Основы организации налоговой службы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является глубокое изучение Федеральной налоговой службы, ее целей и роли в качестве инструмента государственного регулирования и проблем взимания в Российской Федерации.
Для достижения цели сформулируем задачи работы:
1.Изучить понятие и экономическую сущность Федеральной налоговой службы как федерального органа исполнительной власти.
2.Рассмотреть понятие и основные цели, роль Федеральной налоговой службы РФ.
3.Проанализировать характеристику основных полномочий Федеральной налоговой службы

Содержание

Введение 3
1. Основы организации налоговой службы в РФ 5
1.1 Общая характеристика Федеральной налоговой службы Российской Федерации 5
1.2 Цели и задачи налоговой службы в Российской Федерации 7
2. Правовой статус и организационная структура ФНС РФ 13
3. Взаимодействие системы налоговых органов с государственными органами 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Голованева.docx

— 56.45 Кб (Скачать)

 Федеральная налоговая  служба РФ ведет в установленном  порядке:

 а)учет всех налогоплательщиков;

б)государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции;

в)сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;

г)реестр лицензий на производство табачных изделий;

д)реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений;

е)реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;

ж)единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей.

Федеральная налоговая служба РФ бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.

Федеральная налоговая служба РФ осуществляет в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке возврат или зачет  излишне уплаченных или излишне  взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов.

Федеральная налоговая служба РФ принимает в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке решения об изменении  сроков уплаты налогов, сборов и пеней./20/

Федеральная налоговая служба РФ устанавливает (утверждает):

а)форму налогового уведомления;

б)форму требования об уплате налога;

в)форму заявления о постановке на учет в налоговом органе;

г)форму уведомления о постановке на учет в налоговом органе;

д)форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

е)форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;

ж)форму и требования к составлению акта налоговой проверки;

з)форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), и требования к его составлению;

и)форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;

к)форму справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога;

л)форму представления в налоговый орган налоговым агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период;

м)форму заявления о возврате удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам;

н)форму представления в налоговый орган органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользования объектами животного мира, на пользования объектами водных биологических ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведений о сроках уплаты сбора;

о)форму представления организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими  пользование объектами животного мира на основании лицензии (разрешения) на пользования объектами животного мира, в налоговые органы по месту своего учета сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользования объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих оплате, и суммах фактически уплаченных сборов;

п)перечень документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган для зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользования объектами животного мира;

р)форму представления в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими  пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов;

с)форму заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

т)форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции./15/

Федеральная налоговая служба РФ с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  а)организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

б)запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

в)давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

г)осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

д)привлекать в установленном порядке для проработки вопросов,  отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

е)применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

ж)создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

з)разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды.

Федеральная налоговая служба РФ не вправе осуществлять в установленной  сфере деятельности нормативно –  правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации  и постановлениями Правительства  Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг./16/

Основная и первостепенная задача Федеральной налоговой службы Российской Федерации – обеспечить максимальный контроль за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты, государственные  внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей всеми  налогоплательщиками, осуществляющими  свою деятельность в любых сферах.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовой статус и организационная структура ФНС РФ

Формирование в России правового  и социального государства предполагает создание условий не только для осуществления  прав и личных свобод граждан, но и  накладывает на них определенные обязанности, в частности по уплате законно установленных налогов  и сборов. Для контроля за исполнением  гражданами и юридическими лицами указанной  конституционной обязанности государство  создало специальную систему  уполномоченных государственных органов, основной задачей которых является контроль за соблюдением налогового законодательства.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, является Федеральная  налоговая служба.

Федеральная налоговая служба и  ее территориальные органы – управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные  инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам  без районного деления, инспекции  Службы межрайонного уровня – действуют  как единая централизованная система  налоговых органов.

Одной из главных задач налоговых  органов, в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 №943-1 (в редакции от 27.07.2006) «О налоговых органах Российской Федерации», является контроль за соблюдением налогового законодательства./3/

Правовое положение Федеральной  налоговой службы как органа контроля за соблюдением налогового законодательства определяют конституционные нормы  и положения, нормы федеральных  законов, указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, ведомственные  нормативные акты Министерства финансов РФ.

Конституция РФ закрепляет важнейшие  принципы налогообложения, устанавливает  основы разграничения компетенции  между РФ и ее субъектами, устанавливает  основы местного самоуправления.

К ведению РФ относится определение  порядка организации налоговых  органов РФ, т.к. в соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению  РФ относится установление порядка  организации и деятельности федеральных  органов исполнительной власти./1/

В соответствии со ст. 78 Конституции  РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих  полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Кроме того, в соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. На основании этих норм созданы и действуют территориальные налоговые органы./1/

Особая роль в регулировании  налоговых правоотношений, прав и  обязанностей, закреплении статуса  налоговых органов принадлежит  первому кодифицированному нормативному акту в области налогообложения  – Налоговому кодексу РФ./2/

Так, часть первая Налогового кодекса  РФ устанавливает права и обязанности  налогоплательщиков и налоговых  органов, общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и  сборов, процедуры проведения налогового контроля, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение; и часть вторая НК РФ определяет порядок налогообложения конкретными  налогами и сборами.

Основным актом, определяющим правовой статус ФНС России, является Положение  о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства  РФ от 30 сентября 2004 г. №506, которое дает определение ФНС России, закрепляет статус Службы как юридического лица, полномочия ее руководителя, его заместителей, общий порядок деятельности и государственного финансирования налоговых органов.

Важная роль в нормативном регулировании  правового положения Федеральной  налоговой службы принадлежит Закону РФ от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах РФ», который является базовым при определении порядка организации и деятельности налоговых органов./3/

Закон РФ от 21.03.1991 №943-1 впервые определил налоговые органы как «единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах».

Элементами системы налоговых  органов являются структуры Федеральной  налоговой службы различного уровня, в совокупности образующие определенную иерархию.

Структура Федеральной налоговой  службы – внутренняя организация  и совокупность управленческих связей между подразделениями налогового органа, обеспечивающая выполнение функций  конкретного налогового органа.

Становление современной системы  налоговых органов фактически начинается с 1990 года, когда 24 января 1990 года Постановлением Совета Министров СССР №74 в системе Министерства финансов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее РСФСР) была создана единая система государственной налоговой администрации – Государственная налоговая служба РСФСР. Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. №943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР» были определены задачи, права, обязанность и ответственность Государственной налоговой службы РСФСР и ее должностных лиц. Указанным Законом было закреплено, что Государственная налоговая служба РСФСР – это единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. При этом государственные налоговые инспекции при выполнении возложенных на них функций подчинялись Министерству финансов РСФСР, соответствующим министерствам финансов республик, входящих в состав РСФСР, и вышестоящим государственным налоговым инспекциям./19/

Особая роль в становлении налоговых  органов как самостоятельного органа исполнительной власти принадлежит  Указу Президента РФ от 31 декабря 1991 №340 «О Государственной налоговой службе Российской Федерации»,/16/ которым органы Государственной налоговой службы РФ (далее – Госналогслужба России) были выведены из подчинения финансовых органов. Госналогслужба России стала самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, входящим в систему центральных органов государственного управления РФ, с подчинением Президенту РФ и Правительству РФ. Также названным Указом были утверждены положения о Госналогслужбе России, о классных чинах, определены гарантии правовой и социальной защиты сотрудников налоговых органов.

Информация о работе Основы организации налоговой службы в РФ