Основные направления реформирования налоговой системы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Налоги, на мой взгляд, являются главным звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоговая система динамична и находится в постоянном изменении. Каждый год отменяются, изменяются, вводятся новые налоги. Но трудно представить хоть какое-нибудь государство совсем без них. Ведь именно налоги являются источником финансового обеспечения деятельности государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1.Налоговая система в Российской Федерации…………………………………4
1.1.Основные элементы и функции налогов принцип налогообложения…..4
1.2. Система налогов и сборов в РФ…………………………………………..10
2. Реформирование налоговой системы в РФ…………………………………..14
2.1. Проблемы налоговой системы РФ и возможные пути их решения……14
2.2. «Путинские» налоговые реформы и их последствия……………………21
Заключение……………………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТиИН.docx

— 72.33 Кб (Скачать)

    -    усложнилось налоговое  администрирование

    -  у плательщиков акциза значительно  увеличился документооборот, связанный  с направлением каждой торговой  точке деклараций о максимальной  розничной цене и дате, с которой  указанная цена начинает действовать

     -  возникает необходимость введения  лицензирования точек розничной  торговли, реализующих табачные  изделия

     -  не учитываются особенности надбавок к розничной цене в районах Крайнего Севера

В связи  с этим было бы целесообразным вернуться  к специфической системе взимания акцизов на табачные изделия.

Также существует проблема акцизного налогообложения  алкогольной продукции. В современной  России примерно с половины потребляемого  алкоголя не платятся акцизы из-за производства контрафактной продукции. Остановить это не способно  введение новых  форм контроля в виде акцизных марок, регулирования низшего предела  розничных цен, лицензирования и  т.д. Нужны более кардинальные меры. Так, например, доктора экономических наук И.А. Майбуров и Ю.Б. Иванов пишут: «Было бы целесообразным на первом этапе ввести комбинированную ставку акциза, разделив ныне действующую ставку на две части. Одна часть – это уменьшенная вдвое ныне действующая специфическая ставка. Вторая часть – ставка акциза, установленная с единицы мощности. На втором этапе можно было бы перейти полностью на уплату налога с мощности производителя. В этой отрасли можно было бы установить вместо акциза принципиально другой способ налогообложения, введя так называемый налог на вмененную мощность. »3 В самом деле, прекратился бы выпуск нелицензированного товара, упростилась бы его уплата и контроль за собираемостью.

  • Проблема налогообложения доходов физических лиц.

Во-первых, это проблема пропорциональной ставки НДФЛ, из-за которой происходит  невыполнение налогом распределительной функции. Она не способствует повышенному налоговому изъятию с высоких личных доходов и их перераспределению, усиливает расслоение общества по уровню обеспеченности. Нельзя сказать, что введение 13%-ной ставки способствовало легализации заработной платы и явилось причиной соответствующего роста поступлений данного налога. До сих пор имеет место получение части заработной платы в конвертах, минуя расчетные ведомости. Также пропорциональная ставка НДФЛ вступает в противоречие с регрессивной шкалой обязательных страховых взносов и высокой ставкой налога на прибыль. В РФ уже назрел вопрос о введении прогрессивной ставки НДФЛ, причем прогрессия должна быть сложной и начинаться с доходов, превышающих среднюю заработную плату.

Во-вторых, это проблема действующего порядка его зачисления. В настоящее время НДФЛ зачисляется в бюджет региона, а расходы на образование, здравоохранение и другие социальные потребности данного работника производятся по мосту жительства. Поэтому ставится вопрос о целесообразности переноса зачисления данного налога в местные бюджеты. Считается, что это изменение даст существенные положительные результаты.

В-третьих, это проблема необходимости перевода НДФЛ в разряд региональных, а впоследствии и местных налогов. В настоящее  время не обеспечивается финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов, они пополняются в основном за счет отчислений федеральных налогов и сборов. Назрела необходимость перевода НДФЛ в состав региональных, а потом местных налогов, поскольку на протяжении всего своего существования он практически всегда полностью зачислялся в бюджеты субъектов РФ, в том числе в местные бюджеты.

  • Проблемы налога на добычу полезных ископаемых.

Этот  налог был введен в 2002 году и с тех пор не учитывает в должной мере особенности горно-геологических, экономико-географических и инфраструктурных условий разработки месторождений, структуру запасов, их качество и т.д. Одинаковое налогообложение дает преимущества плательщикам, располагающим лучшими участками недр. Высокие ставки на низкорентабельные месторождения дестимулируют добычу полезных ископаемых из этих месторождений и следовательно ведут к уменьшению поступлений налогов в бюджет. В 2007 году были введены корректировки налоговой ставки на коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов и установлена нулевая ставка налога по вновь осваиваемым участкам недр. Однако эти изменения не решили всех проблем, поскольку так и не введена дифференциация ставок. Также ставки налога по всем полезным ископаемым, кроме нефти и природного газа, привязаны к стоимости добытых полезных ископаемых, поэтому они создают возможность добывающим компаниям уменьшать свои налоговые обязательства путем занижения трансфертных цен. НДПИ не устраивает ни большую часть налогоплательщиков, ни государство. В настоящее время нет четкой концепции реформирования в добывающих отраслях, как осуществить дифференциацию ставок по различным признакам пока не ясно. О необходимости ее введения говорится уже не один год, но с учетом сложности этой задачи, ее решение откладывается на несколько лет, что тормозит завершение в целом налоговой реформы.

  • Проблемы специальных налоговых режимов.

В настоящее  время налоговое стимулирование развития малого предпринимательства  осуществляется путем перехода на один из специальных режимов налогообложения  вместо уплаты ряда налогов. Однако указанная  замена не привела к повышению эффективности, развитию производства и увеличению налоговых поступлений.

Система ЕНВД изначально задумывалась как механизм усиления контроля государства за выручкой в тех областях, где он затруднен. Но постепенно она превратилась в  элемент стимулирования малого предпринимательства, размер ЕНВД намного ниже замененных им налогов.

Необходимо  по-новому подойти к вопросам налогового стимулирования малого бизнеса, поскольку  предприятия, находящиеся в общем  режиме налогообложения, практически  не имеют налоговых льгот и  стоят в неравном положении с  предприятиями, перешедшими на специальные  режимы.

На мой  взгляд, УСН должна стать главным  механизмом стимулирования малого бизнеса  и способствовать развитию предприятия. Но она не должна предоставляться  бесконечно, срок ее применения должен быть ограничен, вне зависимости  от того, достигло ли предприятие предельных объемов производства. Также необходимо ввести действующую до 2002 года льготу в части снижения ставки (вплоть до нулевой) налога на прибыль в первые четыре года работы для вновь созданных организаций и льготу в виде освобождения от налога части прибыли, использованной на инвестиции.

Что касается ЕНВД, то его основной задачей должно стать сокращение возможностей ухода  от налогообложения, одновременно не подрывая заинтересованность малых предприятий  в своем развитии. Целесообразной была бы передача вопросов налогового регулирования системы ЕНВД в  основном в ведение муниципальных  органов.

  • Проблемы стимулирования инвестиционной активности.

В современной  России очевидна острейшая проблема стимулирования инвестиционной активности, и система разрозненных мер не позволяет добиться существенных изменений  в структуре экономики.

В настоящее  время в этой области начался  постепенный возврат к смешанной  форме налогового симулирования, то есть как в виде целевых налоговых  льгот, так и в виде снижения ставок налогов и освобождения от уплаты отдельных налогов. Снижение ставок предоставляют налогоплательщику дополнительные финансовые ресурсы для развития производства, обновления продукции без обязательств по ее использованию, а предоставление налоговых льгот гарантирует государству 100%-ное использование вливаемых в экономику финансовых ресурсов на те цели, которые государство преследует, предоставляю льготу. Очевидно, что государство должно получать эффект и при снижении ставок налогов. Поэтому при разработке мер налогового стимулирования инвестиционной активности необходимо предусматривать систему гарантий использования полученных дополнительно финансовых средств на установленные государством цели. Для решения этой задачи было бы целесообразным восстановить ставку на прибыль организаций в размере 35% и снизить ставку НДС. Последнее станет стимулом для развития обрабатывающей промышленности, будет способствовать росту потребительского спроса. А высокая ставка налога на прибыль станет побуждать предприятия уменьшать уплату налога, не нарушая налоговое законодательство.

  • Проблемы администрирования НДС.

Одним из наиболее проблемных налогов в  российской налоговой системе является налог на добавленную стоимость. В соответствующую главу Налогового кодекса постоянно вносятся поправки. В соответствии с Федеральным  законом РФ от 17 декабря 2009 г. №318-ФЗ введен новый, заявительный порядок  возмещения «входного» НДС. Возмещение сумм налога налогоплательщикам теперь осуществляется до завершения камеральной  проверки обоснованности данного возмещения и принятия решения налоговым  органом. В настоящее время минимальный  срок возмещения «входного» НДС составляет 3,5 месяца, фактически же нередко налогоплательщик получает суммы в срок до одного года. Таким образом, из оборота налогоплательщиков отвлекаются финансовые ресурсы  на сотни миллиардов рублей. Данное положение сложилось вследствие не решаемых проблем администрирования данного налога. Поправки, внесенные в Кодекс, имеют частный характер и массу оговорок. В сферу данного порядка не попали предприятия малого и среднего бизнеса, большинство обрабатывающих и перерабатывающих предприятий, поэтому имеет место нарушение принципа равноправия налогоплательщиков.

При администрировании НДС проблемы также возникают и у государства. Недобросовестные налогоплательщики стали создавать в цепочке поставок посреднические «фирмы-однодневки», которые получив оплату товара и соответствующую сумму НДС, не внося налог в бюджет, прекращают свое существование, а РФ обязана создателю фирмы возместить суммы НДС, уплаченных фирме. Таким образом, ежегодно возрастают суммы изъятых из бюджета средств.

Необходимо  построить такой механизм исчисления и уплаты НДС, чтобы и государство  не теряло огромные суммы, и не страдали финансовые интересы добросовестных плательщиков в связи с задержками выплат возмещений. Однако стоит понимать, что ужесточение  контроля за своевременностью уплаты налога, процедуры государственной  и налоговой регистрации организаций  и другие ужесточенные меры не решат  создавшихся проблем, а только усугубят.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. «Путинские» налоговые реформы  и их последствия.

1)Одной из основных реформ, проведенных за период 2009-2010 гг., было реформирование игорного бизнеса. С 1 июля 2009 года любая игорная деятельность, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, может осуществляться только в четырёх специальных игорных  зонах: Калининградской области («Янтарная»), Алтайском («Сибирская монета») и Приморском краях («Приморье»), а также на границе Ростовской области и Краснодарского края («Азов-Сити»).

Согласно  Федеральному закону Российской Федерации  от 29 декабря 2006 года "О государственном  регулировании деятельности по организации  и проведению азартных игр и о  внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации", игорная зона – это часть территории Российской Федерации, которая предназначена  для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.

К каким  результатам привела данная реформа? Через год после полного запрета казино в России повсеместно расцвел нелегальный игорный бизнес. Только в Москве вместо 500 закрытых легальных игорных заведений сегодня действует более 800 нелегальных. В результате вместо налоговых доходов государство сегодня вынуждено тратить по 1 миллиард в год на контроль за соблюдением запрета.

«Люди играли, играют и будут играть –  от этого никуда не деться», –  заявил председатель совета Российской ассоциации развития игорного бизнеса Валерий  Иванов. При этом, по его словам, проекты  игорных зон государством выбраны  были явно неудачно. По его мнению, путей  для того, чтобы «смягчить приговор», вынесенный властями игорному бизнесу  год назад, существует много –  была бы воля. «Перенос зон к местам с более развитой инфраструктурой  – один из наиболее разумных, – отметил  он. – А одним из самых простых  и эффективных способов было бы разрешение их размещения в 5-звездочных отелях. В  этом случае игровые места будет  легче контролировать правоохранительным органам и несравнимо проще администрировать налоговикам».4

Сегодня бизнесмены подводят итоги: власти лишь запретили легальный игорный  бизнес. Однако появилась другая, более  серьезная проблема – нелегальный  бизнес. Контроль за нелегальным бизнесом осуществлять стало сложнее, а игроманы оказались менее защищенными.

Как пояснил  советник Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Дмитрий  Слободкин, закон, который был принят, никто, по сути, не прорабатывал, и тем  более не было его экономического обоснования. «То есть политическая целесообразность победила экономический  прагматизм, – отметил он. – За шесть лет своего существования  доходы игорных заведений увеличились  на 437%, налог на игорный бизнес вырос  на 6200%, количество занятых – на 480%, игровых автоматов – на 736%. Более 80% – то есть около 300 тыс. игровых  автоматов – было произведено  в России. Была создана мощная индустрия, которая началась практически с  нуля.»5

Информация о работе Основные направления реформирования налоговой системы в современной России