Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 22:20, реферат
Предприятия нефтегазового комплекса уплачивают общие и специальные налоги. За последние два года налоговая система претерпела существенные изменения. Отменен целый ряд налогов, изменены ставки и база налогообложения. Отменены следующие налоги: налог на реализацию горюче-смазочных материалов, акциз на нефть и сжиженный газ, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Изменена система платности недрами.
Введение 3
Основы налогообложения и система платности недропользования 4
1. Режим налогообложения в недропользовании 4
2. Налог на добычу полезных ископаемых 5
2.1. Субъекты и объекты налога 5
2.2. Ставки налога 7
2.3. Распределение налога 10
3. Акциз на минеральное сырье 11
4. Таможенная пошлина 15
5. Система платежей при пользовании недрами 17
5.1. Разовые платежи при пользовании недрами 18
5.2. Регулярные платежи 18
5.3 Плата за геологическую информацию о недрах 21
5.4. Сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий 21
6. Налоговый режим раздела продукции 22
Заключение 25
Таблица 1
Минимальные и максимальные ставки регулярных платежей за пользование недрами (руб. за 1 кв. км участка недр)
Виды пользования | Ставка | |
минимальная | максимальная | |
1. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых | ||
Углеводородное сырье | 120 | 360 |
Углеводородное сырье на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ | 50 | 150 |
2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях разведки полезных ископаемых | ||
Углеводородное сырье | 5000 | 20000 |
Углеводородное сырье на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ | 4000 | 16000 |
3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых | ||
Хранение нефти и газоконденсата (рублей за тонну) | 3,5 | 5 |
Хранение природного газа и гелия (рублей за 1000 куб.м) | 0,2 | 0,25 |
При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Для месторождений, которые содержат несколько видов полезных ископаемых, нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых.
2.3. Распределение налога
Порядок
и пропорции распределения
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом:
— 40
процентов от суммы налога — в доход федерального
бюд
жета;
— 60
процентов от суммы налога — в доход бюджета
субъекта РФ.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком
по полезным ископаемым (за исключением
добытых полезных ископаемых в виде углеводородного
сырья и общераспространенных полезных
ископаемых), добытым на территории автономного
округа, входящего в состав края (области),
распределяется в порядке, установленном
соглашением между автономным округом
и краем (областью).
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом:
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в состав края или области, распределяется следующим образом:
При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов РФ.
При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, полная сумма налога зачисляется в федеральный бюджет.
3. Акциз на минеральное сырье
Эффективность освоения месторождений полезных ископаемых и, в частности, прибыль, которая может быть получена при добыче и реализации добытой продукции, в основном определяются их горногеологическими и экономико-географическими характеристиками. Диапазон влияния этих факторов чрезвычайно широк. Часто они отличаются на несколько порядков. В ряде случаев они приводят к тому, что освоение месторождений становится неэффективным, в других — позволяют получить прибыль, значительно превышающую нормальные значения.
Налоговая
система в принципе призвана существенно
уменьшить влияние
Налоговый прессинг осуществляется обычно либо путем взимания налогов и платежей по максимальным установленным ставкам, либо, если эта мера оказывается недостаточно действенной, введением специального налога на сверхприбыль. Так, например, налог на сверхприбыль был введен в ряде нефтедобывающих стран в начале 80-х годов, когда произошло труднообъяснимое, резкое повышение мировых цен на нефть (практически удвоение). Введение такого налога было связано не с природными особенностями, а с конъюнктурными факторами. Российское налоговое законодательство пошло по пути установления единых ставок налога по компаниям, а не по месторождениям.
Изъятие сверхприбыли, обусловленной объективными геолого-экономическими факторами, присущими конкретным месторождениям, в форме так называемого акциза известно только в российском налоговом законодательстве.
Обычно термин «акциз» применяется для наименования налога, обеспечивающего изъятие сверхприбыли с продукции, цены на которую монопольно устанавливаются государством таким образом, что их уровень многократно превышает себестоимость производства (табак, водка и т.п.).
В недропользовании при переходе на свободные цены и при нормативном фиксировании ставки акциза этот вид налога по существу следует трактовать как налог на сверхприбыль, получение которой обусловлено исключительно природно-экономическими факторами.
В
действующем НК РФ использован и
применяется принцип
Объектом налогообложения в НК РФ признаются, применительно к минеральному сырью, следующие операции:
В целях исчисления акциза передача прав собственности на подакцизное минеральное сырье одним лицом другому лицу на безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признается реализацией подакцизных товаров.
Операции, перечисленные выше, признаются объектом налогообложения в случае, если подакцизный вид минерального сырья добыт (выработан) на территории РФ, ее континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне.
НК РФ освобождает от налогообложения следующие операции:
Перечисленные выше операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении отдельного учета затрат по производству и реализации (передаче) подакцизного минерального сырья указанным потребителям.
Налоговая база при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке определяется как стоимость реализованного (проданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом налога на добавленную стоимость. При оплате услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям стоимость этих услуг и сумма тарифов не включаются в налоговую базу.
При
реализации природного газа за пределы
территории РФ нало
говая база определяется как стоимость
реализованного природного
газа за вычетом налога на добавленную
стоимость при реализации
природного газа в государства — участники
СНГ, таможенных плате
жей расходов на транспортировку природного
газа за пределами тер
ритории РФ.
При определении налоговой базы стоимость подакцизного минерального сырья налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в валюту РФ по курсу, действующему на дату его реализации.
Не включается в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизного минерального сырья.
Налогообложение подакцизного минерального сырья, осуществляется по единым на территории РФ налоговым ставками:
4. Таможенная пошлина
Экспорт добытых полезных ископаемых занимает существенное место в деятельности добывающих организаций и является одним из основных источников формирования государственного бюджета.
Таможенная пошлина представляет особый вид налога, который, по существу, является инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка товаров при его взаимодействии с мировым рынком.
Объектом
таможенного налогообложения
Налоговой базой является обычно либо количество (нефть и др.), либо стоимость (газ и др.) вывозимого товара.
Таможенная пошлина призвана содействовать оперативному регулированию налогообложения при экспорте товаров. Поэтому право установления конкретных размеров таможенных пошлин возлагается на исполнительную власть в лице Правительства РФ.
Мировые цены на сырьевые товары, и в частности на нефть, систематически колеблются, причем в значительных пределах. За последние 30 лет цена нефти в различные годы колебалась от 9—10 до 30—35 долларов за баррель. В связи с этим таможенная ставка на экспортируемую нефть менялась иногда несколько раз в год.
Информация о работе Основы налогообложения и система платности недропользования