Основы налогообложения и система платности недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 22:20, реферат

Описание работы

Предприятия нефтегазового комплекса уплачивают общие и специальные налоги. За последние два года налоговая система претерпела существенные изменения. Отменен целый ряд налогов, изменены ставки и база налогообложения. Отменены следующие налоги: налог на реализацию горюче-смазочных материалов, акциз на нефть и сжиженный газ, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Изменена система платности недрами.

Содержание

Введение 3
Основы налогообложения и система платности недропользования 4
1. Режим налогообложения в недропользовании 4
2. Налог на добычу полезных ископаемых 5
2.1. Субъекты и объекты налога 5
2.2. Ставки налога 7
2.3. Распределение налога 10
3. Акциз на минеральное сырье 11
4. Таможенная пошлина 15
5. Система платежей при пользовании недрами 17
5.1. Разовые платежи при пользовании недрами 18
5.2. Регулярные платежи 18
5.3 Плата за геологическую информацию о недрах 21
5.4. Сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий 21
6. Налоговый режим раздела продукции 22
Заключение 25

Работа содержит 1 файл

контрольная работа_горное право.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     Таблица 1

     Минимальные и максимальные ставки регулярных платежей за пользование недрами (руб. за 1 кв. км участка недр)

Виды  пользования Ставка 
минимальная максимальная 
1. Ставки регулярных  платежей за пользование  недрами в целях  поиска и оценки  месторождений полезных  ископаемых
Углеводородное  сырье 120 360
Углеводородное  сырье на континентальном шельфе и в исключительной экономической  зоне РФ 50 150
2. Ставки регулярных  платежей за пользование  недрами в целях  разведки полезных  ископаемых
Углеводородное  сырье 5000 20000
Углеводородное  сырье на континентальном шельфе и в исключительной экономической  зоне РФ 4000 16000
3. Ставки регулярных  платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
Хранение  нефти и газоконденсата (рублей за тонну) 3,5 5
Хранение  природного газа и гелия (рублей за 1000 куб.м) 0,2 0,25
 

           При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.

     Для месторождений, которые содержат несколько  видов полезных ископаемых, нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых.

     2.3. Распределение налога

     Порядок и пропорции распределения налога на добычу полезных ископаемых между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта федерации установлены в Бюджетном кодексе РФ.

     Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом:

     — 40 процентов от суммы налога — в доход федерального бюд 
жета;

     — 60 процентов от суммы налога — в доход бюджета субъекта РФ. 
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), добытым на территории автономного округа, входящего в состав края (области), распределяется в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью).

     Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом:

  • 80 процентов от суммы налога — в доход федерального бюд 
    жета;
  • 20   процентов   от  суммы налога —- в  доход   бюджета  субъ 
    екта РФ.

     Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в состав края или области, распределяется следующим образом:

  • 74,5 процента от суммы налога — доход федерального бюджета;
  • 20 процентов от суммы налога — в доход бюджета округа;
  • 5,5 процента от суммы налога — в доход бюджета края или 
    области.

     При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов РФ.

     При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе или в  исключительной экономической зоне, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, полная сумма налога зачисляется в федеральный бюджет.

     3. Акциз на минеральное сырье

     Эффективность освоения месторождений полезных ископаемых и, в частности, прибыль, которая  может быть получена при добыче и  реализации добытой продукции, в  основном определяются их горногеологическими и экономико-географическими характеристиками. Диапазон влияния этих факторов чрезвычайно широк. Часто они отличаются на несколько порядков. В ряде случаев они приводят к тому, что освоение месторождений становится неэффективным, в других — позволяют получить прибыль, значительно превышающую нормальные значения.

     Налоговая система в принципе призвана существенно  уменьшить влияние рассматриваемых  факторов на эффективность освоения каждого отдельного месторождения, т.е. учесть так называемую рентную составляющую. При сложных условиях освоения и низкой продуктивности месторождений это случается за счет введения налоговых льгот, при благоприятных условиях освоения и высокой продуктивности месторождений — путем введения специальных налоговых мероприятий, обеспечивающих изъятие в пользу государства сверхприбыли. Налоговые льготы могут выражаться в различной форме, в частности, в полном или частичном освобождении от ряда налогов и платежей, в предоставлении налогового кредита и др.

     Налоговый прессинг осуществляется обычно либо путем взимания налогов и платежей по максимальным установленным ставкам, либо, если эта мера оказывается недостаточно действенной, введением специального налога на сверхприбыль. Так, например, налог на сверхприбыль был введен в ряде нефтедобывающих стран в начале 80-х годов, когда произошло труднообъяснимое, резкое повышение мировых цен на нефть (практически удвоение). Введение такого налога было связано не с природными особенностями, а с конъюнктурными факторами. Российское налоговое законодательство пошло по пути установления единых ставок налога по компаниям, а не по месторождениям.

     Изъятие сверхприбыли, обусловленной объективными геолого-экономическими факторами, присущими конкретным месторождениям, в форме так называемого акциза известно только в российском налоговом законодательстве.

     Обычно  термин «акциз» применяется для  наименования налога, обеспечивающего  изъятие сверхприбыли с продукции, цены на которую монопольно устанавливаются государством таким образом, что их уровень многократно превышает себестоимость производства (табак, водка и т.п.).

     В недропользовании при переходе на свободные  цены и при нормативном фиксировании ставки акциза этот вид налога по существу следует трактовать как налог на сверхприбыль, получение которой обусловлено исключительно природно-экономическими факторами.

     В действующем НК РФ использован и  применяется принцип установления акциза по организациям. Установлен он только на природный газ.

     Объектом  налогообложения в НК РФ признаются, применительно к минеральному сырью, следующие операции:

  • реализация природного газа за пределы территории РФ;
  • реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной 
    основе, природного газа на территории РФ газораспределительными 
    организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные 
    организации) конечным потребителям, использующим природный газ 
    в качестве топлива и (или) сырья;
  • передача природного газа для использования на собственные 
    нужды;
  • передача природного газа на промышленную переработку на 
    давальческой основе и (или) в структуре организации для изготовле 
    ния других видов продукции;
  • передача природного газа в качестве вклада в уставный капи 
    тал, вклада по договору простого товарищества (договору о совмест 
    ной деятельности), паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

     В целях исчисления акциза передача прав собственности на подакцизное минеральное сырье одним лицом другому лицу на безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признается реализацией подакцизных товаров.

     Операции, перечисленные выше, признаются объектом налогообложения в случае, если подакцизный вид минерального сырья добыт (выработан) на территории РФ, ее континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне.

     НК  РФ освобождает от налогообложения  следующие операции:

  • закачка природного газа в пласт для поддержания пластового 
    давления;
  • закачка природного газа в подземные хранилища;
  • направление природного газа на подготовку теплоносителей для 
    нагнетания в нефтяные пласты и других методов повышения нефте- 
    газоотдачи, а также для газлифтной добычи нефти;
  • использование природного газа на собственные технологичес 
    кие нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пре 
    делах нормативов, обусловленных технологиями подготовки транс 
    портировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правитель 
    ством РФ;
  • реализация отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа 
    после обработки или переработки;
  • реализация на территории РФ природного газа для личного 
    потребления физическими лицами, а также для потребления жилищ 
    но-строительными кооперативами, кондоминиумами и иными подоб 
    ными потребителями;
  • передача и (или) реализация природного газа для производства 
    (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае его реа 
    лизации по государственным регулируемым ценам.

     Перечисленные выше операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении отдельного учета затрат по производству и реализации (передаче) подакцизного минерального сырья указанным потребителям.

     Налоговая база при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке определяется как стоимость реализованного (проданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом налога на добавленную стоимость. При оплате услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям стоимость этих услуг и сумма тарифов не включаются в налоговую базу.

     При реализации природного газа за пределы  территории РФ нало 
говая база определяется как стоимость реализованного природного 
газа за вычетом налога на добавленную стоимость при реализации 
природного газа в государства — участники СНГ, таможенных плате 
жей расходов на транспортировку природного газа за пределами тер 
ритории РФ. 

     При определении налоговой базы стоимость подакцизного минерального сырья налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в валюту РФ по курсу, действующему на дату его реализации.

     Не  включается в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизного минерального сырья.

     Налогообложение подакцизного минерального сырья, осуществляется по единым на территории РФ налоговым ставками:

  • природный газ, реализуемый на территории РФ, — 15 процен 
    тов;
  • природный   газ,   реализуемый   в   государства — участники 
    СНГ, — 15 процентов;
  • природный газ, реализуемый за пределы территории РФ (за 
    исключением государств — участников СНГ), — 30 процентов.
 

     4. Таможенная пошлина

     Экспорт добытых полезных ископаемых занимает существенное место в деятельности добывающих организаций и является одним из основных источников формирования государственного бюджета.

     Таможенная  пошлина представляет особый вид  налога, который, по существу, является инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка товаров при его взаимодействии с мировым рынком.

     Объектом  таможенного налогообложения является перемещение товаров и, в частности, минерального сырья через таможенную границу РФ.

     Налоговой базой является обычно либо количество (нефть и др.), либо стоимость (газ и др.) вывозимого товара.

     Таможенная  пошлина призвана содействовать  оперативному регулированию налогообложения при экспорте товаров. Поэтому право установления конкретных размеров таможенных пошлин возлагается на исполнительную власть в лице Правительства РФ.

     Мировые цены на сырьевые товары, и в частности  на нефть, систематически колеблются, причем в значительных пределах. За последние 30 лет цена нефти в различные годы колебалась от 9—10 до 30—35 долларов за баррель. В связи с этим таможенная ставка на экспортируемую нефть менялась иногда несколько раз в год.

Информация о работе Основы налогообложения и система платности недропользования