Рост
поступлений в консолидированный
бюджет субъекта на 2900,5 млн. руб. обусловлен,
прежде всего, увеличением поступлений
по налогу на прибыль на 1061,7 млн. руб.
или на 17,6% в связи с улучшением
экономической ситуации в области,
как было указано выше.
Поступления по налогу на доходы физических
лиц за январь-апрель 2011 года по сравнению
с соответствующим периодом 2010 года
увеличились на 634,7 млн. руб. или на
7,6%, в основном, за счет роста заработной
платы. Так, по данным Новосибирскстата
рост номинальной начисленной заработной
платы в январе-марте 2011 года по сравнению
с соответствующим периодом прошлого
года составил 11,0 процентов.
Увеличение поступлений по группе
акцизов, зачисляемых в бюджет
субъекта, на 406,4 млн. руб. или на
22,9% обусловлено ростом поступлений
по акцизам на алкогольную продукцию на
384,6 млн. руб. или на 21,7%, что составляет
94,6% от общей суммы прироста поступлений
по акцизам.
Увеличение поступлений по налогу
на имущество организаций на 328,9
млн. руб. или на 13,0% связано
с ростом налоговой базы за
счет ввода в действие новых
основных средств.
Увеличение поступлений земельного
налога на 91,7 млн. руб. или на
7,9% обусловлено ростом числа объектов
налогообложения – земельных
участков в результате оформления
права собственности на них.
Поступления по налогам на совокупный
доход за январь-апрель 2011 года увеличились
по сравнению с январем-апрелем 2010 года
на 300,4 млн. руб. или на 18,1%, что обусловлено
увеличением поступлений платежей по
налогу, взимаемому в связи с применением
упрощенной системы налогообложения,
на 240,1 млн. руб. или на 24,2%, а также по единому
налогу на вмененный доход на 50,4 млн. руб.
или на 7,7%. Рост налоговой базы и, как следствие,
рост исчисленных к уплате налогов по
указанным источникам доходов составил:
по налогу, взимаемому в связи с применением
упрощенной системы налогообложения,
– 151,1 млн. руб. или 7,1% и по единому налогу
на вмененный доход – 75,4млн.руб. или 10,5
процента.
Рост поступлений транспортного
налога за январь-апрель 2011 года
по сравнению с соответствующим
периодом 2010 года составил 84,7 млн.
руб. или 10,9 процента. Основной
причиной роста поступлений является
увеличение в 2010 году на 33,7 тысячи
единиц транспортных средств
физических лиц, по которым
дополнительно начислен налог
к уплате в бюджет на сумму
69,7 млн. руб. Кроме того, увеличился
уровень собираемости по транспортному
налогу на 5,5 процентных пункта (с
61,5% до 67,0%).
Увеличение поступлений налога
на добычу полезных ископаемых
на 12,5 млн. руб. или в 1,6 раза
связано с ростом добычи общераспространенных
полезных ископаемых, а также
прочих полезных ископаемых.
Выполнение утвержденных на январь-апрель
2011 года показателей поступления
администрируемых доходов составило:
в федеральный бюджет – 128,6%,
в областной бюджет – 111,3%, в
бюджеты муниципальных образований
– 100,0%.
Задолженность по налоговым платежам
в консолидированный бюджет Российской
Федерации по состоянию на 01.05.2011
составила 13470,1 млн. руб. и по
сравнению с задолженностью, числившейся
на 01.01.2011, увеличилась на 1063,1 млн.
руб. или на 8,6 процента.
Основная доля задолженности
приходится на задолженность
по федеральным налогам и сборам
– 75,1% (10121,4 млн. руб.), в том числе
по НДС – 43,2% (5823,6 млн. руб.),
по налогу на прибыль организаций
– 21,6% (2909,0 млн. руб.), по налогу
на доходы физических лиц –
8,9% (1202,7 млн. руб.).
На долю региональных налогов
приходится 15,2% (2047,5 млн. руб.) от общей
суммы задолженности, в том
числе на задолженность по
транспортному налогу – 10,2%, по
налогу на имущество организаций
– 3,8%.
Доля задолженности по местным
налогам составляет 3,9% (526,5 млн. руб.),
по налогам со специальным
налоговым режимом – 5,8% (774,8 млн.
руб.).
В течение отчетного периода
увеличение задолженности по
федеральным налогам на 253,7 млн.
руб. или на 2,6% произошло за
счет роста задолженности по
НДС на 481,0 млн. руб. или на 9,0%
и по налогу на прибыль –
на 341,4 млн. руб. или на 13,3%.
Рост задолженности обусловлен,
в основном, неуплатой доначисленных
сумм по актам налоговых проверок.
В то же время за отчетный
период отмечено снижение задолженности
по акцизам на алкогольную
продукцию на 490,2 млн. руб. или
почти в 11 раз и по налогу
на доходы физических лиц –
на 30,1 млн. руб. или на 2,4%.
Прирост задолженности по региональным
налогам на 455,3 млн. руб. или
на 28,6%, в основном, обусловлен приростом
задолженности по транспортному
налогу с физических лиц – на 383,4 млн. руб.
или на 40,5%, сроки принудительного взыскания
задолженности которой пока не наступили.
Также прирост задолженности по налогу
на имущество организаций за отчетный
период составил 122,8 млн. руб. или 31,7%, в
то же время в течение апреля задолженность
по налогу сократилась на 71,5 млн. руб. или
на 12,3 процента.
В течение января-апреля 2011 года
задолженность по местным налогам
уменьшилась на 7,8 млн. руб. или
на 1,5%, что связано со снижением
задолженности по налогу на
имущество физических лиц на 56,5
млн. руб. или на 21,2%.
По налогам со специальным
налоговым режимом задолженность
за отчетный период увеличилась
на 361,9 млн. руб. или в 1,9 раза,
что обусловлено, в основном, ростом
задолженности по налогу, взимаемому
в связи с применением упрощенной
системы налогообложения, на 288,4
млн. руб. или в 2,3 раза. Меры
принудительного взыскания данной
задолженности применяются в
полном объеме в соответствии
с Налоговым кодексом Российской
Федерации.
2.2.Проблемы
налогообложения
прибыли организаций
Налог
на прибыль самый надежный на протяжении
многих лет источник бюджета, самый
изученный и понятный из всех видов
налогов. Построение этого налога показывает
не только фискальную функцию налогов,
но и стимулирующую, о которой
так много говорят теоретики
и которая так слабо просматривается
на практике. Налог на прибыль занимает
среди доходных источников консолидированного
бюджета второе место, причем его
роль в последние годы растет, в
бюджетах субъектов Федерации налогов
на прибыль признанный лидер.
Логика построения налога на
прибыль в НК РФ может быть
увязана в значительной степени
с продекларированными государством
принципами стратегии проведения
налоговой реформы, заключающимися в упрощении
налоговых законов, либерализации ставок
и усилении ответственности налогоплательщиков.
Главные изменения в налоге
на прибыль связаны с тем,
что в НК РФ собраны все
основные документы, необходимые
для исчисления налога, в первую
очередь это касается отмены
ранее действующего положения
о составе затрат, которое заменяется
системой расходов в виде вычетов,
уменьшающих полученные доходы.
К основным новациям по налогу
на прибыль можно отнести
снижение ставки налога и либерализацию
налоговых вычетов, ликвидацию
льгот, перенос убытков, изменение
методов исчисления амортизации.
Однако представляется, что эти
меры не смогут явиться решающим
фактором выхода предпринимательства
из теневого оборота, поскольку
остаются значительные противодействующие
факторы налогового и неналогового
характера, в частности, другие
налоги, особенно НДС и акцизы,
взносы в социальные фонды,
имущественные налоги и рентные
платежи и так далее.
Новые налоговые ставки можно
считать революционными, поскольку
изменились практически все детали.
Во-первых, налоговая ставка стала
единой для всех организаций,
независимо от вида деятельности
и составляет 20% (при этом 2% — в
федеральный бюджет, 18% — в бюджеты
субъектов Федерации). 9% — ставка по
доходам, получаемым в виде дивидендов
от российских организаций российскими
организациями и физическими лицами —
налоговыми резидентами Российской Федерации.
Если учесть, что ставка налога повышается
до 15% по доходам, полученным в виде дивидендов
от российских организаций или российскими
организациями от иностранных организаций,
то видно, что законодатели, наконец, поняли
необходимость приоритета отечественных
инвестиций, поскольку проблема "лишних"
денег, которой страдают высокоразвитые
страны, неожиданно стала и нашей проблемой,
но при этом наши инвесторы не спешат вкладывать
деньги в родную экономику. Очевидно, что
стимул для них создали, правда, неизвестно,
будет ли он действовать до тех пор, пока
нет стабильной экономики в целом.
В НК РФ увеличена ставка налога на доходы
иностранных юридических лиц — нерезидентов:
они стали платить 20% с любых видов дохода,
кроме доходов от использования, содержания
и сдачи в аренду средств транспорта, необходимых
для международных перевозок, ставка по
которым тоже выросла с 6 до 10%, что вполне
логично, учитывая саму природу рассматриваемых
доходов.
Что касается ставок налога, связанного
с доходами от долговых обязательств
государства, то российские и иностранные
инвесторы поставлены в равные условия
— применяется единая 15%-ная ставка
во всех случаях, кроме, связанных с чрезвычайными
обстоятельствами (дефолт), когда действует
нулевая ставка. Тем самым закон не делает
исключений для пострадавших.
Очень сложной задачей налогового
законодательства по налогу на
прибыль является рациональное
построение системы льгот. В
новой редакции Налогового Кодекса
РФ все действующие льготы
в виде прямого льготирования
отменены, но многие сохранились
в трансформированном виде.
В результате введения Налогового
Кодекса была отменена наиболее
оспариваемая льгота — льгота,
связанная с капитальными вложениями.
Можно согласиться с тем, что
нейтральность налоговой системы
к инвестициям имеет отдаленные
негативные последствия. В то
же время механизм амортизации,
в частности ускоренной, можно
однозначно считать своеобразной
налоговой льготой, связанной
со стимулированием роста инвестиций
и внедрения новой техники.
Соответствующая амортизационная
политика позволяет снизить налоговую
базу не только по налогу
на прибыль, но и по налогу
на имущество. Снижение же размеров
налога на имущество в расчетном
виде ведет к росту налога
на прибыль. В новых условиях
механизм укоренной амортизации становится
чуть ли не единственной прямой инвестиционной
льготой.
Вероятным последствием либерализации
налоговых вычетов явится
увеличение числа убыточных предприятий.
В то же время в Налоговом
кодексе несколько изменен подход
к возмещению этого убытка
через снижение налогооблагаемой
базы последующих лет. Практически
это реализуется следующим образом.
В случае если в налоговом
периоде налогоплательщик получил
убыток, то в данном периоде
налоговая база признается равной нулю.
Новое законодательство предоставляет
право уменьшить налоговую
базу последующего налогового
периода на всю сумму полученного
налогоплательщиком убытка. Налогоплательщики
вправе осуществлять перенос
убытков на будущее в течение
десяти лет, следующих за тем
налоговым периодом, в котором
получен этот убыток, но совокупная
сумма переносимого убытка не
может превышать 30% налоговой
базы, исчисленной без учета данного
вычета. Даже в том случае, если
налогоплательщик получает убыток
неоднократно, перенос его на
будущее разрешается, но в порядке
очередности получения убытка.
Еще одно новшество в пользу
плательщика заключается в
том, что закон в случае
прекращения налогоплательщиком
деятельности позволяет налогоплательщику
- правопреемнику (конечно, если таковой
имеется) уменьшить налоговую
базу на сумму убытков, полученных
предшественником. Эта идея поистине
кладезь для предприимчивых людей.
Теперь отметим факторы возможной
компенсации бюджетных потерь.
В первую очередь это отмененные
льготы, самыми крупными из которых
являются:
- льготы, связанные
с финансированием капитальных вложений;
- льготы по
средствам массовой информации;
- льготы по
вновь созданным производствам;
- льготы по
предприятиям, производящим медицинскую
продукцию;
- взносы на
благотворительные цели;
- льготы для
малых предприятий в течение первых двух
лет деятельности.
Существует еще один факт не
в пользу роста числа плательщиков.
Большинство малых предприятий,
несмотря на то, что для них
были созданы специальные режимы,
все-таки платили налог на прибыль
в общем порядке. Создаваемая
сейчас крайне льготная система
налогообложения малого бизнеса
охватывает все категории плательщиков,
что не может не сказаться
на снижении общего количества
предприятий, уплачивающих налог
на прибыль в общеустановленном
виде.