Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 04:49, курсовая работа
Цель работы: описать контрольную работу налоговых органов и меры повышения ее эффективности.
Данная цель решается с помощью решения следующих основных задач:
– описать систему контроля за поступлением налогов в бюджет государства;
– охарактеризовать методы организации контроля за налогами;
– оценить эффективность организации контроля за налогами.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Виды и формы контроля за налогами 5
1.2 Значение контроля для государства 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГАМИ 12
2.1 Организация камеральных проверок за налогами 12
2.2 Особенности выездных налоговых проверок 15
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГАМИ 18
3.1 Влияние контрольных проверок на доходы бюджетов 18
3.2 Проблемы и перспективы налогового контроля в государстве 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29
Приложения 31
В
связи с вышесказанным
Осуществляемая сегодня модернизация налоговых органов по своей сути является модернизацией порядка осуществления именно камеральных налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде, о необходимости которой так много сегодня говорят и пишут работники налоговых органов, служит в основном выполнению двуединой задачи. Во-первых, экономии рабочего времени работников налоговых органов, занятых вводом информации с бумажных носителей в свои информационные сети. Во-вторых, повышению эффективности именно камеральных налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде в едином формате позволит налоговым органам, создав соответствующие программные средства контроля, оперативно и, главное, практически безошибочно обнаруживать ошибки, допущенные налогоплательщиками при заполнении форм налоговой отчетности.
Анализ арбитражной практики позволяет уже сегодня сказать, что подавляющее большинство дел о налоговых правонарушениях возбуждается именно по результатам камеральных проверок. Проводимая сегодня Министерством по налогам и сборам работа, несомненно, приведет к еще большей доле налоговых правонарушений выявленных в процессе проведения именно камеральных проверок. В связи с этим особую актуальность приобретает сегодня знание налогоплательщиками своих прав и обязанностей при осуществлении налоговыми органами камеральной налоговой проверки, а также прав и обязанностей налоговых органов при ее проведении.
Таким образом, значение налогового контроля состоит в том, что налоговый орган осуществляет учет и проверку того, как управляемый подконтрольный объект выполняет установленные предписания, а налоговый контроль занимает весьма значительное место в системе государственного финансового контроля, поскольку посредством осуществления контрольных функций государственными налоговыми органами обеспечивается не только соблюдение налогового законодательства, но и непосредственное привлечение финансовых ресурсов в государственный бюджет. Налоговому контролю в обеспечении исполнения бюджета государства по доходам отводится большая роль, поскольку 80-90% бюджетных доходов страны базируется на налоговых поступлениях. Без эффективной работы налоговых органов в области контроля невозможно выполнение государством своих непосредственных функций.
Под
камеральной проверкой с
Камеральная налоговая проверка – налоговая проверка, которую налоговый орган осуществляет без выезда к налогоплательщику (налоговому агенту). Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Основными задачами камеральных налоговых проверок являются: проверка правильности заполнения налоговых деклараций; выявление ошибок в заполнении документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога; проверка других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. Правила проведение камеральной налоговой проверки установлены статьей 88 НК РФ. В соответствии со ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Таким образом, камеральная налоговая проверка – это форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, без специального решения руководителя последних и длящаяся в течение трех месяцев с момента представленных налогоплательщиком документов путем анализа как последних, так и иных документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов. Именно камеральные проверки являются прекрасным способом выбора из числа налогоплательщиков тех, деятельность которых требует более детального анализа в процессе выездных проверок. В процессе камеральных проверок налоговые органы проводят большую долю работы, являющейся непосредственной подготовкой посещения налоговым инспектором налогоплательщика при выездной проверке. Предусмотренные в ст. 88 НК РФ правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок (возможность затребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и дополнительные документы и т.д.), позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить те проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых может привести к столь желаемому для любого налогового инспектора результату, а именно доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций.
В
связи с вышесказанным
Таким образом, камеральная налоговая проверка – это форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, без специального решения руководителя последних и длящаяся в течение трех месяцев с момента представленных налогоплательщиком документов путем анализа как последних, так и иных документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов.
Динамика камеральных проверок в г. Тюмень за 2008-2010 гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика камеральных проверок в г. Тюмень за 2008-2010 гг.
Наименование показателя | за 2008 | за 2009 | За 2010 | |||
Количество | % | Количество | % | Количество | % | |
Проверок, всего | 3013626 | 100 | 812672 | 100 | 613619 | 100 |
- камеральные | 2993 851 | 99,34 | 807 207 | 99,33 | 608 913 | 99,23 |
С нарушениями | 176 085 | 5,84 | 46 456 | 5,72 | 35 695 | 5,82 |
На основании данных таблицы 1 мы видим, что за 2010 г. резко уменьшилось количество камеральных проверок по сравнению с количеством проверок за 2008 г. и 2009 год. При этом доля камеральных проверок из общего числа составляет более 99%, при этом доля камеральных проверок с нарушениями от общего числа проверок в 2008 году составляет 5,84 %, в 2009 году – 5,72%, в 2010 году – 5,82%.
Налоговые
органы не вправе проводить две и
более выездные налоговые проверки
по одним и тем же налогам за
один и тот же период.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года три выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более трех месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до шести месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
Налоговые
органы вправе проверять филиалы
и представительства
При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового Кодекса РФ, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).
В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 НК РФ. Правила проведения выездной налоговой проверки установлены статьей 89 НК РФ. В соответствии со ст. 88 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам.
Динамика выездных проверок в г. Тюмень за 2008-2010 гг. представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика выездных проверок в г. Тюмень за 2008-2010 гг.
Наименование показателя | за 2008 | за 2009 | За 2010 | |||
Количество | % | Количество | % | Количество | % | |
Проверок, всего | 3013626 | 100 | 812672 | 100 | 613619 | 100 |
По видам: | ||||||
- выездные | 19775 | 0,66 | 5 465 | 0,67 | 4706 | 0,77 |
С нарушениями | 10253 | 0,34 | 2 797 | 0,34 | 2450 | 0,40 |
Информация о работе Организация работы контрольных налоговых органов