Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:01, курсовая работа
Налоговое администрирование - это система управления государством налоговых отношений. Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль Налоговый контроль – контроль органов налоговой службы за исполнением налогового законодательства, полнотой и своевременностью перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАЛОГОВОМ КОНТРОЛЕ 5
1.1 Виды и классификация видов налогового контроля 8
1.2 Контроль применения контрольно-кассовой техники 17
2. МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 23
2.1 Оперативная налоговая проверка как метод внезапного налогового контроля 30
2.2 Взаимодействие налоговых органов с другими контролирующими организациями 34
3. ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
- продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Законом о ККТ контроль применения кассовой техники возложен на налоговые органы и органы внутренних дел.
Налоговые органы в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о ККТ:
- осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований закона;
- осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
- проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
- проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
- налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования закона.
Санкция за нарушение порядка применения ККТ предусмотрена статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данной статьей за неприменение ККТ предусмотрено наложение административного штрафа на граждан - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Как уже говорилось, контроль применения ККТ возложен на налоговые органы и органы внутренних дел, последние взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении теми контрольных функций (п. 2 ст. 7 Закона о ККТ).
Закон о ККТ не предусматривает такого способа контроля как «контрольная закупка», более того, прямой запрет на проведение таких мероприятий, как контрольная закупка, содержится в ведомственном нормативном документе, изданном налоговым ведомством, - Методические рекомендации по организации контроля за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены Госналогслужбой России и Департаментом налоговой полиции России 29 июля, 3 августа 1994 г. N НИ-6-14/281, ВЯ-1155). Согласно пункту 1.9 этого документа: "Правом контрольной закупки налоговые органы не наделены, вместе с тем оно имеется у работников органов внутренних дел и инспекции по торговле, которые привлекаются к участию в проверках. Поэтому в целях получения фактических данных (доказательств) правильного применения контрольно-кассовых машин рекомендуется во время проверок производить указанными работниками контрольные закупки и оформлять их актами, которые прилагаются затем к акту проверки предприятия". Поэтому всякий раз, когда налоговики самостоятельно проводят контрольные закупки, необходимо заявлять о незаконности их действий и в случае попытки привлечь предприятие к административной ответственности обжаловать эти действия в суде. Обжалование решений о привлечении к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (п. 3 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (п. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях). В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя, также по ходатайству суд может приостановить исполнение оспариваемого решения (ст. 208 АПК). Срок на подачу жалобы очень короткий, и тянуть с обжалованием нельзя, лучше сразу подать жалобу, указав в ней любое основание, а уже потом, тщательно все взвесив, направить в суд дополнение к заявлению. Также нужно, чтобы в заявлении содержалось ходатайство о приостановлении исполнения постановления налогового органа, суды обычно удовлетворяют их без существенного обоснования такого ходатайства.
После вступления в силу Закона = 54-ФЗ налоговые структуры особое внимание будут уделять контролю за наличием и правильностью применения контрольно-кассовой техники. Ведь за ними закреплено право осуществления контроля за соблюдением Закона. Налоговые органы вправе проверять полноту учета выручки, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники; проводят проверки выдачи организациям и индивидуальным предпринимателям кассовых чеков; вправе налагать административную ответственность в соответствии с КоАП РФ. В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ несоблюдение обязанностей организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда. Избежать больших штрафов можно путем приобретения кассового аппарата. А если тебя штрафуют за то, что ты не отбил чек?
Мониторинг и оперативный налоговый контроль преследуют цель получения информации о текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика. Посредством мониторинга и оперативного контроля возможно и обеспечение контроля налоговых поступлений. На сегодняшний день возможности мониторинга и оперативного налогового контроля текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков российскими налоговыми органами практически не используются. Деятельность в сфере мониторинга и оперативного налогового контроля в России практически ограничивается контролем налоговых поступлений, осуществляемым налоговыми органами во взаимодействии с органами казначейства. Контроль текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков и их налоговых поступлений может производиться в пассивной или активной форме. Пассивный контроль имеет форму наблюдения (мониторинга) за действиями налогоплательщика. Соответственно, в случае перехода к активной фазе такая деятельность получит название "оперативный налоговый контроль". В своей пассивной фазе (фазе налогового мониторинга) методами реализации этой формы налогового контроля, например, могут быть: - хронометражное обследование; - создание налоговых постов. Хронометражные обследования проводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода. Создание налогового поста преследует цель предупреждения и выявления случаев налоговых нарушений, в том числе случаев уклонения от погашения налоговых обязательств, а также в целях осуществления иных полномочий по налоговому администрированию. Налоговые посты могут быть стационарными и передвижными. Стационарный налоговый пост располагается в установленном и специально оборудованном месте, где он осуществляет свои полномочия. Передвижной налоговый пост, обеспеченный специальными техническими средствами, в том числе транспортными, перемещается в зависимости от необходимости в радиусе контрольного сектора. На сегодняшней день методы и возможности налогового мониторинга применяются налоговыми органами России в весьма небольшом объеме. Методические приемы хронометражных обследований используются, как правило, только в рамках камерального и выездного налогового контроля. Налоговые посты использовались в целях обеспечения контроля за поступлением акцизов лишь на протяжении 2 лет с 2005 по 2007 г. Налоговый мониторинг налоговых поступлений, как правило, сводится к учету налоговых поступлений в бюджет. При переходе к активной фазе контроля хозяйственной деятельности (оперативному налоговому контролю) состав методов изменяется, и в его состав могут войти: - контрольная закупка; - рейдовая проверка; - инвентаризация. Из перечисленных методов российские налоговые органы вправе использовать в рамках налогового контроля только метод проведения инвентаризации. При этом, как и в случае с хронометражным обследованием, инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества, как правило, проводится в рамках выездного налогового контроля. Проведение контрольных закупок и рейдовых проверок в рамках налогового контроля в России не допускается, однако налоговые органы вправе использовать эти методы в своей повседневной профессиональной деятельности. Выявленные при применении таких методов контроля факты нарушений (в том числе и налогового законодательства) признаются поводом к возбуждению дела об административном правонарушении. Оперативный налоговый контроль налоговых поступлений предполагает контроль и анализ погашения налоговых обязательств. Одним из методов такого оперативного налогового контроля является проведение налоговых обследований. Налоговые обследования могут проводиться в целях: - сбора сведений о доходах и других объектах налогообложения; - изучения причин образования задолженности по налоговым обязательствам; - анализа выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, использующими налоговые льготы. Задачей камерального и выездного налогового контроля является контроль исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок. Одной из особенностей процедуры проведения камерального и выездного налогового контроля в Российской Федерации является объединение законодателем в рамках указанного процесса решения задач как контрольно-проверочного, так и аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования.
Проведение камерального и выездного налогового контроля позволяет органам налоговой администрации не только проконтролировать соблюдение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами их обязанностей по исчислению и уплате налоговых платежей, но и в случае выявления фактов нарушения выяснить причины таких отклонений. Заметим, что в рамках проведения камерального и выездного налогового контроля при решении задач контрольно-проверочного характера и задач, касающихся налогового расследования, налоговые органы пользуются одним и тем же набором процедур, поэтому разграничить указанные виды деятельности на практике зачастую достаточно сложно. Эта граница проявляется в момент выявления факта отклонения действий проверяемого лица от норм законодательства. До момента выявления этого факта проведение налогового контроля имеет четко выраженный контрольно-проверочный характер. Заметим, что если факт отклонения так и не будет выявлен, то налоговый контроль не выйдет за пределы контрольно-проверочной сферы. С момента выявления отклонения действий проверяемого от норм законодательства в ходе налогового контроля проверяющими предпринимается попытка выяснения причин и характера этих отклонений, а в случае установления противоправного содержания таких действий - попытка их квалификации. Все указанные действия необходимо расценивать как проведение налогового расследования в режиме налогового законодательства. Следует обратить внимание, что налоговый контроль "переключается" в режим налогового расследования только в отношении конкретного перечня выявленных отклонений, проверка всех остальных фактов хозяйственной деятельности проверяемого, в которых нарушений не было выявлено, происходит по-прежнему в контрольно-проверочном режиме. Камеральный налоговый контроль в России осуществляется посредством проведения камеральных налоговых проверок. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проведение камеральной налоговой проверки позволяет представителям налоговой администрации: - выявить арифметические ошибки в поступившей от проверяемого отчетности; - осуществить сверку данных в документах, поступивших из различных источников. Функции камеральной налоговой проверки. В современной системе налогового администрирования камеральная проверка выполняет две функции: - контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций; - отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Проведение проверки не требует какого-либо специального решения руководителя налогового органа. За исключением особых случаев, проверка проводится в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и необходимых документов. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе не ограничиваться имеющимися у него данными о деятельности налогоплательщика и получить дополнительную информацию с использованием предусмотренных методов налогового контроля, в частности, путем: - получения объяснений налогоплательщика; - истребования дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, правомерность применения налоговых вычетов и льгот; - опроса свидетелей; - назначения экспертизы, проводимой на основании имеющихся у налогового органа документов. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки или противоречия в проверяемых документах и иных сведениях, имеющихся в распоряжении налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести необходимые исправления. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов (либо при их отсутствии) налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки. После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Выездной налоговый контроль в России осуществляется посредством проведения выездных налоговых проверок. Особой разновидностью выездных налоговых проверок являются повторные выездные налоговые проверки. Идентичные по своей сути выездным налоговым проверкам, повторные выездные налоговые проверки имеют некоторые отличия, связанные с процедурой их назначения и проведения. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит руководитель (заместитель руководителя) налогового органа: - осуществивший постановку подлежащей проверке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика; - по месту нахождения организации; - по месту жительства физического лица. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика: - более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за исключением особых случаев, предусмотренных НК РФ); - две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Указанные ограничения не распространяются на: - выездные налоговые проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика- повторные выездные налоговые проверки. Повторные выездные налоговые проверки могут проводиться:
1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Срок проведения любой выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Общий перечень налогово-проверочных действий, возможных при проведении выездной налоговой проверки, включает: - инвентаризацию имущества налогоплательщика; - осмотр (обследование) помещений и территорий; - истребование документов; - выемку документов; - проведение опроса; - проведение экспертизы; - осуществление перевода.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
1) истребования документов (информации);
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. По итогам любой выездной налоговой проверки в срок не позднее двух месяцев с момента оформления справки о ее проведении должен быть составлен акт налоговой проверки.
После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
Задачей административно-налогового контроля является контроль за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования.
Например, контроль исполнения своих обязанностей сборщиками налогов. Указанная форма налогового контроля предполагает контроль за уполномоченными органами по вопросам правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет.
С точки зрения российского налогового законодательства применение подобной формы налогового контроля теоретически допустимо и может применяться в первую очередь к лицам, имеющим статус сборщика налога. Однако по своему содержанию контроль указанных лиц мало чем отличается от камерального и выездного налогового контроля налогообязанных лиц, о котором речь шла выше.[4]
Статья 881. Оперативная налоговая проверка (плательщика сбора, налогового агента) и (или) его обособленных подразделений. Оперативная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
Целью проведения оперативной налоговой проверки является контроль за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники и при осуществлении операций с подакцизными товарами, указанными в пункте 1 статьи 181 настоящего Кодекса, состоянием налично-денежного обращения. Оперативная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам, видам (направлениям) деятельности, операциям и другим основаниям. При наличии необходимости оперативная налоговая проверка может проводиться в отношении нескольких налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов). Количество оперативных налоговых проверок, проводимых в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в течение года, не может быть больше четырех. Продолжительность оперативной налоговой проверки не может составлять более семи дней. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в исключительных случаях может увеличить продолжительность оперативной налоговой проверки до четырнадцати дней. Срок проведения оперативной налоговой проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Налоговые органы вправе проверять филиалы, представительства и иные обособленные подразделения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Информация о работе Оперативная налоговая проверка как метод внезапного налогового контроля