Основы налогообложения и система платности недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 22:20, реферат

Описание работы

Предприятия нефтегазового комплекса уплачивают общие и специальные налоги. За последние два года налоговая система претерпела существенные изменения. Отменен целый ряд налогов, изменены ставки и база налогообложения. Отменены следующие налоги: налог на реализацию горюче-смазочных материалов, акциз на нефть и сжиженный газ, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Изменена система платности недрами.

Содержание

Введение 3
Основы налогообложения и система платности недропользования 4
1. Режим налогообложения в недропользовании 4
2. Налог на добычу полезных ископаемых 5
2.1. Субъекты и объекты налога 5
2.2. Ставки налога 7
2.3. Распределение налога 10
3. Акциз на минеральное сырье 11
4. Таможенная пошлина 15
5. Система платежей при пользовании недрами 17
5.1. Разовые платежи при пользовании недрами 18
5.2. Регулярные платежи 18
5.3 Плата за геологическую информацию о недрах 21
5.4. Сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий 21
6. Налоговый режим раздела продукции 22
Заключение 25

Работа содержит 1 файл

контрольная работа_горное право.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

″УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ″ 

Кафедра «Политологии, социологии и связям с общественностью» 
 
 
 
 
 
 

реферат

По дисциплине: «Горное право» 

Тема: Основы налогообложения и система платности недропользования 
 
 
 
 
 

   
Руководитель:  
И.И. АХМАДУЛЛИН
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа 2008

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В истории развития налоговой науки определяющую роль сыграли труды Д. Риккардо и А. Смита. Они положили начало формированию классической теории налогообложения, которая выдвинула основные фундаментальные принципы налоговой системы. Налоговая система – совокупность различных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются принципы налогообложения.

     Налоги -  обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

     Предприятия нефтегазового комплекса уплачивают общие и специальные налоги. За последние два года налоговая система претерпела существенные изменения. Отменен целый ряд налогов, изменены ставки и база налогообложения. Отменены следующие налоги: налог на реализацию горюче-смазочных материалов, акциз на нефть и сжиженный газ, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Изменена система платности недрами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

     Основы  налогообложения  и система платности  недропользования 

     1. Режим налогообложения в недропользовании

     Пользование недрами в России является платным, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

     Провозглашение  в Законе РФ «О недрах» в 1992 г. принципа платности пользования недрами как объектом государственной собственности не было принципиально новым положением для российского законодательства. Платность недропользования была установлена Горным положением СССР. Плата взималась за право добычи в зависимости от ее объема по ставкам, устанавливаемым государством или в процессе торгов. Осуществляться платежи могли в денежной или натуральной форме. Конституция СССР 1936 г. провозгласила принцип бесплатного пользования землей, недрами и другими природными ресурсами. Это положение действовало до 1992 г.

     В мире принцип платности пользования  ресурсами недр является практически  всеобщим. Он действует в капиталистических и развивающихся странах, в странах Восточной Европы, а теперь и во всех республиках бывшего СССР.

     До  введения в действие специальной  главы во второй части Налогового кодекса недропользователь в качестве субъекта предпринимательской деятельности при пользовании недрами уплачивал все установленные законодательством налоги, сборы и платежи — общие для всех видов коммерческой деятельности (налог на прибыль, НДС, платежи в социальные фонды, плату за землю, местные налоги и др.), а также ряд специальных платежей, предусмотренных Законом РФ «О недрах» и включающих:

  • сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;
  • платежи за пользование (за право пользования) недрами;
  • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • акцизы;
  • платежи за пользование акваторией и участком дна территориального моря;
  • за геологическую информацию о недрах.

     При этом платежи за пользование недрами  включали:

  • платежи за право поиска и оценки месторождений;
  • платежи за право разведки месторождений;
  • платежи за право добычи полезных ископаемых (роялти);
  • платежи за пользование недрами в других целях.

     НК  РФ существенно видоизменил систему  налогообложения при недропользовании. Платежи за право добычи полезных ископаемых (роялти) получили статус федерального налога под названием «Налог на добычу полезных ископаемых». Ему в НК РФ посвящена глава 26. Изменилась система уплаты акцизов. Они также получили статус федерального налога (глава 22). Были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Несколько видоизменился порядок уплаты других платежей при пользовании недрами.

     Таким образом, с начала 2002 г. пользователи недр должны уплачивать все налоги и сборы, установленные НК РФ (налог на прибыль, НДС, акцизы и др.), а также налог на добычу полезных ископаемых и акциз на природный газ. Кроме того, предусмотрено обязательство недропользователей уплачивать ряд платежей, установленных Законом РФ «О недрах».

     НК  РФ отнес налогообложение при  заключении соглашении о разделении продукции (СРП) к категории специальных налоговых режимов (ст. 18. ч. I). До введения в НК РФ специальной главы налогообложение в системе СРП осуществляется в соответствии с специальными положениями НК РФ и ФЗ «О СРП».

     2. Налог на добычу полезных ископаемых

     2.1. Субъекты и объекты налога

     Налог на добычу полезных ископаемых был введен в 2001 году.

     В мировой практике платежи за право  добычи полезных ископаемых (роялти) устанавливаются в виде доли от объема добытого полезного ископаемого или его стоимости. Применительно к недрам и, в частности, к углеводородам этот вид налогов возник в США еще в начале века. Цель введения роялти — обеспечить владельцу недр устойчивый доход, не зависящий от результатов коммерческой деятельности недропользователя, конъюнктуры цен и других факторов.

     Первоначально роялти составляло 12,5 процента (1/8 часть). С конца 60-х годов как один из результатов деятельности ОПЕК нефтедобывающие страны стали устанавливать размер роялти в зависимости от эффективности освоения месторождения с учетом целей инвестиционной политики государства и других факторов. В настоящее время размер роялти колеблется в очень широких пределах. Так, с 1982 г. Китай, Англия и ряд других стран вообще отказались от взимания роялти по новым месторождениям В США роялти может доходить до 50 процентов в результате торгов при предоставлении участков недр на федеральных землях.

     В России налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

     Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

     Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне, а также за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по своему месту нахождения.

     Объектом  налога на добычу полезных ископаемых признаются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на 
    участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добы 
    вающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному 
    лицензированию;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами террито 
    рии РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящих 
    ся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных госу 
    дарств или используемых на основании международного договора) на 
    участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

     Не  признаются объектом налогообложение:

  • общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно 
    для личного потребления;
  • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и 
    другие геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, ис 
    пользовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологи ческих объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, сани-тарно-оздоровительное или иное общественное значение;

     —полезные ископаемые, извлеченные из собственных отходов 
(потерь) добывающего или связанных с ним перерабатывающих про 
изводств, если их добыча ранее подлежала налогообложению в обще 
установленном порядке.
 

     2.2. Ставки налога

     Ставки  налога по видам добытых полезных ископаемых приведены в табл. 1.

     Налог не взимается («налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов» — ст. 342 НК РФ) при добыче:

  • попутного газа;
  • попутных и дренажных подземных вод;
  • полезных ископаемых при разработке некондиционных (оста 
    точных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов 
    полезных ископаемых;
  • полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещаю 
    щих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабаты 
    вающих производств;
  • подземных вод из контрольных или резервных скважин при 
    проведении планового контроля за их работоспособностью, наличие 
    и обеспечение работоспособности которых устанавливается федераль 
    ным органом исполнительной власти;
  • минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и 
    курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе 
    после обработки подготовки, переработки, разлива);
  • подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяй 
    ственных целях.

     Сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки, исчисленной с учетом коэффициента, и величины налоговой базы.

     Не  взимается налог на добычу полезных ископаемых с полезных ископаемых в  части их нормативных потерь, при  добыче технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее — нормативы потерь).

     Нормативы потерь углеводородного сырья, в  том числе связанных с обустройством  месторождения, ежегодно утверждаются Минэнерго по согласованию с МПР  и Госгортехнадзором.

     Нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются МПР по согласованию с Госгортехнадзором в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.п.).

     Нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых  планов развития горных работ (годовых  программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.

Информация о работе Основы налогообложения и система платности недропользования