Особенности налогообложения иностранных юридических лиц в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматривается основной вопрос, связанный с налогообложением иностранных юридических лиц в России, налогообложение прибыли и доходов иностранных юридических лиц. Создание системы налогообложения иностранных компаний в России, как и во всем мире, происходило по двум основным направлениям: международном и национальном. За последнее время Россия заключила большое количество международных договоров, которые тем или иным способом направлены на создание льготного и стабильного режима налогообложения иностранных компаний.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 63.12 Кб (Скачать)

б) долговых требований;

 

в) имущества отделения, которое  иностранное юридическое лицо имеет  на территории Российской Федерации;

 

г) морских, речных и воздушных  судов, железнодорожного транспорта и  автотранспортных средств, используемых на международных перевозках, и движимого  имущества, относящегося к таким  перевозкам;

 

д) имущества, находящегося на территории Российской Федерации.

 

     Такие доходы  рассчитываются на основе превышения  суммы реализации имущества над  стоимостью его приобретения.

 

Премии по прямому страхованию  и сострахованию, премии по перестрахованию, а также проценты на премии, формируемые российскими страховщиками по договорам, переданным в перестрахование иностранных перестраховщиков, и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру. При этом доходы от премий по прямому страхованию и сострахованию рассчитываются исходя из полной суммы премии, умноженной на коэффициент 0,25. Доходы от премий по перестрахованию – с применением коэффициента 0,125.[23,83]

 

     Другие доходы, получение которых не связано  с деятельностью через постоянное  представительство, в частности  за работы и любого рода  услуги, выполненные и предоставленные  на территории Российской Федерации,  в том числе за:

 

а) выдачу компанией лицензии на производство или продажу товаров  или услуг под фирменным наименованием  данной компании;

 

б) право на использование  программ для ЭВМ и баз данных;

 

в) использование технической, организационной или коммерческой информации (''ноу-хау''), в том числе  секретной формулы или процесса;

 

г) управленческие услуги;

 

д) оказание содействия, необходимого для установки и эксплуатации оборудования, линий механизмов и  приспособлений;

 

е) оказание содействия, необходимого для эффективного использования  имущества или пользования предоставленными правами;

 

ж) консультации, содействие и услуги, связанные с осуществлением управления любым научным, промышленным или коммерческим проектом, планом, процессом или предприятием с  иностранными инвестициями;

 

з) услуги и консультации, оказываемые иностранной компанией  своим дочерним компаниям, в связи  с осуществлением последними предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также за услуги и консультации, предоставляемые в пользу представительства головным офисом иностранного юридического лица;

 

и) услуги по эмиссии (включая  доходы от проведения самостоятельной  эмиссии и доходы  услуг по ее обслуживанию) и размещению акций  любого лица резидента Российской Федерации;

 

к) перевозку всеми видами транспорта – фрахт;

 

л) реализацию на территории Российской Федерации ввозимых из-за границы товаров на условиях договоров  торгового посредничества с российскими  предприятиями. При этом доходом, источник которого находится на территории РФ, считается доход, выплачиваемый  иностранному юридическому лицу в виде разницы или части разницы  между назначенной им ценой реализации и более выгодной ценой, по которой  предприятие – посредник осуществило  продажу поставленных для реализации товаров.

 

При отсутствии документов, свидетельствующих о ввозе иностранным  юридическим лицом товаров из-за границы для их реализации на территории Российской Федерации, доходом, источник которого находится на территории РФ, считается валовая выручка, выплаченная  иностранному юридическому лицу за реализованный  товар.

 

     Доходы иностранного  юридического лица, полученные по  внешнеторговым операциям, совершаемым  исключительно от имени данного  иностранного юридического лица, и связанные с экспортом в  Российской Федерации товаров,  налогообложению у источника  не подлежат.

 

 

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций не связанных  с деятельностью в РФ через  постоянное представительство установлены  в следующих размерах: 10% -от использования  содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или других передвижных  транспортных средств, которые осуществляют международные перевозки;20%- с любых  иных перечисленных доходов. (Приложение 3)

 

     Налог с доходов  иностранных юридических лиц  из источников в Российской  Федерации удерживается лицом,  выплачивающим доход иностранному  юридическому лицу, в валюте, в  которой производится выплата,  с полной суммы дохода при  каждом перечислении платежа  и зачисляется в бюджет в  порядке, установленном законодательством  РФ.

 

При этом не имеет значения, в каком виде будет произведена  выплата дивидендов: в денежном, натуральном, каком-либо другом, в виде наличного или безналичного платежа  иностранному участнику, путем зачета требований или в какой-либо другой форме. Под выплатой подразумевается  также реинвестирование распределенного  в пользу иностранного участника  дохода на увеличение его доли в  уставном капитале предприятия –  резидента. Для целей налогообложения  не имеет значения направление выплаты: распоряжение иностранного участника  своими доходами в пользу третьих  лиц, своих представительств в других странах и т.д.[12,34]

 

     В случае  если доходы от долевого участия,  в том числе дивиденды, выплачиваются  иностранным участникам предприятий  с иностранными инвестициями  и партнерам товариществ акциями,  облигациями, товарами либо любым  иным способом, зачислению в бюджет  подлежит сумма налога в иностранной  валюте или в рублях по курсу  ЦБ РФ на дату совершения  этой операции, рассчитанная исходя  из величины распределенной в пользу этого иностранного участника части чистой прибыли (рублевой) предприятия-резидента.

 

     Лица, выплачивающие  доход иностранным юридическим  лицам ежеквартально, в сроки,  установленные для представления  квартальной бухгалтерской отчетности  российскими предприятиями, представляют  информацию о суммах выплаченных  доходов и удержанных налогов  в тот налоговый орган, в  котором это российское лицо  состоит на налоговом учете.

 

     При подаче  заявления о возврате сумм  удержанных налогов соответствующий  налоговый орган в установленные  сроки рассматривает заявление  и осуществляет возврат излишне  взысканных и уплаченных налогов.  В заявление могут включаться  как разовые доходы, так и доходы, полученные в течение какого-либо  периода.

 

Глава 3. Пути совершенствования  системы налогообложения прибыли  и доходов иностранных юридических  лиц

 

3.1. Проблемы, препятствующие  активному привлечению инвестиций.

 

     Стремление  России интегрироваться в мировое  хозяйство приводит к возможности  относительно свободного перемещения  иностранного капитала. В сегодняшней  ситуации проблема его привлечения  в нашу страну стоит весьма  остро. Ряд отраслей отечественной  промышленности испытывают инвестиционный  голод, поэтому приток капиталов  как российских, так и из-за  рубежа может дать импульс  для выхода из кризисного состояния,  стимулировать деловую активность  на внутреннем рынке, повысить  конкурентоспособность российских  товаров на мировом рынке.

 

     Иностранные предприниматели проявляют немалый интерес к российской экономике, т.к. Россия имеет богатые месторождения природного сырья, сравнительно дешевые энергетические ресурсы, квалифицированные трудовые ресурсы при относительно низкой стоимости рабочей силы, очень емкий внутренний рынок.

 

     В то же  время желаемых масштабов иностранные  инвестиции в нашей стране  пока не приобрели.[39,121]

 

     В числе факторов, в первую очередь препятствующих  иностранным инвестициям в экономику  России, называются следующие:

 

• несовершенство действующей  системы налогообложения;

 

• проблемы таможенного регулирования;

 

• криминогенная ситуация;

 

• проблемы доступа к источникам финансирования, трудности с получением кредита;

 

• нехватка в некоторых  регионах квалифицированных трудовых ресурсов;

 

• транспортные проблемы;

 

• проблемы свободы передвижения и консульского обслуживания.

 

      Как видим, на первом месте – несовершенство налогового законодательства, на втором – недостатки таможенного законодательства, т.е. все, связанное непосредственно с налогами, сборами, пошлинами. Если вдуматься в то, что же именно отпугивает иностранных инвесторов, привыкших платить достаточно высокие налоги в своих странах, то нетрудно убедиться – не величина налогообложения. Нестабильность налоговой системы, неясность и противоречивость некоторых положений в сочетании с весьма жесткими финансовыми санкциями за малейшее нарушение налогового законодательства – вот что заставляет проявлять осторожность.

 

        Еще  одна серьезная проблема в  области налогов – риск двойного  налогообложения. В случае ведения  торговли правительства обеих  торгующих сторон могут пожелать  взимать налог с доходов от  этой торговли. Потенциальное двойное  налогообложение возникает потому, что одна страна претендует  на право налогообложения на  основании факта проживания (или  гражданства) налогоплательщика,  а другая – на основании  места получения дохода. Двойное  налогообложение может также  возникать, когда обе страны  утверждают, что налогоплательщик  является их резидентом, либо  когда каждая их двух стран утверждает, что доход получен именно в ней.[29,14]

 

3.2. Меры по совершенствованию  налогового регулирования деятельности  иностранных компаний.

 

     За последнее  время приняты меры по совершенствованию  налогового регулирования деятельности  иностранных компаний. Выпущены  законодательные и нормативные  акты, которые регламентируют целый  ряд вопросов, связанных с особенностями  деятельности иностранных юридических  лиц. В первую очередь это Инструкция ГНС РФ от 16 июня 2006 года ''О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц'' и принятое в развитие новой Инструкции о порядке учета налогоплательщиков Положение ''Об особенностях учета в налоговых органах организаций, образованных в соответствии с законодательством иностранных государств, и международных организаций'' от 20 сентября того же года. Оба эти документа разработаны с учетом более чем четырехлетнего опыта практической работы по налогообложению иностранных юридических лиц в условиях новой налоговой системы, изучения международного опыта, предложений налоговых органов и аудиторских фирм.

 

     Основное значение  положения состоит в том, что  оно, наконец, установило единообразный  порядок учета иностранных и  международных организаций во  всех налоговых инспекциях на  основе единых требований и  форм учета. При этом сами  требования носят более упрощенный  порядок, чем применяемый в  настоящее время. Кроме того, введена  специальная оговорка, защищающая  права налогоплательщиков и запрещающая  требование налоговыми органами  для постановки на учет дополнительных  документов, не предусмотренных  Положением.

 

 

     Один из ключевых  пунктов Положения – дифференциальный  подход к постановке на учет  в зависимости от активного  или пассивного участия в деятельности  на территории Российской Федерации  и степени вовлеченности, иностранных  юридических лиц в предпринимательскую  деятельность России.

 

В зависимости от указанных  факторов, объем требований к иностранному юридическому лицу при постановке на учет колеблется от максимальных, при  осуществлении деятельности, попадающей под критерии постоянного представительства, до минимальных, для лиц, представляющих интересы иностранных юридических  лиц. В отдельных случаях учет в налоговых органах может быть осуществлен на основе лишь уведомлений.[37,205]

 

     Другой важный  момент, связанный со степенью  и характером участия иностранных  юридических лиц в деятельности  в России: учет иностранных организаций  в налоговых органах может  осуществляться как с присвоением  идентификационного номера налогоплательщика  (ИНН), так и без него.

 

Еще одно новшество – предоставленная  иностранным юридическим лицам  возможность постановки на учет в  целях расчетов по НДС. В целях  неудержания НДС у источника выплаты или получения возмещения по НДС они могут обратиться в соответствующую налоговую инспекцию для получения ИНН.

 

     В Положении  впервые регламентирован порядок  учета дипломатических и международных  организаций, постоянно действующих  на территории Российской Федерации.  Учет иностранных юридических лиц может быть осуществлен в связи с открытием ими счетов в уполномоченных банках на территории РФ.

 

     Положение определило, что учет иностранных юридических  лиц, не имеющих отделений в  России, открывающих рублевые или  валютные счета в уполномоченных  банках на территории России, производится на основании уведомлений,  направляемых иностранным юридическим  лицом либо уполномоченным им  по доверенности банком в налоговую  инспекцию, в которой состоит  на учете соответствующий уполномоченный  банк. Уведомление должно быть  направлено до открытия счета.[19,104]

 

     Этот пункт  Положения впервые дает возможность  иностранным юридическим лицам  открывать счета в банках без  регистрации представительств, создание  которых было чисто формальным. Это вело, с одной стороны, к  усложнению процедуры открытия  счета, а с другой стороны, - к появлению фиктивных представительств, которые затем исчезали, создавая  проблемы для налоговых инспекций.

 

     Введение нового  Положения позволило создать  единый реестр иностранных юридических  лиц, имеющих отделения на территории  Российской Федерации, так как  присвоение порядкового номера  налогоплательщика, используемого  в структуре ИНН, будет осуществлять  непосредственно ГНС России.

Информация о работе Особенности налогообложения иностранных юридических лиц в России