Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 21:16, реферат
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств в распоряжение государства. Иными словами, налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства.
1. Сущность налогов
2. Функции налогов
3. Система принципов налогообложения
4. Основные методы налогообложения
5. Необходимость налогов
6. Классификация налогов
7. Общая характеристика федеральных налогов
8. Краткая характеристика каждого из федеральных налогов
9. Общая характеристика региональных налогов
10. Краткая характеристика каждого из региональных налогов
11. Общая характеристика местных налогов
12. Краткая характеристика каждого из местных налогов
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Институт управления»
(г. Архангельск)
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«ЭКОНОМИКА»
на тему
«Основные вопросы налоговой политики»
Выполнил:
Студентка: Никифорова Л.В.
Факультет: юридический
Курс: 5
Группа: 51-ЮЗ
Специальность: юриспруденция
Шифр зачетной книжки: ЮЗ-512821
Проверил:_____________________
Архангельск
2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Функции налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
3.
Система принципов
4.
Основные методы
5. Необходимость налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
6. Классификация налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
7.
Общая характеристика
8.
Краткая характеристика
федеральных налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
9.
Общая характеристика
10.
Краткая характеристика
региональных налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
11. Общая характеристика местных налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
12.
Краткая характеристика
местных налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .28
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств в распоряжение государства. Иными словами, налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства.
Специфическими признаками
• тесная связь
налогов с государственной
• принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;
• участие в экономических процессах общества.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1) организации
и физические лица, признаваемые
в соответствии с НК РФ
2) организации
и физические лица, признаваемые
в соответствии с НК РФ
3) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик;
4) Федеральная налоговая служба РФ и её подразделения в России;
5) Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения;
6) государственные
органы исполнительной власти
и исполнительные органы
7) финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы – при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;
8) органы государственных внебюджетных фондов.
Налоги как стоимостная
Функции налогов
взаимосвязаны. Рост налоговых
поступлений в бюджет, т.е. реализация
фискальной функции, создаёт
Это означает, что экономическая функция
налогов способствует осуществлению фискальной,
укрепляет её, а эффективное выполнение
распределительной функции создаёт благоприятную
социально-экономическую атмосферу для
выполнения других функций налогов.
Фискальная функция – основная,
характерная изначально для
Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция даёт реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоёв общества.
Контрольная функция налога
Распределительную функцию можно подразделить на регулирующую и стимулирующую.
Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну для содержания армии, управленческого аппарата, социальной сферы. Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.
Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения.
Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых со льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.
Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.
В литературе выделяются
1) непосредственно закреплённые законодательством о налогах и сборах
– принцип единства системы налогов и сборов;
– принцип трёхуровневого построения налоговой системы России;
– принцип определённости системы налогов и сборов;
– принцип стабильности системы налогов и сборов;
– принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
2) не имеющие непосредственного закрепления в законодательстве о налогах и сборах
– принцип эффективности (нейтралитета) системы налогов и сборов;
– принцип подвижности (эластичности) системы налогов и сборов;
– принцип оптимальности построения системы налогов и сборов;
– принцип паритета (гармонизации) интересов государства и налогоплательщиков.
В ст. 3 НК РФ даны основные
начала и направления
1. Каждое
лицо должно уплачивать
2. Налоги
и сборы не могут иметь
Не допускается
устанавливать
3. Налоги
и сборы должны иметь
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5. Ни
на кого не может быть
6. При
установлении налогов должны
быть определены все элементы
налогообложения. Акты
7. Все
неустранимые сомнения, противоречия
и неясности актов
Законодательная конкретизация
принципов налогообложения в
форме основных начал
Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.
Равное налогообложение предполагает установление для каждого плательщика равной суммы налога. Иначе – это подушное налогообложение (самый древний и простой вид). Этот метод не учитывает имущественного положения и поэтому применяется в исключительных случаях (например, некоторые целевые налоги).
Пропорциональное налогообложение – метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога, которая не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально.
Прогрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.
1. Простая поразрядная прогрессия. Налоговая база разбивается на отдельные разряды (ступени). Для каждого разряда налог определяется в виде абсолютной суммы.
2. Простая
относительная прогрессия. В данном
случае для общего размера
налоговой базы также