Организация работы контрольных налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 04:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: описать контрольную работу налоговых органов и меры повышения ее эффективности.
Данная цель решается с помощью решения следующих основных задач:
– описать систему контроля за поступлением налогов в бюджет государства;
– охарактеризовать методы организации контроля за налогами;
– оценить эффективность организации контроля за налогами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Виды и формы контроля за налогами 5
1.2 Значение контроля для государства 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГАМИ 12
2.1 Организация камеральных проверок за налогами 12
2.2 Особенности выездных налоговых проверок 15
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГАМИ 18
3.1 Влияние контрольных проверок на доходы бюджетов 18
3.2 Проблемы и перспективы налогового контроля в государстве 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29
Приложения 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 171.50 Кб (Скачать)
 
 

      На  основании данных табл. 2 видно, что  за 2010 г. уменьшилось количество выездных проверок по сравнению с количеством проверок за аналогичный период прошлого года, а также 2008 год. За анализируемый период количество выездных проверок, в результате которых выявлены нарушения, также имеет тенденцию к плавному снижению. Доля выездных проверок в общем количестве проверок составляет менее 1%.

 

     ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГАМИ

     3.1 Влияние контрольных  проверок на доходы бюджетов

 

      Контрольные проверки на доходы бюджетов оказывают  положительное влияние, так как  за счет выездных и камеральных проверок можно получить дополнительные доходы в бюджет.

      Данные  таблицы 3 свидетельствуют росте  количества проверок в 1,4 раза при росте  количества камеральных проверок в  связи с представлением налогоплательщиками  уточненных деклараций на увеличение ранее заявленных сумм налогов после  истребования налоговыми органами документов или пояснений, образованием новых налогоплательщиков.

      Таблица 3

Сравнительный анализ эффективности выездных и  камеральных налоговых проверок в г. Тюмень за период с 2008 по 2010 гг.

Виды  проверок и показатели эффективности Ед. изм. 2008 2009 2010 Темпы роста
1. Выездные проверки Шт. 19 775 5 465 4 706 -76,20
Из  них выявивших нарушения Шт. 10 253 2 797 2 450 -76,10
- доначисленные налоги тыс.руб. 18833 254 3733281 6 672 431 -64,57
2. Камеральные проверки Шт. 2993 851 807 207 608 913 -79,66
Из  них выявивших нарушения Шт. 176 085 46 456 35 695 -79,73
- доначисленные налоги тыс.руб. 14485 000 2936299 3 488 888 -75,91
Всего проверок Шт. 3013626 812672 613619 -79,64

      Источник: Отчет о результатах контрольной  работы налоговых органов № 2–НК 

     Из  таблицы видно, что доначисления налогов по ВНП более эффективны, чем по КНП, т.к. за 2008 год их больше на 2974076 шт., 2009 г. их больше на 796 982 или на 21,3%, за 2010 год на 604207 шт. Однако, количество КНП больше количества проведенных ВНП на 801 742 шт. Таким образом, видно, что количество ВНП составляет всего лишь 0,7% по сравнению с КНП. Это говорит о том, что камеральные проверки охватывают больше налогоплательщиков как организаций, так и физических лиц, предоставивших налоговую отчетность. Связано это с тем, что срок КНП составляет 3 месяца, а ВНП не может продолжаться более 2–х месяцев, но указанный срок может быть продлен до 4–6 месяцев (п.2 ст.88 и п.6 ст.89 НК РФ). Так же срок приостановления ВНП составляет не более 6 месяцев, а при получении информации от иностранных государственных органов еще 3 месяца. Срок же требования о представлении необходимых пояснений или внесении исправлений (если выявлены ошибки, противоречия, несоответствия) КНП составляет 5 дней (п.9 ст.89 и п.3 ст.88 НК РФ). Так же нужно не забывать о бумажной волоките, которая касается ВНП, а именно составление и вручение Справки о проведенной ВНП (п.15 ст.89 НК РФ) [1].

      Таким образом, можно сказать, что КНП  позволяют охватить большое количество налогоплательщиков. Поэтому приоритетным направлением контрольной работы налоговых органов в настоящее время является усиление аналитической составляющей работы, внедрение комплексного экономико-правового анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов, в связи, с чем в перспективе, возможно, сделать камеральные проверки основной формой налогового контроля.

      Лидирующие  позиции камеральных проверок в  системе налогового контроля обусловлены  рядом факторов:

      1. Меньшая трудоемкость, чем на  проведение выездных проверок, максимальная возможность автоматизации;

      2. Возможность охватить до 100% налогоплательщиков, предоставивших налоговую отчетность  в налоговые органы, при проведении  выездных проверок лишь у 1 % налогоплательщиков;

      3. Камеральные проверки стали более  эффективными не только в связи с контролем показателей налоговой отчетности, но и анализом уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, проверкой отчетных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников

      4. Предоставляется возможность налоговым  органам проводить анализ по  результатам камеральных проверок  для отбора налогоплательщиков  по проведению выездных проверок  с помощью программных комплексов. Недостатком существующего программного  обеспечения является то, что предполагается значительная автоматизация камеральных проверок, а отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок осуществляется в запросном режиме.

      Несмотря  на сокращение выездных налоговых проверок за 6 мес. 2010 г. (это видно из данных таблицы 2), они остаются одним из результативных составляющих налогового контроля. Данные, позволяющие провести сравнительный анализ эффективности камеральных и выездных проверок, представлены в таблице 3.

      На  основании данных представленной таблицы 3 эффективность выездных проверок по сумме доначисленных налогов при снижении количества проверок, имела рост в сумме доначислений на 1 проверку. Эта ситуация свидетельствует о том, что имеет место определенная диспропорция фактически сложившихся темпов роста сравниваемых показателей выездных налоговых проверок и основное снижение доначислений по камеральным проверкам за счет повышения эффективности функционирования отделов выездных проверок налоговых органов. Снижение результативности доначислений на одну камеральную проверку вызвано сложностью механизма проведения самих проверок. По другим субъектам Российской Федерации тенденции и ситуации по налоговому контролю аналогичны.

      Далее сравним доходы бюджетов с доначисленными платежами по проверкам.

 

       Таблица 4

Сравнение доходов бюджетов с доначисленными платежами по проверкам в г. Тюмень за 2008-2010 гг.

Показатели  2008 2009 2010
Размер  доходов бюджета, тыс.руб. 32 092 405 39 899874 67 200 751
Размер  доначисленных платежей по проверкам, тыс.руб. 33318,254 6669,58 10161,319
Доля  доначисленных платежей по проверкам  в доходах бюджета, % 0,10 0,02 0,02
 

      На  основании данных табл. 4 видно, что  доля доначисленных платежей по проверкам  в доходах бюджета за 2008-2010 гг. снизилась с 0,1% до 0,02%. Сокращение доля произошло в связи с тем, что размер доначисленных платежей за 2010 г. изменился не существенно по сравнению 2008 г. по сравнению с тем, что доходы бюджета г. Тюмень выросли, а размер доначисленных платежей, напротив, сократился.

     3.2 Проблемы и перспективы налогового контроля в государстве

 

      Контрольная работа налоговых органов последнее  время имела больше фискальную направленность, с целью максимального сбора  налогов с налогоплательщиков с  выявлением налоговых правонарушений, в результат При осуществлении выездных и камеральных проверок налоговыми органами устанавливаются регулярно случаи применения предприятиями схемы «оптимизации» - уклонения от налогообложения, направленные на:

      - сокрытие заработной платы налоговыми  агентами- организациями и индивидуальными предпринимателями за счет неполного отражения в регистрах бухгалтерского учета и отчетности сумм выплаченной заработной платы;

      - незаконное занижение, либо возмещение  НДС и акцизов на внутреннем  рынке, путем предъявления налоговых  вычетов по счетам-фактурам и первичным документам, подписанным неустановленными лицами, либо составленным с иными нарушениями,

      - занижение налоговой базы вследствие  не включения в налогооблагаемую  базу доходов от реализации, а  также посредством использования  «схем» реализации товара через договоры комиссии

      - не исполнение обязанностей налогового  агента по уплате НДС.

      Также основными нарушениями, регулярно  выявляемыми в ходе налоговых  проверок, являются:

      - нарушение порядка ведения учета  доходов и расходов;

      - неправильное определение сумм облагаемого дохода;

      - уменьшение налоговой базы за  счет включения в расходы документально  не подтвержденных затрат;

      - не отражение в составе доходов  сумм авансов, полученных от  покупателей в соответствующем  налоговом периоде

      - занижение налоговой базы, как следствие нарушения порядка заполнения налоговых деклараций.

      Осуществляемая  сегодня модернизация налоговых  органов по своей сути является модернизацией  порядка осуществления именно камеральных  налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде, о необходимости которой так много сегодня говорят и пишут работники налоговых органов, служит в основном выполнению двуединой задачи. Во-первых, экономии рабочего времени работников налоговых органов, занятых вводом информации с бумажных носителей в свои информационные сети. Во-вторых, повышению эффективности именно камеральных налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде в едином формате позволит налоговым органам, создав соответствующие программные средства контроля, оперативно и, главное, практически безошибочно обнаруживать ошибки, допущенные налогоплательщиками при заполнении форм налоговой отчетности.

      Повышение качества и эффективности налогового контроля не означает его усложнения. Проведение мероприятий налогового контроля не должно отрицательно влиять на хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков. И в любом случае права плательщиков должны в полной мере соблюдаться. Таким образом, несмотря на внесенные изменения в налоговое законодательство в части налогового администрирования и налогового контроля, данную сферу необходимо серьезно реформировать.

      В целях дальнейших перспектив развития необходимо предложить систему планирования налоговых проверок, которая позволит:

      1) для налогоплательщиков максимально  уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году коснется законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;

      2) для налоговых органов показать  наиболее вероятные "зоны риска" (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на вероятное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

      Один  из путей совершенствования налогового контроля – совершенствование налогового законодательства.

      Основной  резерв повышения эффективности  контрольной работы налоговых органов - улучшение организации (планирования, осуществления и реализация результатов) выездных проверок.

      Для достижения поставленной цели необходимо выделить основные задачи, от решения которых будут зависеть масштабы уклонения от налогообложения и, соответственно, величина поступивших средств в бюджетную систему страны, а именно:

Информация о работе Организация работы контрольных налоговых органов