Основные направления реформирования налоговой системы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Налоги, на мой взгляд, являются главным звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоговая система динамична и находится в постоянном изменении. Каждый год отменяются, изменяются, вводятся новые налоги. Но трудно представить хоть какое-нибудь государство совсем без них. Ведь именно налоги являются источником финансового обеспечения деятельности государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1.Налоговая система в Российской Федерации…………………………………4
1.1.Основные элементы и функции налогов принцип налогообложения…..4
1.2. Система налогов и сборов в РФ…………………………………………..10
2. Реформирование налоговой системы в РФ…………………………………..14
2.1. Проблемы налоговой системы РФ и возможные пути их решения……14
2.2. «Путинские» налоговые реформы и их последствия……………………21
Заключение……………………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТиИН.docx

— 72.33 Кб (Скачать)

Необходимость выработки правил (принципов), на которых могли бы базироваться налоговые конструкции разных стран, появилась практически с возникновением налогов и сразу же стала привлекать внимание теоретиков финансовой науки. Шотландский ученый А. Смит был первым, кто сформулировал основные принципы налогообложения в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов»:

  • Принцип равномерности (справедливости)
  • Принцип определенности
  • Принцип удобства
  • Принцип экономности

В настоящее  время принципы налогообложения  делятся на 3 группы:

  • Экономические
  • Юридические
  • Организационные

К экономическим  принципам относят:

  1. Принцип справедливости. Означает строгую равномерность распределения налога между всеми его плательщиками. Все налогоплательщики обязаны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства в соответствии со своей платежеспособностью.
  2. Принцип эффективности. Состоит в том, что необходимо устанавливать такие налоги, чтобы поступления по каждому из них перекрывали затраты государства.
  3. Принцип соразмерности. Его суть заключается в соотношении бюджетных поступлений  последствий налогообложения для налогоплательщиков.
  4. Принцип множественности. Налоговая система должна отвечать требованию оптимального перераспределения налогов и не может базироваться на одном налоге.
  5. Принцип всеобщности. Каждое лицо должно уплачивать установленные законом налоги и сборы.

К юридическим  принципам относят:

  1. Принцип законодательной формы установления налога. Любой налог должен быть установлен только принятием специального законодательного акта.
  2. Принцип приоритетности налогового законодательства. Нормативно-законодательные акты, не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения.

 К  организационным принципам относят:

  1. Принцип единства налоговой системы. Не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны.
  2. Принцип налогового федерализма. Каждый орган власти наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения, при этом зачисление налогов в бюджеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете.
  3. Принцип одновременности обложения. Не допускается установление двойного обложения одного и того же источника или объекта.
  4. Принцип гласности. Каждый налогоплательщик должен оповещаться по вопросам налогообложения и налогового законодательства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Система налогов и сборов в РФ.

Система налогов и сборов - основанная на налоговых отношениях, установленная  налоговым законодательством страны совокупность налоговых платежей в  определенной их комбинации по классификационным  группам и видам.

Налоговая система России строится по территориальному принципу и имеет три уровня зависимости  от уровня установления и изъятия налогов: федеральный, региональный и местный (на уровне городов и районов).

Федеральные налоги:

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС). Этим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Ставка НДС составляет 18 %, кроме случаев, предусмотренных НК РФ (гл.21,ст. 164).
  2. Налог на прибыль организаций. Плательщиками налога на прибыль являются организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность и имеющие объект налогообложения – прибыль. При этом плательщиками налога признаются российские организации, а также иностранные организации, как осуществляющие свою деятельность в нашей стране через постоянные представительства, так и не осуществляющие в России такую деятельность через постоянные представительства.
  3. Налог на доходы физических лиц. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.2 Ставка НДФЛ едина для всех и составляет 13 %.
  4. Акцизы Представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя.
  5. Налог на добычу полезных ископаемых. Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны пользователями недр.
  6. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Цель этого сбора – повысить бюджетообразующее значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов, а также добиться оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной функциями налогов.
  7. Водный налог. Налогоплательщиками водного налога согласно Кодексу являются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с российским законодательством.
  8. Государственная пошлина. Плательщиками государственной пошлины               являются организации и физические лица, при условии их обращения за совершением юридически значимых действий, а также организации и физические лица, выступающие ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судами, и если при этом решения приняты не в их пользу и истец освобожден от уплаты пошлины.

Региональные  налоги:

  1. Нaлог нa имущеcтво оргaнизaций. Объектом нaлогообложения для роccийских организаций определено учитываемое на бaлaнсе в качестве объектов оcновных cредств движимое и недвижимое имущество, включая имущеcтво, переданное во временное владение, пользование, рaспоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность. Для иностранных оргaнизаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные предстaвительства, объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. Объектом налогообложения для инострaнных организаций, не осуществляющих деятельности в Роccийской Федерации через поcтоянные представительства, признано находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве cобственности.
  2. Транcпортный налог. Объектом налогообложения Налоговый кодекс установил автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и мехaнизмы на пневмaтическом и гусеничном ходу, cамолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном российским законодательством порядке.
  3. Нaлог на игорный бизнес. Плaтельщиками налога на игорный бизнес становятся организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в облaсти игорного бизнеса. Объектами налогообложения признаются игровой cтол, игровой aвтомат, кaсса тотализатора, касса букмекерcкой конторы.

Местные налоги:

  1. Налог на имущество физических лиц. Плательщиками налога на имущество физических лиц в соответствии с федеральным законодательством являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, т. е. физические лица, имеющие на территории РФ в собственности cледующее имущество: жилые домa, квартиры, дачи, гаражи и другие строения, помещения и сооружения.
  2. Земельный налог. Плaтельщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве cобственности, прaве постоянного или беcсрочного пользования или же на праве пожизненного наследуемого владения.

Характерной особенностью налоговой системы  России является наличие специальных налоговых режимов, представляющих собой особый установленный Налоговым кодексом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени и применяемый в оговоренных Кодексом случаях. Налоговым кодексом предусмотрены четыре таких налоговых режима:

  1. Упрощенная система налогообложения. Применение УСН организациями предусматривает уплату единого налога вместо налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, а индивидуальными предпринимателями - вместо налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц. Если объектом налогообложения являются доходы, то ставка составляет 6%, если доходы, уменьшенные на величину расходов-15%.
  2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Может применяться в отношении видов деятельности, прописанных в статье 34626 НК РФ. Ставка устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.
  3. Единый сельскохозяйственный налог. Налогоплательщиками ЕСН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Налоговая ставка равна 6%.
  4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Налогоплательщиками при выполнении СРП налоговым законодательством признаны организации, являющиеся инвесторами соглашения. Для применения указанного налогового режима налогоплательщик должен представить в налоговый орган соответствующее письменное уведомление, а также подписанное соглашение о разделе продукции.
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Реформирование налоговой  системы в РФ.

    1. Проблемы налоговой системы РФ и возможные пути их решения.

Налоговая реформа в Российской Федерации, начавшаяся в конце 90-х гг. прошлого века, не была в достаточной мере обеспечена разработкой и утверждением концептуальных положений ее проведения. Поправки в первую часть Налогового кодекса стали поступать сразу  после ее принятия и до вступления в силу. Часть проблем были разрешены, а некоторые до сих пор остаются нерешенными. В настоящее время  можно сказать, что до формирования налоговой системы страны еще  далеко.

Рассмотрим  подробнее ключевые проблемы налоговой  системы.

  • Проблема реализации Налогового кодекса как закона прямого действия.

Целью принятия Кодекса являлась отмена всех подзаконных актов. До него в соответствии с законом «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» нормативные документы выпускались  с целью ликвидации пробелов в  налоговых законах. Но даже после принятия Кодекса мы видим, что он еще далеко не совершенный и нуждается в серьезной доработке. Закон прямого действия должен давать окончательные ответы на все вопросы, возникающие в практике налогового администрирования, при исчислении и уплате какого-либо налога. При наличии Налогового кодекса у правительства, министерств и ведомств не должно быть права издавать какие-либо нормативные документы, трактующие налоговое законодательство. Вместо того, чтобы сделать его законом прямого действия в 2004 году была принята новая ст. 34.2 НК РФ, в которой говорится, что Министерству финансов РФ предоставлено право давать письменные разъяснения по вопросам налогообложения. Этим правом исполнительные органы успешно пользуются, издавая разъяснения почти ежедневно. Таким образом фактически осуществлен возврат к Закону «Об основах налоговой системы РФ», поэтому нарушается один из принципов налогообложения- законодательное установление налогов. Поэтому, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что Налоговый кодекс требует корректировки и совершенствования, чтобы он стал законом прямого действия, регулирующим весь процесс налогообложения.

  • Проблемы акцизного налогообложения.

До сих  не удается создать эффективную  систему взимания акцизов на нефтепродукты, алкогольную продукцию и табачные изделия. Система акцизного налогообложения в РФ является сложной и трудной в администрировании, также она неэффективна с фискальной точки зрения и с позиции налогоплательщика. Серьезные проблемы имеются в администрировании, порядке исчисления и уплаты акцизов по табачной продукции. Установленный порядок их исчисления трудно контролируем, создает возможности для минимизации налоговой базы и снижению поступлений налогов. В 2003 году в РФ была введена комбинированная ставка акциза на табачные изделия, которая не применяется ни в одной из развитых стран. С 2007 года адвалорная составляющая ставки акциза была привязана к максимальной розничной цене, обозначенной на каждой пачке папирос и сигарет, но появился ряд проблем:

Информация о работе Основные направления реформирования налоговой системы в современной России