Основы организации налоговой службы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является глубокое изучение Федеральной налоговой службы, ее целей и роли в качестве инструмента государственного регулирования и проблем взимания в Российской Федерации.
Для достижения цели сформулируем задачи работы:
1.Изучить понятие и экономическую сущность Федеральной налоговой службы как федерального органа исполнительной власти.
2.Рассмотреть понятие и основные цели, роль Федеральной налоговой службы РФ.
3.Проанализировать характеристику основных полномочий Федеральной налоговой службы

Содержание

Введение 3
1. Основы организации налоговой службы в РФ 5
1.1 Общая характеристика Федеральной налоговой службы Российской Федерации 5
1.2 Цели и задачи налоговой службы в Российской Федерации 7
2. Правовой статус и организационная структура ФНС РФ 13
3. Взаимодействие системы налоговых органов с государственными органами 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Голованева.docx

— 56.45 Кб (Скачать)

Таким образом, к 1992 г. была сформирована единая централизованная система налоговых органов РФ.

Указом Президента РФ от 23 декабря  1998г. «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» Госналогслужба России была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (далее – МНС России)/9/, с возложением на МНС России функций по выработке и осуществлению налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ (в ред. от 02.11.2004 №127-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»/11/ и Федеральным законом от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» /10/ Правительство РФ определило МНС России уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, начиная с 1 июля 2002г., государственную регистрацию юридических лиц, с 1 января 2004 г. – государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.

Вышеназванные изменения компетенции  налоговых органов нашли закрепление  в Положении о МНС России, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. №783, которое закрепило правовой статус, основные задачи и функции МНС России, полномочия министра, его заместителей, определило общий порядок деятельности.

Следующий этап в развитии налоговых  органов России связан с проведением  административной реформы и формированием  новой системы и структуры  федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с п. 15 Указа  Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 (в ред. Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. №649) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» МНС России было преобразовано в Федеральную налоговую службу, которая вошла в организационную структуру Минфина России./3/

Организация деятельности Федеральной  налоговой службы как единой централизованной системы налоговых органов основывается на организационных принципах.

При этом необходимо подчеркнуть, что  принципы проявляются как в основе организации ФНС России в целом, так и в структурно обособленных единицах. Принципы отражают закономерности развития общества и государства, объективно сложившихся общественных отношений. Принципы, складываясь в определенных общественных отношениях, развиваются  и совершенствуются вместе с развитием  общества, государства и права. Как  правило, вовне они формируются  в одной или нескольких взаимосвязанных нормах и закреплены в нормативно-правовых актах различной юридической силы.

К общим принципам относятся:

а)законность;

б)демократизм (народовластие);

в)гуманизм;

г)гласность;

д)национальное равноправие;

е)уважение прав и свобод личности;

ж)профессионализм;

з)подконтрольность и подотчетность высшим органам государственной власти;

и) научный подход к управленческой деятельности.

Данные принципы являются общими для  всех органов государственного управления, их смысл и содержание изучены  и рассмотрены теорией государства  и права, науками конституционного и административного права.

Что касается организационных принципов  Федеральной налоговой службы, то их возможно определить исходя из отраслевых норм права.

К числу организационных принципов  Федеральной налоговой службы относятся  следующие:

1.Принцип единства.

Принцип единства Федеральной налоговой  службы вытекает из Постановления Правительства  РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», из которого следует, что «Служба и ее территориальные органы – управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня – составляют единую централизованную систему налоговых органов».

Единство системы налоговых  органов обеспечивается тем, что  функции контроля за взимание налогов  всех уровней выполняют исключительно  органы ФНС России./14/

2.Принцип централизации.

Принцип централизации налоговых  органов обеспечивается вертикальной организационной структурой и порядком назначения на государственные должности.

3.Принцип централизации налоговых органов реализуется в их деятельности посредством применения единых полномочий налоговых органов, форм и методов налогового контроля, унификации видов ответственности.

4.Принцип централизации подтверждается единой системой управления налоговыми органами. Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ. Министр финансов РФ назначает заместителей руководителя Федеральной налоговой службы и руководителей территориальных органов по субъектам РФ по представлению руководителя ФНС России.

Руководитель ФНС России назначает  на должность и освобождает от должности руководителей (заместителей руководителя) территориальных органов  ФНС России, за исключением руководителей  территориальных органов по субъектам  РФ.

Руководители управлений ФНС России по субъектам РФ представляют к назначению кандидатуры заместителей руководителя УФНС и руководителей нижестоящих  налоговых органов.

Вышестоящие налоговые органы обеспечивают организационно-аналитическое управление за деятельностью нижестоящих налоговых  органов, хотя объем юридически властных полномочий, предоставленным им, значительно  больше, чем у нижестоящих налоговых  органов. Среди общих функций, присущих ФНС России, межрегиональных инспекций  ФНС России по федеральным округам  и управлениям ФНС России по субъектам  РФ на первый план выступают функции  прогнозирования, координации, регулирования  и контроля за деятельностью нижестоящих  налоговых органов.

Нижестоящие налоговые органы безусловно подчиняются вышестоящим, причем вышестоящим  налоговым органам предоставлено  право в случае противоречия законодательству отменять решения нижестоящих.

5.Принцип независимости.

Налоговые органы являются независимой  системой контроля за исполнением законодательства о налогах и сборах.

Данный принцип свидетельствует  о том, что налоговые органы, осуществляя  свою деятельность, независимы от любых  органов власти и управления, организаций  любых форм собственности. Однако эту  независимость нельзя считать абсолютной.

При осуществлении своих полномочий должностные лица налоговых органов  должны строго руководствоваться только требованиями действующего законодательства, что отвечает общему принципу законности.

Таким образом, реализация принципа независимости  предполагает организационную и  юридическую обособленность налоговых  органов от других органов власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях, от коммерческих и некоммерческих организаций при  осуществлении своих полномочий по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Осуществление независимого контроля за соблюдением налогового законодательства служит основой для обособления  определенной государственной деятельности и органов исполнительной власти, их осуществляющих. Из самой природы  налогового контроля вытекает необходимость  осуществления независимого государственного управления в области налогообложения  как от государственных органов  и их должностных лиц, так коммерческих организаций и представителей бизнес-сообщества. Кроме того, гарантией реализации принципа независимости является финансирование расходов на содержание налоговых органов за счет средств федерального бюджета.

6.Принцип самоначисления.

Данный принцип организации  и деятельности налоговых органов  еще не рассматривался в юридической  литературе в качестве специального принципа. Сущность принципа самоначисления заключается в том, что налогоплательщик сам определяет налогооблагаемую базу, рассчитывает налог и уплачивает его в бюджет, а налоговые органы осуществляют только контроль за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей./19/

7.Принцип самоначисления, помимо обязанности самостоятельного исчисления и уплаты налогов и сборов налогоплательщиками, также включает создание системы упрощенного контроля при приеме налоговых документов от налогоплательщиков (на комплектность документов, полноту и четкость заполнения и т.д.), обучение, информирование налогоплательщиков, предоставление плательщику информации по состоянию его расчетов с бюджетом, направление ему напоминаний и предупреждений по фактам выявленной недоимки и несданной отчетности.

Таким образом, указанный принцип  состоит из двух взаимодополняемых  и уравновешивающих друг друга компонентов: с одной стороны, повышение налоговой  культуры населения и правовой регламентации  взаимоотношений налоговых органов  с налогоплательщиками, а с другой – совершенствование работы по контролю за соблюдением налогового законодательства.

Нормативное закрепление данный принцип  получил в статьях 23, 33 НК РФ./2/

8.Еще одним принципом построения налоговых органов является принцип территориальной организации системы налоговых органов. Сущность территориального принципа проявляется в том, что конкретный налоговый орган осуществляет взимание налогов (контроль за исполнением законодательства о налогах и сборах) со всех категорий налогоплательщиков, расположенных на определенной территории.

9.Кроме того, необходимо выделить отраслевой принцип организации системы налоговых органов. При отраслевом принципе контроль осуществляется за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками определенной категории (отрасли). При этом налоговый контроль может осуществляться специализированным налоговым органом (в настоящее время действуют налоговые органы по контролю за организациями нефтегазового комплекса, строительной отрасли, банковского сектора и т.д.), ранее этот принцип действовал в низовых налоговых инспекциях, где выделялись специализированные отделы (отдел налогообложения банков, кредитных и страховых организаций, отдел налогообложения промышленных предприятий и т.д.).

10.Принцип функциональной организации системы налоговых органов основан на единстве функций налоговых органов и предполагает, во-первых, разделение функций между ФНС России и ее территориальными органами, между налоговыми органами различных уровней; во-вторых, выделение структурных подразделений внутри налоговых органов исходя из функций, выполняемых налоговым органом определенного уровня.

При анализе функций государственных  органов особое внимание уделяется  компетенции того или иного органа. Именно из компетенции конструируется индивидуальный облик органа исполнительной власти, его специфика, отличительные  признаки.

В настоящее время принцип функциональной организации системы налоговых  органов взят за основу при совершенствовании  структур всех налоговых органов.

Единая система государственной  налоговой службы состоит из Главной  государственной налоговой службы при Министерстве Финансов РФ, государственных  налоговых инспекций при министерствах  финансов республик, входящих в состав РФ, государственных налоговых инспекций  по краям, областям, автономной области, автономным округам, районам, городам  и районам в городах, которые  являются юридическими лицами. Государственные  налоговые инспекции подчиняются  Министерству финансов РФ, соответствующим  министерствам финансов республик, входящих в состав РФ, и вышестоящим  государственным налоговым инспекциям.

Высшую ступеньку в  иерархии налоговых органов занимает центральный аппарат Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам, которая является правопреемником  Государственной налоговой службы Российской Федерации. Его структурная  схема включает двадцать восемь департаментов  по основным направлениям деятельности./22/

В рамках решения поставленных задач отраслевые департаменты изучают  и анализируют практику применения действующего налогового законодательства на местах, с учетом отечественного и зарубежного опыта ведут  разработку актуальных аспектов налоговой  политики, участвуют в подготовке законодательных актов по конкретным видам налогообложения, разрабатывают  инструкции, методические рекомендации, указания о порядке исчисления и  взимания того или иного вида налога. Они вправе осуществлять либо принимать  участие в комплексных и тематических проверках территориальных налоговых  инспекций. В их компетенцию входит рассмотрение писем, жалоб и заявлений  налогоплательщиков на действия должностных  лиц, налоговых инспекций, контроль за изданием нормативных актов министерствами, ведомствами, если они имеют отношение  к платежам налогов и сборам в  бюджет и др./20/

Информация о работе Основы организации налоговой службы в РФ