Основы организации налоговой службы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является глубокое изучение Федеральной налоговой службы, ее целей и роли в качестве инструмента государственного регулирования и проблем взимания в Российской Федерации.
Для достижения цели сформулируем задачи работы:
1.Изучить понятие и экономическую сущность Федеральной налоговой службы как федерального органа исполнительной власти.
2.Рассмотреть понятие и основные цели, роль Федеральной налоговой службы РФ.
3.Проанализировать характеристику основных полномочий Федеральной налоговой службы

Содержание

Введение 3
1. Основы организации налоговой службы в РФ 5
1.1 Общая характеристика Федеральной налоговой службы Российской Федерации 5
1.2 Цели и задачи налоговой службы в Российской Федерации 7
2. Правовой статус и организационная структура ФНС РФ 13
3. Взаимодействие системы налоговых органов с государственными органами 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Голованева.docx

— 56.45 Кб (Скачать)

Непосредственные задачи других подразделений центрального аппарата реализуются в основном в рамках обеспечительных и вспомогательных  функций. К примеру, юридическое  управление, которое состоит из отдела правового обеспечения налогообложения  и отдела нормативных актов и  контроля за организацией правовой работы в налоговых органах, должно обеспечивать соответствие действующему законодательству всех нормативных актов, издаваемых налоговой службой РФ, защищать права и законные интересы налоговой службы в судах, а также органах государственной власти и управления, участвовать в разработке и совершенствовании законов о налогах и налоговых органах, осуществлять методическое руководство правовой работой в инспекциях, систематизировать правовые акты, обеспечивать правовой информацией руководящие и структурные подразделения Госналогслужбы, анализировать практику правовой работы на местах и т. д.

Для обеспечения уплаты налогов  налоговые органы наделены полномочиями контролирующего характера и  мерами воздействия на нарушителей  налогового законодательства и выполняют  три основные функции:

1)контроль за исполнением обязанности по уплате налогов;

2)осуществление валютного контроля;

3)административно-юридикционная деятельность, т.е. налоговые органы выявляют и самостоятельно рассматривают дела об административных правонарушениях.

Федеральная налоговая служба является одним из ведущих ведомств в структуре  федеральных органов исполнительной власти, поскольку выполняет задачу наполняемости государственного бюджета, что, в свою очередь, обеспечивает функционирование всего государственного аппарата.

Для выполнения функции контроля за соблюдением налогового законодательства органы Федеральной налоговой службы наделены соответствующими полномочиями, которые реализуются через права  и обязанности этих органов и  должностных лиц.

Права и обязанности налоговых  органов в сфере контроля за соблюдением  налогового законодательства и их должностных  лиц закреплены в ст. 7 Закона о  налоговых органах и ст.ст. 31-32 части первой Налогового кодекса./2/

К полномочиям ФНС России, согласно постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506, относятся:

1) осуществление контроля и надзора  за соблюдением законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ним нормативных правовых актов;

2) выдача в установленном порядке  лицензии (разрешения) на производство, хранение, оборот и оптовую реализацию  алкогольной продукции;

3) осуществление государственной  регистрации юридических лиц,  физических лиц в качестве  индивидуальных предпринимателей  и крестьянских (фермерских) хозяйств;

4) регистрация в установленном  порядке контрольно-кассовой техники;

5) учет всех налогоплательщиков;

6) бесплатное информирование налогоплательщиков  о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах и принятых в соответствии  с ним правовых актах;

7) осуществление возврата или  зачета излишне уплаченных или  излишне взысканных сумм налогов  и сборов, а также пеней и  штрафов;

8) принятие в установленном законодательством  РФ порядке решения об изменении  сроков уплаты налогов, сборов  и пеней;

9) утверждение форм налоговых  уведомлений, требования об уплате  налогов, свидетельства о постановке  на учет и т.п.;

10) разработка форм и порядка  заполнения расчетов по налогам,  форм налоговых деклараций и  иных документов и направление  их для утверждения в Министерство  финансов РФ;

11) представление в соответствии  с законодательством РФ о несостоятельности  (банкротстве) интересов Российской  Федерации по обязательным платежам  и (или) денежным обязательствам;

12) осуществление в установленном  порядке проверок деятельности  юридических лиц, физических лиц,  крестьянских (фермерских) хозяйств  в установленной сфере деятельности;

13) осуществление функции главного  распорядителя и получателя средств  федерального бюджета, предусмотренных  на содержание ФНС России и  реализацию возложенных на нее  функций;

14) обеспечение в пределах своей  компетенции защиты сведений, составляющих  государственную тайну;

15) организация приема граждан,  обеспечение своевременного и  полного рассмотрения обращений  граждан, принятие по ним решения  и направление заявителям ответов  в установленный срок;

16) организация профессиональной  подготовки сотрудников, их переподготовки, повышения квалификации;

17) осуществление работы по комплектованию, хранению, учету и использованию  архивных документов, образовавшихся  в ходе деятельности;

18) осуществление иных функций,  предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами  Президента или Правительства  РФ.

Согласно п. 4 Положения о ФНС, Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы. Под территориальным органом  понимается такой орган, который  реализует властную компетенцию  в пределах одной или ряда административных территорий, входящих в состав единого  государства Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов РФ.

Статус, подчиненность, полномочия, организация  деятельности территориальных органов  Федеральной налоговой службы определены Приказом Министерства финансов РФ от 9 августа 2005 г. №101н РФ./7/

Рассматривая данную категорию  полномочий, необходимо сказать, что  налоговое законодательство не в  полной мере регулирует проведение профилактических мероприятий. Это связано с тем, что налоговое законодательство в качестве одной из основных задач  не рассматривает предупреждение нарушений  законодательства о налогах и  сборах и не определяет конкретные предупредительные мероприятия. На основании ст. 6 Закона от 21.03.1991 №943-1 «О Налоговых органах РФ» главной задачей является только выявление нарушений налогового законодательства, путем проведения мероприятий налогового контроля. Поэтому необходимо расширить задачи налоговых органов в части предупреждения налоговых правонарушений, законодательно закрепив это в Законе о налоговых органах и Налоговом кодексе РФ, определив в том числе одной из главных задач налоговых органов предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах с применением законодательно установленных мер./2/

 

 

 

 

 

 

 

3.  Взаимодействие системы налоговых органов с государственными органами

Система налоговых органов  не функционирует абсолютно автономно, а тесно взаимодействует с  прочими органами государственной  власти.

Отношения с прочими органами государственной власти строятся по следующим основным направлениям:

1)территориальные налоговые органы – органы региональной и местной власти (главным образом, финансовые);

2)ФНС и МВД;

3)ФНС и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости – информационный обмен;

4)ФНС и Государственный комитет Российской Федерации по статистке – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде;

5)ФНС и Пенсионный фонд Российской Федерации – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде;

6)ФНС и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде;

7)ФНС и Фонд социального страхования Российской Федерации – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде.

Рассмотрим подробнее  один из видов взаимодействия налоговиков  с органами государственной власти – Министерство внутренних дел (далее МВД) и Федеральная налоговая служба.

С МВД ФНС заключила Соглашение, предметом которого является организация взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов Российской Федерации в вопросах предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах и законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, а также в вопросах повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды./13/

Сотрудничество Сторон в  рамках настоящего Соглашения осуществляется по следующим основным направлениям:

1)выявление и пресечение противоправной деятельности организаций и физических лиц, уклоняющихся от налогообложения, в том числе осуществляющих незаконное предпринимательство;

2)выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также правонарушений в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной и табачной продукции;

3)предотвращение неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость;

4)выявление кредитных организаций, имеющих картотеку неоплаченных платежных документов клиентов по перечислению денежных средств в бюджеты всех уровней из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах.

Стороны в пределах установленной  компетенции осуществляют взаимодействие на всех уровнях в следующих основных формах:

1)планирование и проведение, как совместно, так и самостоятельно по запросам одной из Сторон, мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации;

2)взаимный информационный обмен сведениями, представляющими интерес для Сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3)совместные экспертизы и консультации по вопросам разработки нормативных правовых актов;

4)обмен опытом в целях повышении квалификации кадров, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок;

5)проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений, и преступлений в сфере экономической деятельности.

Заключение

За последние полтора  десятка лет система налоговых  органов дважды претерпевала кардинальные изменения.

В начале 90-х сутью реформирования налоговых структур стала децентрализация. Налоговики были выделены из Министерства финансов в самостоятельный орган. В свою очередь, территориальным  подразделениям была предоставлена  значительная самостоятельность.

Сейчас вектор развития российской государственности повернулся в  противоположную сторону – в  сторону централизации и сосредоточения власти. В этом же духе выдержана  и реформа налоговых органов. В идеологии текущей административной реформы предусматривается укрупнение министерств и ведомств с параллельным уменьшением штата. Таким образом, Министерство по  налогам и сборам РФ стало Федеральной налоговой  службой в рамках Министерства финансов РФ (далее минфин).

На Минфин возложены функции  по координации и контролю деятельности находящейся в его ведении  Федеральной налоговой службы. Это  закреплено в Указе Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти», которым МНС  России преобразовано в Федеральную  налоговую службу, а также Постановлениями  Правительства от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» и от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».

Конкретно, Минфин будет  определять план работы и показатели деятельности службы. Это поступление  налогов, размер задолженности, эффективность  проверочных мероприятий и т. д. Соответственно ФНС будет представлять в министерство отчет об исполнении. Минфин вправе давать поручения налоговой  службе, отменять решение, принятое ФНС, если оно противоречит законодательству.

Главное изменение в жизни  налоговиков – они лишаются права  издавать трактующие законодательство приказы и письма, утверждать формы  налоговых деклараций и порядок  их заполнения. Остальные функции  налоговиков остались прежними: контроль за уплатой налогов, регистрация  предпринимателей и представление  интересов государства в процедурах банкротства.

Информация о работе Основы организации налоговой службы в РФ