций, осуществляемых субъектами финансового сектора экономики. Финансовый рынок в своей основе имел спекулятивную природу, что выразилось в расцвете российской банковской сферы и буме фондового рынка, достигших своего пика в 1997 году и закончившихся всесторонним кризисом 1998 г. Одной из причин кризисного состояния российской экономики являлось несовершенство системы налогообложения, которая в полной мере не учитывала процессы, происходившие в народном хозяйстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы налогового учета и отчетности в кредитно-банковской сфере

1.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности кредитных организаций……………………………………………………………………….4

1.2 Налогообложение прибыли кредитных организаций……………………....7

1.3 Особенности исчисления НДС банками………………………………...…16

Глава 2. Анализ и оценка системы налогообложения в Западно-Уральском банке Сбербанка Российской Федерации

2.1 Общая характеристика банка……………………………………………….25

2.2 Анализ финансово-экономических показателей

кредитной организации……………………………………………………….....27

2.3 Анализ и оценка структуры уплачиваемых налогов и сборов……………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40

Работа содержит 1 файл

Курсовая федеральные налоги.docx

— 219.67 Кб (Скачать)
 
Автономная  некоммерческая организация высшего  профессионального образования 

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ»

 

Кафедра Бухгалтерского учёта, анализа и аудита

Специальность 351200 Налоги и налогообложение 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине Федеральные налоги и сборы

по теме    Особенности налогообложения в кредитно-банковской сфере

Выполнил (а) студент (ка) _______ курса, группы Н-28 С(и) 

Селедкина Анна Анатольевна

      (фамилия,  имя, отчество)

Руководитель  работы Винокурова Р.П.

__________________________________________________________________

(ученая  степень, звание, фамилия и инициалы)

              К защите ____________________________

              (дата, подпись руководителя)

              Работа  защищена с оценкой ____________

              ___________________________________

              (подпись  руководителя)

              «____» _______________________2011 г. 
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Пермь 2011 

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы налогового учета  и отчетности в  кредитно-банковской сфере

1.1 Нормативно-правовое  регулирование деятельности кредитных  организаций……………………………………………………………………….4

1.2 Налогообложение  прибыли кредитных организаций……………………....7

1.3 Особенности  исчисления НДС банками………………………………...…16

Глава 2. Анализ и оценка системы  налогообложения в Западно-Уральском банке Сбербанка Российской Федерации

2.1 Общая характеристика  банка……………………………………………….25

2.2 Анализ финансово-экономических  показателей 

кредитной организации……………………………………………………….....27

2.3 Анализ и оценка структуры уплачиваемых налогов и сборов……………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время, несмотря на долголетнее  реформирование налоговой системы, все еще отсутствует целостная  концепция налогообложения операций, осуществляемых субъектами финансового  сектора экономики. Финансовый рынок  в своей основе имел спекулятивную  природу, что выразилось в расцвете российской банковской сферы и буме фондового рынка, достигших своего пика в 1997 году и закончившихся всесторонним кризисом 1998 г. Одной из причин кризисного состояния российской экономики являлось несовершенство системы налогообложения, которая в полной мере не учитывала процессы, происходившие в народном хозяйстве. Прямое игнорирование экономической основы различных финансовых операций при определении режима их налогообложения многократно усилило имевшие место перекосы в направлении развития банковской сферы, страховой деятельности и фондового рынка.

     Необходимо установить законодательным путем ряд норм, разумным образом регулирующих налогообложение определенного числа фундаментальных финансовых инструментов и операций. Появление справедливого режима налогообложения приведет к возникновению новых финансовых и товарных потоков, создаст налогооблагаемую базу.

     Не  менее актуальна проблема стимулирования инвестиций населения в реальный сектор экономики. Данная задача может быть выполнена паевыми и акционерными инвестиционными фондами, но только при условии устранения многократного налогообложения средств инвестора.

     До  настоящего времени налоги на российском рынке ценных бумаг выполняют исключительно фискальную функцию. В то же время нельзя не принимать во внимание, что в большинстве развитых стран налогообложение рынка капиталов выполняет в первую очередь роль регулятора, способного влиять на инвестиционную активность и на распределение инвестиционных ресурсов между различными отраслями экономики.

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА  И ОТЧЕТНОСТИ В  КРЕДИТНО-БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ 

     1.1 Нормативно-правовое  регулирование деятельности  кредитных организаций 

     Кредитная организация - юридическое лицо, которое  для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании  специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка  России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные  Федеральным законом  от 02.12.1990  №395-1 «О банках и банковской деятельности». Поэтому при налогообложении к ним применяются установленные законодательством РФ о налогах и сборах общие правила обложения юридических лиц.

     В отдельных случаях налоговым  законодательством для банков учтены особенности, осуществляемой ими предпринимательской  деятельности по оказанию клиентам банковских услуг.

     Правовой  основой налогообложения кредитных  организаций являются нормы налогового законодательства России, определяемые:

  • Конституцией РФ;
  • нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
  • специальным налоговым законодательством РФ, которое, в свою очередь, включает следующие элементы;

     1. Федеральное законодательство о  налогах и сборах, включающее: Налоговый  кодекс РФ; иные федеральные законы  о налогах и сборах.

     2. Региональное законодательство  о налогах и сборах, в том  числе: законы субъектов РФ; иные  нормативные правовые акты о  налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов  РФ.

     3. Нормативные правовые акты о  налогах и сборах, принятые представительными  органами местного самоуправления.

     4. Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие  нормы налогового права).

     5. Подзаконные нормативные правовые  акты по вопросам, связанным с  налогообложением и сборам.

     6. Акты органов общей компетенции,  в том числе: указы Президента  РФ; постановления Правительства  РФ; подзаконные нормативные акты  по вопросам, связанным с налогообложением  и сборам, принятые органами исполнительной  власти субъектов РФ; подзаконные  нормативные правовые акты по  вопросам, связанным с налогообложением  и сборам, принятые исполнительными  органами местного самоуправления.

     7. Акты органов специальной компетенции,  в том числе ведомственные  подзаконные нормативные акты  по вопросам, связанные с налогообложением  и сборам органов специальной  компетенции, издание которых  прямо предусмотрено Налоговым  кодексом РФ.

     8. Решения Конституционного Суда  РФ[18, С. 27].

     С 2009 года были внесены некоторые изменения  в налоговое законодательство, в  частности, повышены меры ответственности  банков за нарушение их обязанностей. Увеличены размеры штрафов:

     1) с 10 до 20 тыс. руб. повышен штраф за открытие банком счета лицу, не предъявившему свидетельство (уведомление) о постановке на учет в налоговом органе, а также за открытие счета при наличии у банка решения инспекции о приостановлении операций по счетам этого лица (п. 1 ст. 132 НК РФ);

     2) с 20 до 40 тыс. руб. повышается штраф за несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, изменении реквизитов счета налогоплательщика (п. 2 ст. 132 НК РФ).

     Ответственность, установленная ст. 133 НК РФ за нарушение  банком срока исполнения поручения  налогоплательщика (плательщика сбора) о перечислении налога (сбора), а  также п. 1 ст. 135 НК РФ за неперечисление в установленный срок налога (сбора) по поручению инспекции, с 1 января 2009 г. применяется также в случае просрочки перечисления авансового платежа, пеней и штрафов[1, C. 425].

       В современных условиях возрастает  потребность в совершении операций  по предоставлению займов ценными  бумагами. Налоговое законодательство  не устанавливает особенностей  налогообложения налогом на прибыль  организаций таких операций, что  создает для налогоплательщиков  значительные риски. В связи  с этим требуется установить  Налоговым кодексом Российской  Федерации правила налогообложения  налогом на прибыль организаций  таких операций, в том числе:

  • правила определения налоговой базы при совершении договоров займа, в том числе по займам, срок возврата по которым не определен или определен моментом востребования.
  • правила налогообложения дивидендов, процентов и иного распределения по ценным бумагам, полученных заемщиком, в том числе в случаях, когда одной из сторон сделки является нерезидент.

     В настоящее время операциями РЕПО признаются только операции с эмиссионными ценными бумагами. С 2010 законодателями предусмотрена норма, в соответствии с которой сделками РЕПО признаются также операции с эмиссионными ценными  бумагами иностранных эмитентов, соответствующих  совокупности признаков эмиссионной  ценной бумаги, указанной в статье 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Это позволило создать  дополнительный инструмент привлечения  финансирования из-за рубежа.

     Законодательно  закреплена возможность прекращения  обязательств по операциям РЕПО зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств без переквалификации сделок. При этом однородными признаются требования по поставке ценных бумаг  одного выпуска или требования по оплате денежных средств в той  же валюте.

     Для целей налогообложения прибыли  полностью переработаны особенности  определения налоговой базы по операциям  РЕПО с ценными бумагами, а также  особенности ведения налогового учета доходов (расходов) по операциям  РЕПО. Кроме того, в Налоговый  кодекс РФ включена ст. 282.1, где закреплены особенности налогообложения при  займе ценными бумагами.

     Операции  РЕПО, а также займы ценными  бумагами освобождаются от обложения  НДС.

     При этом от обложения НДС не освобождается  реализация базисного актива финансовых инструментов срочных сделок. С 2010 года уточнен порядок расчета пропорции  для раздельного учета сумм входящего  НДС в отношении финансовых инструментов срочных сделок[1,C. 456]. 

     1.2 Налогообложение  прибыли кредитных  организаций  

     С 1 января 1991 года банки и другие кредитные  учреждения вошли в состав плательщиков налога на прибыль.

     С 1 января 2002 года банки исчисляют  и уплачивают налог на прибыль  согласно главы 25 НК РФ. В соответствии с нормами главы 25 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль  признается реально полученная прибыль, которая определяется как полученный банком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом расходами признаются любые затраты  при условии, что налогоплательщик может доказать их обоснованность и  необходимость для осуществления  деятельности, направленной на получение  дохода. Потому законом предусмотрены  открытые перечни доходов и расходов, учитываемых при определении  налоговой базы. Банки, так же как  и другие организации, при формировании налоговой базы применяют общие  принципы признания доходов и  расходов, но только в отношении  специфики банковской деятельности (по банковским операциям и сделкам). Главой 25 НК РФ установлены особенности  формирования доходов и расходов банков. В частности, в особом порядке  определяются доходы и расходы для  банков в отношении налогообложения  операций с драгоценными металлами  и драгоценными камнями[16, C. 194].

Информация о работе Особенности налогообложения в кредитно-банковской сфере