Оперативная налоговая проверка как метод внезапного налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Налоговое администрирование - это система управления государством налоговых отношений. Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль Налоговый контроль – контроль органов налоговой службы за исполнением налогового законодательства, полнотой и своевременностью перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАЛОГОВОМ КОНТРОЛЕ 5
1.1 Виды и классификация видов налогового контроля 8
1.2 Контроль применения контрольно-кассовой техники 17
2. МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 23
2.1 Оперативная налоговая проверка как метод внезапного налогового контроля 30
2.2 Взаимодействие налоговых органов с другими контролирующими организациями 34
3. ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие оперативную налоговую проверку, могут производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 настоящего Кодекса. При наличии у осуществляющих оперативную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). В случае отказа налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту). По результатам оперативной налоговой проверки составляется справка, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, а также обязательно указывается о необходимости (отсутствии необходимости) проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Формы решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении оперативной налоговой проверки и справки о проведенной оперативной налоговой проверке разрабатываются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации..

В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных или оперативных налоговых проверок, в качестве специалиста может быть привлечено любое лицо, обладающее соответствующими знаниями и навыками по вопросам, подлежащим налоговому контролю, и не заинтересованное в исходе дела.. В законопроекте предлагается предоставить налоговым органам право проводить оперативные налоговые проверки.

Целью проведения оперативной налоговой проверки является выявление налогоплательщиков, которые используют схемы (легальные и нелегальные) уклонения от налогообложения, выявление хозяйственных операций, совершенных исключительно с целью снижения (сокрытия) налоговой базы, объектов налогообложения, контроль за оборотом подакцизных товаров, контроль налично-денежного обращения и соблюдения законодательства о контрольно-кассовой технике.

При проведении оперативной проверки налоговый орган получает доступ к документации налогоплательщика и может сделать обоснованный вывод о состоянии учета у налогоплательщика, об особенностях ведения им хозяйственной деятельности, пропорциональности уплачиваемых налогов характеристикам его деятельности. Продолжительность оперативной налоговой проверки предлагается ограничить семью днями.

Количество оперативных проверок, проводимых в отношении одного налогоплательщика в течение года, не может быть больше четырех. Налоговая проверка может использоваться в качестве предварительной выездной проверки. По результатам оперативной проверки налоговый орган сможет сделать обоснованный вывод о целесообразности проведения выездной налоговой проверки. Налоговые органы получат возможность сосредоточить свои усилия на действительно проблемных предприятиях, которые укрывают большую часть подлежащих уплате налогов.

С целью повышения эффективности и результативности налоговых проверок законопроект предусматривает расширение перечня лиц, привлекаемых в качестве специалистов для осуществления налогового контроля. Принятие данного законопроекта будет способствовать дальнейшему повышению качества налогового администрирования, обеспечит стабильные поступления налогов и сборов и сократит размер потерь, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей.[1]

Оперативная проверка применяется в случаях налогового контроля с выездом на место и проводится во время осуществления производственных и финансовых процессов одновременно с выполнением связанных с этими процессами действий и операций с целью их подтверждения, а также выявления и предупреждения нарушений налогового законодательства. Оперативная проверка проводится внезапно путем фактической и/или документальной проверки. В случае выявления нарушений налогового законодательства, требующих для проверки всех обстоятельств много времени, материалы передаются соответствующим подразделениям органа, наделенного функциями налогового контроля, для проведения налогового контроля с использованием других технических методов. [Ст.222 в редакции Закона N 1163-XV от 27.06.2002].

 

2.2 Взаимодействие налоговых органов с другими контролирующими организациями

 

Взаимодействие налоговых органов и органов государственных внебюджетных фондов. Порядок взаимодействия налоговых органов с фондами обязательного медицинского страхования регламентирован письмом Федерального фонда медицинского страхования № 2469/23-И

Государственной налоговой службы Российской Федерации № ВГ-6-07/411 от 13 июня 1996 г. «О взаимодействии территориальных фондов обязательного медицинского страхования и органов службы России». Основная цель взаимодействия совершенствование совместного контроля над полнотой правильностью и своевременностью внесения страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС).Взаимодействие налоговых органов с фондами обязательного медицинского страхования реализуется по ряду направлений:

1. Территориальные фонды ОМС для обеспечения реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования Российской Федерации и налоговые органы в целях унификации баз данных при осуществлении совместного контроля обмениваются данными о регистрации юридических и физических лиц в качестве плательщиков страховых взносов в фонды и налоговых платежей в бюджет. 2.  Территориальные фонды ОМС и налоговые органы осуществляют взаимодействие и координацию в решении вопросов, связанных с банкротством плательщиков, или их ликвидацией, принятием мер по взысканию с плательщиков средств в фонды.

3. Налоговые органы проверки по вопросам, связанным с уплатой страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования, совмещают, как правило, с проверками налогоплательщиков по внесению налоговых платежей в бюджетную систему, а также проводят тематические проверки. При этом налоговые органы проводят проверки плательщиков по вопросам своевременности и полноты уплаты страховых взносов в фонды в случаях, если в намеченный проверяемый период не осуществлялась проверка данного плательщика со стороны территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды ОМС и налоговые органы в целях исключения дублирования проверок и создания нормальных условий работы плательщикам ежеквартально (при необходимости ежемесячно) согласовывают друг с другом перечень плательщиков, подлежащих проверке по вопросам уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

4. При выявлении у плательщика нарушений порядка уплаты страховых взносов в фонды ОМС налоговые органы отражают их в общем акте проверки. 5.  Территориальные фонды ОМС учитывают страховые взносы, пени и штрафные санкции, доначисленные по актам документальных проверок, проведенных налоговыми органами, в общих расчетах с конкретным плательщиком.

6.  Территориальные фонды ОМС и налоговые органы осуществляют контроль над учреждениями банков по своевременности перечисления средств на счета фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. № 4543-1, Ин­струкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, совместной телеграммой ;

Минфина России, Государственной налоговой службы Российской Федерации (Госналогслужбы РФ), Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 4 августа 1993 г. № 91, ВГ-6-15/254, 1-20 и ЦБ РФ от 5 августа 1993 г. № 159-93 с последующими изменениями.

7. Территориальный фонд ОМС ежемесячно до 10-го числа перечисляет на специальный счет налогового органа до 20% от сумм фактически поступивших на счета фондов финансовых санкций (за исключением сумм начисленных пени) за выявленные налоговым органом нарушения в ходе документальных (тематических) проверок.

8.  Обязательное условие взаимодействия территориальных фондов ОМС и налоговых органов обеспечение действующего порядка доступа их работников к служебной информации, строгое соблюдение установленного режима использования полученных сведений.

9.  Конкретизация направлений, форм и условий взаимодействия с целью улучшения совместной работы по контролю поступления страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с заключаемыми договорами между территориальными фондами и налоговыми органами непосредственно на местах по соглашению сторон.

10. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования и налоговые органы направляют предложения по дальнейшему совершенствованию совместного контроля над полнотой, правильностью и своевременностью внесения страховых взносов (платежей) в фонды ОМС для их дальнейшего обобщения и использования ФФМС и Госналогслужбой России при проведении ими совместных совещаний (коллегий).

Основы организации взаимодействия налоговых органов с ПФР закреплены в совместном письме Пенсионного фонда Российской Федерации № ВБ-01-27/3628 и Государственной налоговой службы Российской Федерации № ВГ-6-15/342 от 21 июня 1995 г.

Основная цель взаимодействия контроль над своевременным и полным поступлением страховых взносов в ПФР. Ниже приводятся направления взаимодействия с ним налоговых органов.

1. Налоговые органы и региональные отделения ПФР при учете плательщиков должны обмениваться данными о регистрации юридических и физических лиц в качестве плательщиков в бюджет и страховых взносов в ПФР. При обмене информацией о доходах граждан, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, следует руководствоваться совместным письмом ПФР и Госналогслужбы России от 3-4 июня 1993 г. № ЛЧ-16/2116-ИН/ВЗ-6-03/196. Аналогично должен быть организован обмен информацией о финансовом результате (доходе) крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, в соответствии с постановлением Правительства РФ от.11 октября 1993 г. № 1020.

2.  Порядок и периодичность обмена информацией определяются на местах налоговыми органами и региональными отделениями ПФР.

3.  Налоговые органы и органы ПФР взаимодействуют и координируют друг друга в решении вопросов, связанных с банкротством плательщиков или их ликвидацией, принятием мер по взысканию с плательщиков средств в ПФР.

4.  Налоговые органы проверки по вопросам, связанным с платежами в ПФР, как правило, совмещают с проверками плательщиков по внесению налоговых платежей в бюджет, а также при тематических проверках. При этом налоговые органы проводят проверки плательщиков по вопросам своевременности и полноты уплаты страховых взносов в ПФР в случаях, если в намеченный проверяемый период не осуществлялась проверка данного плательщика со стороны регионального отделения ПФР. Стороны согласовывают друг с другом перечень организаций, подлежащих проверке по вопросам уплаты страховых взносов. При выявлении нарушений порядка уплаты страховых взносов в ПФР налоговые органы отражают их в общем акте проверки плательщика или составляют отдельный акт с необходимым расчетом доначисленной суммы страховых взносов и финансовых санкций, включая пени.

5.  При грубых нарушениях плательщиком порядка ведения бух­галтерского учета и отсутствии такового, длительном неперечислении плательщиком страховых взносов, отказе плательщика представлять уполномоченным ПФР необходимые документы и т.д. региональные отделения ПФР и налоговые органы могут организовывать совместные проверки.

6.  В целях правильного применения законодательства, регулирующего порядок уплаты страховых взносов, Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает налоговые органы всеми нормативными документами для осуществления контроля над своевременным и полным поступлением платежей в ПФР и информирует налоговые органы о банковских реквизитах региональных отделений ПФР.

Обязательным условием взаимодействия органов ПФР и налоговых органов должно быть обеспечение действующего порядка доступа работников к служебной информации, строгое соблюдение установленного режима использования полученных сведений и безусловная ответственность за его нарушение. Конкретизация направлений, форми условий взаимодействия региональных отделений ПФР и налоговых органов с целью улучшения совместной контрольной работы по своевременности и полноте уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется на местах.

Современные аспекты взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления. Взаимодействие налоговых органов и органов местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации

Федеральная налоговая служба Российской Федерации активно взаимодействует с Федеральной таможенной службой (ФТС России) и органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России). Цель сотрудничества — повысить налоговую дисциплину в сфере экономики и обеспечить своевременное поступление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Правовую основу взаимодействия налоговых органов с органами МВД России и таможенными органами представляет Закон о налоговых органах РФ, ст. 4 которого непосредственно определяет, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи, сотрудничая с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Необходимость взаимодействия определяется тем, что налоговые органы не являются правоохранительными и не могут силовыми методами принудить налогоплательщиков действовать в соответствии с нормами законодательства о налогах и сборах. В то время как таможенные органы и органы МВД России, будучи правоохранительными, обладают полномочиями правоохранительных ведомств. Осуществляя контроль, они руководствуются таможенным и налоговым законодательством Российской Федерации, НК РФ и иными федеральными законами. Правовой аспект взаимодействия налоговых органов с таможенными органами нашел отражение в п. 3 ст. 82 НК РФ. В нем сказано:

Информация о работе Оперативная налоговая проверка как метод внезапного налогового контроля