Организация работы контрольных налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 04:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: описать контрольную работу налоговых органов и меры повышения ее эффективности.
Данная цель решается с помощью решения следующих основных задач:
– описать систему контроля за поступлением налогов в бюджет государства;
– охарактеризовать методы организации контроля за налогами;
– оценить эффективность организации контроля за налогами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Виды и формы контроля за налогами 5
1.2 Значение контроля для государства 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГАМИ 12
2.1 Организация камеральных проверок за налогами 12
2.2 Особенности выездных налоговых проверок 15
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГАМИ 18
3.1 Влияние контрольных проверок на доходы бюджетов 18
3.2 Проблемы и перспективы налогового контроля в государстве 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29
Приложения 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

       

 

      ВВЕДЕНИЕ

 

      Многовековой  практикой налогообложения выработаны различные формы и методы контроля за сбором налогов, соблюдением налогового законодательства. В феврале 2006 года Федеральная налоговая служба сообщила, что в соответствии с рядом проведенных организационных изменений основным направлением деятельности налоговой службы станет контрольная работа. Впрочем, эксперты считают, что контрольная функция последние пару лет и так стала доминирующей в работе ФНС. И изменения в структуре лишь закрепят сложившееся положение вещей. Так, контрольные функции появятся, в частности, у управлений налогообложения прибыли, косвенных налогов и имущественных налогов. Раньше эти управления выполняли только методологические функции.

      Высокая значимость налоговых поступлений  в формировании финансовых ресурсов государства определяет особую роль государственного налогового контроля. Вместе с тем задолженность по налоговым платежам юридических и физических лиц составила на начало 2007 года около 30% общего объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. Свыше 44% налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах, не предоставили налоговую отчетность за 2006 год. Неопределенности и несоответствия в налоговом законодательстве способствуют созданию многочисленных схем ухода от уплаты налогов, наиболее массовыми из них являются возмещение НДС, «зависшие платежи» в «проблемных» банках, преднамеренное банкротство организаций и др.

      Особое  внимание к налоговому контролю со стороны государства обусловлено  тем, что налоги выступают основным источником бюджетных доходов. Налоговые правоотношения изначально конфликтны. Фискальным задачам государства сформировать централизованные денежные фонды противостоит здесь естественное стремление налогоплательщика максимально уменьшить размер своих налоговых платежей. То есть интересы государства и налогоплательщиков в рамках налоговых отношений противоположны. Поэтому контрольной деятельности в сфере налогообложения государство придает важнейшее значение. Вместе с тем правовой институт налогового контроля еще только начинает складываться. До введения в действие части первой НК РФ его нормативный механизм практически отсутствовал. Отдельные вопросы проведения налоговых проверок и оформления их результатов регулировались инструкциями и информационными письмами Госналогслужбы РФ. Все это приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами. Приоритетным направлением контрольной работы налоговых органов в настоящее время является усиление аналитической составляющей работы, внедрение комплексного экономико-правового анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов, в связи с чем в перспективе возможно сделать камеральные проверки основной формой налогового контроля. Актуальность данной темы состоит в том, что в условиях мирового финансового кризиса с помощью организации контроля за поступлением налогов в бюджет можно пополнить доходную часть бюджета и перераспределить эти деньги в более значимые направления, которые затронул мировой финансовый кризис.

      Объект  исследования: налоговый контроль в РФ.

      Предмет исследования: процесс организации  контроля за поступлением налогов в  бюджет.

      Цель  работы: описать контрольную работу налоговых органов и меры повышения  ее эффективности.

      Данная  цель решается с помощью решения  следующих основных задач:

      – описать систему контроля за поступлением налогов в бюджет государства;

      – охарактеризовать методы организации  контроля за налогами;

      – оценить эффективность организации  контроля за налогами.

      Структурно  курсовая работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

      ГЛАВА 1. СИСТЕМА  КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА

     1.1 Виды и формы  контроля за налогами

 

      Рассмотрим  более подробно виды и формы контроля.

      Налоговый контроль - представляет собой деятельность должностных лиц налоговых органов по контролю за правильностью и своевременностью уплаты законно установленных в Российской Федерации налогов и сборов, осуществляемую в пределах своей компетенции.

      Содержание  налогового контроля включает: проверку выполнения организациями и физическими лицами обязанностей по исчислению и уплате налогов; проверку постановки на налоговый учет организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; проверку правильности ведения учета доходов и расходов и объектов налогообложения, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений; проверку исполнения налоговыми агентами своих обязанностей по своевременному удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов; проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, проверку правильности и своевременности исполнения ими платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней; проверку правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением; предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах; выявление нарушителей законодательства о налогах и сборах и привлечение их к ответственности; выявление проблемных категорий налогоплательщиков; принятие соответствующих мер по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами своих налоговых обязанностей.

      Классификация налогового контроля по видам может быть осуществлена по различным основаниям.

      1. В зависимости от стадии проведения  налогового контроля выделяют: предварительный налоговый контроль - предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства; текущий налоговый контроль - носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде в основном в виде камеральных налоговых проверок; последующий налоговый контроль - предполагает проверку реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов, проводится по окончании отчетных периодов; последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

      2. В зависимости от объема контролируемой деятельности объекта налогового контроля (организаций или физических лиц) выделяют: комплексный налоговый контроль - подразумевает обследование всего комплекса деятельности подконтрольного объекта по уплате налогов и сборов; тематический (специальный) налоговый контроль - подразумевает осуществление проверки подконтрольного объекта по уплате определенного перечня налогов (например, только федеральных, только региональных или только местных налогов и сборов; только прямых или только косвенных налогов).

      3. В зависимости от используемых  методов и приемов проверки  документов выделяют: сплошной налоговый  контроль - проверяются все имеющиеся  документы, связанные с уплатой  налогов и сборов; выборочный  налоговый контроль - проверка проводится на основании выборки документов.

      4. В зависимости от источников  данных и места проведения  мероприятий налогового контроля  выделяют:

      а) камеральный налоговый контроль, основанный на изучении данных о проверяемом  объекте, содержащихся в учетных  документах. Осуществляется по месту нахождения налогового органа путем формальной, логической и арифметической проверки документов и использования других приемов. При необходимости могут быть истребованы у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

      б) выездной налоговый контроль осуществляется, как правило, по месту нахождения налогоплательщика с применением  разнообразных методов контрольной  деятельности, таких, как инвентаризация имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, проведение экспертиз и т.д.

      5. В зависимости от субъектов,  осуществляющих контрольную деятельность, и характера полномочий выделяют: налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами; налоговый контроль, осуществляемый таможенными органами.

      6. В зависимости от графика проведения  контрольных мероприятий выделяют: плановый налоговый контроль; внеплановый налоговый контроль - в установленных налоговым законодательством случаях (при реорганизации, ликвидации организации-налогоплательщика и др.).

      7. В зависимости от подведомственности  и подчиненности налоговых органов,  осуществляющих налоговый контроль, выделяют: налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, в которых налогоплательщик состоит на учете; налоговый контроль, осуществляемый вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку [11, c. 204-207].

      Сущность  налогового контроля заключается в  том, что при его проведении в тех формах, которые предписаны НК РФ, проверяется соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов.

      Итак, с помощью налогового контроля отслеживается  правильность уплаты налогоплательщиками (плательщиками сборов) налогов (сборов) в централизованные государственные фонды (бюджет, государственные внебюджетные фонды), т.е. правильность отчуждения налогоплательщиками (плательщиками сбора) в пользу публичных субъектов части своего имущества, соответствующей размеру налогового платежа, а также правильность удержания и перечисления в бюджет финансовых ресурсов налоговыми агентами. Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика. Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Они бывают следующих видов: выездные и камеральные налоговые проверки [1]. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Такое их значение объясняется прежде всего тем, что иные формы контроля чаще всего напрямую связаны с мероприятиями, проводимыми в результате выездных и камеральных налоговых проверок. Встречные проверки, получение объяснений налогоплательщиков и налоговых агентов, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, либо проводятся в процессе непосредственного осуществления налоговых проверок, либо являются логическим продолжением последних, инициируются их результатами. Именно этим и объясняется то место, которое занимают налоговые проверки в перечне форм налогового контроля.

      Значение  выездных налоговых проверок в деле выявления случаев нарушения  налогового законодательства высоко. Это, наверное, никому не следует доказывать. Однако в последнее время налоговые  органы все большее внимание уделяют именно повышению эффективности камеральных налоговых проверок. Выездные налоговые проверки очень трудоемки, занимают много времени, в связи с чем данной формой налогового контроля могут быть охвачены всего лишь 20-25 процентов налогоплательщиков. Остальные же, не являющиеся предметом столь пристального внимания налоговых органов, при отсутствии такой формы, как камеральная проверка, остались бы практически вне налогового контроля. Этого не происходит лишь благодаря камеральным проверкам, которым подвергаются практически все налогоплательщики, сдающие налоговую отчетность. Именно благодаря камеральным проверкам налогоплательщик чувствует постоянный контроль над собой со стороны налоговых органов: говоря образно, каждой своей клеточкой чувствует близость недремлющего ока налогового инспектора.

     1.2 Значение контроля  для государства

 

      Несмотря  на все расширяющийся круг задач, которые ставятся государством перед  налоговыми органами, основной из них  остается контроль за правильностью  исчисления и уплаты налогов, который проводится в процессе выполнения налоговыми органами четко прописанных НК РФ мероприятий налогового контроля (ст. 82 НК РФ). Несмотря на сравнительно широкий спектр форм налогового контроля, основными из них являются налоговые проверки. Последние делятся на выездные и камеральные. Такое их значение объясняется прежде всего тем, что иные формы контроля чаще всего напрямую связаны с мероприятиями, проводимыми в результате выездных и камеральных налоговых проверок. Встречные проверки, получение объяснений налогоплательщиков и налоговых агентов, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, либо проводятся в процессе непосредственного осуществления налоговых проверок, либо являются логическим продолжением последних, инициируются их результатами. Именно этим и объясняется то место, которое занимают налоговые проверки в перечне форм налогового контроля.

      Значение  выездных налоговых проверок в деле выявления случаев нарушения  налогового законодательства высоко. Это, наверное, никому не следует доказывать. Однако в последнее время налоговые органы все большее внимание уделяют именно повышению эффективности камеральных налоговых проверок. Выездные налоговые проверки очень трудоемки, занимают много времени, в связи с чем данной формой налогового контроля могут быть охвачены всего лишь 20-25 процентов налогоплательщиков. Остальные же, не являющиеся предметом столь пристального внимания налоговых органов, при отсутствии такой формы, как камеральная проверка, остались бы практически вне налогового контроля. Этого не происходит лишь благодаря камеральным проверкам, которым подвергаются практически все налогоплательщики, сдающие налоговую отчетность. Народная мудрость гласит: на то и щука, чтобы карась не дремал. Именно благодаря камеральным проверкам налогоплательщик чувствует постоянный контроль над собой со стороны налоговых органов: говоря образно, каждой своей клеточкой чувствует близость недремлющего ока налогового инспектора. Более того, именно камеральные проверки являются прекрасным способом выбора из числа налогоплательщиков тех, деятельность которых требует более детального анализа в процессе выездных проверок. В процессе камеральных проверок налоговые органы проводят большую долю работы, являющейся непосредственной подготовкой посещения налоговым инспектором налогоплательщика при выездной проверке. Предусмотренные в ст. 88 НК РФ правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок (возможность затребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и дополнительные документы и т. д.), позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить те проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых может привести к столь желаемому для любого налогового инспектора результату, а именно доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций.

Информация о работе Организация работы контрольных налоговых органов