Особенности налогообложения иностранных юридических лиц в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматривается основной вопрос, связанный с налогообложением иностранных юридических лиц в России, налогообложение прибыли и доходов иностранных юридических лиц. Создание системы налогообложения иностранных компаний в России, как и во всем мире, происходило по двум основным направлениям: международном и национальном. За последнее время Россия заключила большое количество международных договоров, которые тем или иным способом направлены на создание льготного и стабильного режима налогообложения иностранных компаний.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 63.12 Кб (Скачать)

Введение

 

      Актуальность  темы исследования. Одним из ключевых  моментов рыночной экономики  открытого типа, к которой стремится  Россия, является возможность относительно  свободного транснационального  перемещения капиталов в форме  инвестиций.

 

     В сегодняшней  России проблема привлечения  инвестиций стоит как никогда  ранее остро. В условиях инвестиционного  голода, испытываемого в первую  очередь производительным отечественным  сектором, именно доступ к накопленным  в мире капитальным ресурсам  может способствовать решению  ключевых проблем, стоящих перед  экономикой страны. Существует известный  набор объективных факторов, благоприятствующих  притоку иностранных инвестиций  в Россию. Среди них в частности,  сравнительно низкая стоимость  квалифицированной рабочей силы, дешевые энергетические ресурсы,  наличие богатых месторождений  природного сырья, емкий внутренний  рынок. Вместе с тем не следует  забывать, что в современном мире  идет острая борьба за свободные  инвестиционные ресурсы. России  приходиться отстаивать свои  интересы в жесткой конкурентной  борьбе, где особенно сильны позиции  стран с давно сложившейся  рыночной экономикой. Именно поэтому  вопрос о том, насколько интенсивным  окажется в ближайшие годы  приток иностранных инвестиций, во многом зависит от создания  благоприятного налогового климата  для иностранных компаний. [12,34]

 

     Именно налогообложение  зачастую определяет окончательное  решение относительно инвестирования  денежных ресурсов внутри одной  страны, определяет во многом  инвестиционный климат того или  иного региона. Более того, можно  сказать, что стабильность налоговой  системы стоит в одном ряду  с такими факторами, как политическая  и экономическая стабильность  региона. 

 

Современная внешнеэкономическая  политика России направлена на эффективную  интеграцию в мировую экономику, на максимальное привлечение иностранного капитала с целью возвращения  России в ряд ведущих с экономической  точки зрения мировых держав. В  связи с этим многократно возрастает необходимость создания такой национальной системы налогообложения иностранных  юридических лиц, которая обеспечивала бы инвестиционную привлекательность  российского рынка для иностранных  инвесторов, и при этом обеспечила бы регулярные налоговые поступления  в российский бюджет.

 

     В работе  рассматривается основной вопрос, связанный с налогообложением  иностранных юридических лиц  в России, налогообложение прибыли  и доходов иностранных юридических  лиц. Создание системы налогообложения  иностранных компаний в России, как и во всем мире, происходило  по двум основным направлениям: международном и национальном. За  последнее время Россия заключила  большое количество международных  договоров, которые тем или  иным способом направлены на создание льготного и стабильного режима налогообложения иностранных компаний. [15,87]

 

      Необходимо  признать, что практические шаги, предпринятые Россией в области  развития системы налогообложения  нерезидентов, не были достаточно  обоснованы теоретическими исследованиями  и международным опытом в данной  области. 

 

     В международной  практике налогообложение прибыли  и доходов нерезидентов основывается  на делении доходов на активные и пассивные.

 

( Приложение 1)

 

 К активным и пассивным  доходам применяются различные  режимы налогообложения. 

 

           Так, активные доходы подлежат  налогообложению в стране- источнике, только если они связаны с постоянным представительством, в то время как пассивные доходы могут облагаться в стране-источнике независимо от наличия постоянного представительства. В российском законодательстве нет деления доходов на активные и пассивные доходы, что на практике приводит к налогообложению в России активных доходов нерезидентов, не связанных с деятельностью через постоянные представительства. Все это обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

 

Глава 1. Общие принципы налогообложения  прибыли и доходов иностранных  юридических лиц.

 

1.1.Принципы и сущность  налогообложения прибыли и доходов

 

     Российская  система налогообложения прибыли  сформировалась достаточно недавно.  Основами разработки российской  системы налогообложения прибыли  послужили международные принципы, используемые в законодательстве  развитых стран. В законодательстве  разных стран налог на прибыль  носит разные названия, это и  налог на доходы, и корпорационный  налог и налог на прибыль. 

 

     Корпорационный  налог, или налог на прибыль,  появился сравнительно недавно.  Он получил распространение в связи с развитием форм бизнеса, основанных на принципе ограниченной ответственности, в отличие от принципа полной ответственности, при котором всякое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность, отвечает по обязательствам и за возникающие долги не только вложенным в нее капиталом, но и всем своим состоянием (включая собственность членов семьи, если она не выделена из общего семейного имущества).

 

 

     Корпорационный  налог взимается с чистой прибыли  компаний. Системы налогообложения  прибыли определяются подходом  к решению вопроса о сокращении  так называемого экономического  двойного налогообложения, т.е.  одновременного обложения прибыли  на уровне компании и на  уровне акционеров, получающих дивиденды.  Прибыль компаний может состоять  из двух частей:  определяемой  и распределяемой. [42,56]

 

     А.Смит в своем классическом сочинении ''Исследование о природе и причинах богатства народов'' считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства, отмечал его российский последователь Н.И.Тургенев, должны давать ''средства к достижению цели общества или государства'' каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Важность и выгодность соразмерности податей умели ценить еще во времена Римской империи. Один из губернаторов писал Тиберию, что он легко может увеличить налоги в своей провинции. Тиран отвечал, что хороший пастырь должен стричь овец своих, но не резать. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источники и объекта налогообложения, однократности обложения.[31,25]

 

     Перечисленные  принципы налогообложения учитывались  и при формировании новой налоговой  системы России, адекватной рыночным  преобразованиям..Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующие механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами ''задним числом''. Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников – в форме подоходного налога (12% и более) и отчислений в пенсионный фонд (1%), а от хозяйствующих субъектов в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.

 

     Законодательством  установлено, что объектами налогообложения  являются:

 

• прибыль (доход);

 

• стоимость определенных товаров;

 

• добавленная стоимость  продукции, работ, услуг;

 

• имущество юридических  и физических лиц;

 

• передача имущества (дарение, наследование(;

 

• операции с ценными бумагами;

 

• отдельные виды деятельности;

 

• другие объекты, установленные  законом.

 

     Один и тот  же объект облагается налогом  данного вида только один раз  за установленный период налогообложения  (месяц, квартал, полугодие, год).

 

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических  лиц (коммерческих и некоммерческих), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования  юридического лица, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог  по месту получения заработной платы.

 

     Налоговая система  РФ представлена совокупностью  налогов, сборов, пошлин и других  платежей, взимаемых в установленном  порядке с плательщиков – юридических  и физических лиц на территории  страны. Все налоги, сборы, пошлины  и другие платежи ''питают'' бюджетную  систему РФ. Кроме того, существуют  государственные внебюджетные фонды,  доходная часть которых формируется  за счет целевых отчислений. Источником  этих отчислений также является  произведенный ВВП, за счет  которого на стадии образования  первичных доходов формируется  соответствующая часть платежей  во внебюджетные фонды социального  назначения по тарифам страховых  взносов, привязанных к оплате  труда и включаемых в себестоимость  продукции.[29,18]

 

     Функция налогов  – это проявление его сущности  в действии, способ выражения  его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное  назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного  распределения и перераспределения  доходов. Отсюда возникает главная  распределительная функция налогов,  выражающая их сущность как  особого централизованного (фискального)  инструмента распределительных  отношений в обществе.

 

     Посредством  фискальной функции реализуется  главное общественное назначение  налогов – формирование финансовых  ресурсов государства, аккумулируемых  в бюджетной системе и внебюджетных  фондах и необходимых для осуществления  собственных функций (оборонных,  социальных, природоохранных и пр.). Формирование доходов государственного  бюджета на основе стабильного  и централизованного взимания  налогов превращает само государство  в крупнейшего экономического субъекта.

 

     Другая функция  налогов как экономической категории  состоит в том, сто появляется  возможность количественного отражения  налоговых поступлений и их  сопоставления с потребностями  государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции  оценивается эффективность налогового  механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.[24,15]

 

     Осуществление  контрольной функции налогов,  ее полнота и глубина в известной  мере зависят от налоговой  дисциплины. Суть ее в том, чтобы  налогоплательщики своевременно  и в полном объеме уплачивали  установленные законодательством  налоги. Практика работы налоговых  органов показывает, что нарушение  сроков и полноты уплаты налогов  – явление частое.

 

Распределительная функция  налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнять государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникла стимулирующая подфункция, которая реализуется через систему льгот, преференций (предпочтений).

 

     В Законе  РФ ''Об основах налоговой системы  в РФ'' предусмотрены следующие  виды льгот: необлагаемый минимум  объекта налога; изъятие из обложения  определенных элементов объекта;  освобождение от уплаты налогов  отдельных лиц или категорий  плательщиков; понижение налоговых  ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки  взимания налогов), прочие налоговые  льготы.[18,28]

 

     Льготы по  налогообложению прибыли предприятий  направлены на стимулирование:

 

• финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;

 

• малых форм предпринимательства;

 

• занятости инвалидов  и пенсионеров;

Информация о работе Особенности налогообложения иностранных юридических лиц в России