Основные направления реформирования налоговой системы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Налоги, на мой взгляд, являются главным звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоговая система динамична и находится в постоянном изменении. Каждый год отменяются, изменяются, вводятся новые налоги. Но трудно представить хоть какое-нибудь государство совсем без них. Ведь именно налоги являются источником финансового обеспечения деятельности государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1.Налоговая система в Российской Федерации…………………………………4
1.1.Основные элементы и функции налогов принцип налогообложения…..4
1.2. Система налогов и сборов в РФ…………………………………………..10
2. Реформирование налоговой системы в РФ…………………………………..14
2.1. Проблемы налоговой системы РФ и возможные пути их решения……14
2.2. «Путинские» налоговые реформы и их последствия……………………21
Заключение……………………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТиИН.docx

— 72.33 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ) 

Факультет Налогов и налогообложения 

Кафедра Налогового процесса и контроля 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине

«Теория и история налогообложения»

на тему:

«Основные направления реформирования налоговой системы в        современной России». 

Выполнена студенткой 2 курса 22 группы

Очной формы  обучения

Специальности Налоги и налогообложение

Силиванец Анной  Михайловной

Руководитель: Косов  М.Е.,

доцент кафедры Налогового процесса и контроля,

кандидат экономических  наук.

Отметка о допуске (недопуске) к защите__________________

«_____»_____________2010г.               __________________________

                                                                                           (подпись руководителя) 
 
 
 
 
 

Москва 2010 г. 

Оглавление.

                                                                                                                       стр.                                                 

Введение………………………………………………………………………………3

    1.Налоговая система в Российской Федерации…………………………………4

       1.1.Основные элементы и функции налогов принцип налогообложения…..4

       1.2. Система налогов и сборов в РФ…………………………………………..10

    2. Реформирование налоговой системы в РФ…………………………………..14

       2.1. Проблемы налоговой системы РФ и возможные пути их решения……14

       2.2. «Путинские» налоговые реформы и их последствия……………………21

Заключение……………………………………………………………………………30

Список  использованной литературы……………………………………………….32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Налоги, на мой взгляд, являются главным звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоговая система динамична и находится в постоянном изменении. Каждый год отменяются, изменяются, вводятся новые налоги. Но трудно представить хоть какое-нибудь государство совсем без них. Ведь именно налоги являются источником финансового обеспечения деятельности государства. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение его функций: управление, образование, оборона, суд, охрана порядка, здравоохранение - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования. Именно поэтому я выбрала эту тему.

В своей  курсовой я поставила следующие  цели: во-первых, рассмотреть теоретические данные по налоговой системе в Российской Федерации, во-вторых, проанализировать возможные пути ее реформирования, в-третьих, высказать свою точку зрения по этому вопросу. 
 
 
 

1. Налоговая система  в Российской Федерации.

1.1. Основные элементы и функции налогов, принципы налогообложения.

Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных актах государства, которые устанавливают контрольные  методы построения и взимания налогов, т. е. определяют конкретные элементы налогов.

Существуют  обязательные и факультативные элементы налога. Обязательными называются те, которые необходимы для обеспечения определенности налогового обязательства, а факультативными - те, которые не оказывают существенного влияния на степень определенности налогового обязательства, их отсутствие не приводит к невозможности однозначного исполнения обязанности по уплате налога.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налог  считается установленным лишь в  том случае, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения
  • налоговая база
  • налоговый период
  • налоговая ставка
  • порядок исчисления налога
  • порядок и сроки уплаты налога.

Перечисленные элементы являются существенными.

Налогоплательщик - юридическое или физическое лицо, на которое по закону возложена обязанность по уплате налоговых платежей в бюджет.

Налогообложению подлежат все объекты налогообложения, возникающие на территории данного  государства, а также все объекты, возникающие у налогоплательщиков, имеющих статус налогового резидента данного государства, независимо от места их возникновения.

Объект  налогообложения  – юридические факты, обусловливающие обязанность субъекта налогообложения уплатить налог.

Предмет налогообложения- признаки физического  характера, с наличием которых связывается  возникновение обязанности по уплате налога.

 

 

         Субъект                                   Объект                                 Предмет

Как показывает практика применения налогообложения  в различных экономических формациях, объектами налогообложения могут  являться либо права, либо деятельность субъекта налогообложения.

Налоговая база  – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка – величина налога на единицу измерения налоговой базы.

Различают твердые, адвалорные и комбинированные  ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения. Адвалорные устанавливаются в процентном соотношении  к стоимости объекта обложения. Комбинированные ставки- твердые + адвалорные. В РФ комбинированные и твердые  ставки широко применяются в обложении  акцизами.

Также различают прогрессивные, регрессивные и пропорциональные ставки.

Пропорциональные  действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Прогрессивные - повышаются по мере увеличения налоговой  базы. Регрессивные - уменьшаются по мере увеличения налоговой базы.

Налогоплательщик  самостоятельно исчисляет сумму  налога, подлежащую уплате за налоговый период , исходя их налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.1

К факультативным элементам налога относятся:

  • налоговые льготы и преференции
  • ответственность за нарушение налогового законодательства
  • установление порядка принудительного взыскания неуплаченных сумм налогов и сборов
  • порядок зачета и возмещения из бюджета неуплаченных и (или) излишне уплаченных сумм налогов и сборов.

Целесообразность  введения факультативных элементов  определяется направленностью экономической  политики государства, складывающимися  интересами внутриполитических эли  общества, а также ведомственными интересами властвующих структур.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.

Виды  налоговых льгот:

  1. Выведение из-под налогообложения
  2. Необлагаемый минимум
  3. Частичные налоговые освобождения (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит).

Функции налогов отражают их общественное предназначение и раскрывают в конкретных практических формах потенциальные возможности этой категории в общественной экономической системе. Поскольку налоги представляют собой частную финансовую категорию, постольку формы проявления ее сущности (частные функции) могут быть реализованы лишь в рамках общих функций экономической категории финансов (государственных финансов).

Выделяют  следующие функции налогов:

  • Фискальную
  • Регулирующую
  • Распределительную
  • Контрольную.

Налоги  при выполнении свой фискальной функции обслуживают весь налоговый процесс – деятельность субъектов налоговых отношений по налоговому планированию, составлению налогового бюджета, его утверждению и исполнению. В налогах потенциально заложено свойство обеспечивать органы власти доходными источниками для исполнения ими своих функциональных обязанностей. Фискальное предназначение налогов - создание стабильной доходной базы бюджетной системы страны, достаточной для финансирования необходимых бюджетных расходов.

Регулирующая функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма.

Распределительная функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных и перераспределительных отношений. Налоги являются важным средством решения подобных задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля, с одной стороны, за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью, и направлениями расходов , с другой стороны, сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. На практике контрольная функция налогов реализуется в форме предварительного, текущего и последующего налогового контроля, а сам налоговый контроль осуществляется в виде налоговых проверок: камеральных (в налоговых органах) и выездных.

Информация о работе Основные направления реформирования налоговой системы в современной России