Оффшорные механизмы в международном налогообложении

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 04:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также правила, регулирующие налоговые режимы для резидентов, осуществляющих деятельность за границей и получающих доходы из-за рубежа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
I. Международные налоговые отношения………………………………...4
1.1 Общая характеристика международных
налоговых отношений……………………………………………………...4
1.2 Международное двойное налогообложение…………………………6
1.3 Международное налоговое право и
международные договоры по вопросам налогообложения…………….12
II. Виды международных договоров……………………………………..15
2.1 Международные налоговые соглашения
Российской Федерации……………………………………………….......18
2.2 Налогообложение особых видов доходов по
соглашениям Российской Федерации об
избежании двойного налогообложения…………………………………21
2.3 Международные соглашения РФ о
сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам
соблюдения налогового законодательства……………………………..23
III. Оффшорные механизмы в международном
налогообложении………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………….33
Список используемых источников……………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Международные налоговые отношения.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

     Соглашения  предусматривают письменную форму запроса о содействии с приложением необходимых для рассмотрения документов, однако оговаривается, что в чрезвычайной ситуации запрос о содействии может быть сделан в устной форме с последующим письменным подтверждением в возможно короткие сроки.

     Запрос  о содействии должен включать наименования запрашивающей и запрашиваемой налоговых служб, цель, причину запроса, название (имя), адрес налогоплательщиков, в отношении которых делается запрос, краткое изложение сути запроса и связанных с ним юридических обстоятельств с указанием рассматриваемого периода и конкретных видов налогов. В соглашениях устанавливается право налоговой службы затребовать дополнительную информацию по полученному запросу о содействии.

     В число обязательных реквизитов и  пунктов запросов о содействии не включается такой пункт, как основание для совершаемого запроса. Иначе говоря, для того чтобы направить другой стране запрос о содействии, не обязательно указывать юридическое основание. Это обстоятельство существенно отличает соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства между странами СНГ от аналогичных соглашений в международной практике.

     Порядок исполнения запросов о содействии определяется в соглашениях в общих чертах. Предусмотрено, что компетентные налоговые органы должны оказывать друг другу содействие в соответствии с национальным законодательством и в пределах своей компетенции. Запрашивающая налоговая служба может быть по ее просьбе оповещена о времени и месте проведения действий, осуществляемых для исполнения запроса, а ее представители при дополнительном согласовании могут присутствовать при их проведении.

     Если  запрос о содействии не может быть выполнен запрашиваемой налоговой  службой, она в течение месяца со дня поступления запроса должна в письменном виде уведомить об этом запрашивающую налоговую службу с указанием причин отказа. В исполнении запроса может быть отказано, если его исполнение противоречит национальному законодательству или административной практике запрашиваемой стороны.

     Все расходы, связанные с исполнением запроса о содействии, на своей территории несет запрашиваемая сторона. Это последнее обстоятельство, вероятно, может иметь следующие последствия. Исполнение запросов будет носить формальный характер, по существу, ограничиваясь лишь предоставлением той информации, которая к моменту поступления запроса имеется у запрашиваемой стороны. Маловероятно, что по запросам о содействии запрашиваемая сторона будет предпринимать какие-либо действия по сбору дополнительной информации в тех случаях, когда подобные мероприятия будут связаны с дополнительными издержками. По запросу о содействии может предоставляться информация относительно:  
регистрации предприятий, их филиалов и представительств, включая сведения об их местонахождении, подчиненности, форме собственности и другие сведения; открытия счетов в государственных и коммерческих банках юридическими и физическими лицами, а также наличия и движения в них денежных средств; всех видов доходов юридических и физических лиц, полученных на территории страны, уплаченных налогах, либо другая информация, связанная с налогообложением, а также другими вопросами, предусмотренными в разделе, регламентирующем сферу применения соглашения.

     Статьи, определяющие содержание предоставляемой  информации, не включают в себя информацию об имуществе налогоплательщиков и сведения о взаимоотношениях лиц, в отношении которых производится запрос, с другими лицами.

     По  запросу о содействии запрашиваемая  сторона предоставляет  
национальные нормативные акты, заверенные копии документов и другие материалы, необходимые для выполнения налогового расследования. Оригиналы документов и других материалов могут быть затребованы в случае, когда заверенных копий этих документов для расследования не достаточно. Передаваемые оригиналы документов и других материалов должны быть возвращены в сроки, согласуемые налоговыми службами. Материалы могут предоставляться в виде компьютеризованной информации с передачей сопутствующей информации, необходимой для толкования этих материалов. В случае необходимости налоговые органы заверяют документы юридических и физических лиц, требуемые для целей налогообложения другой страной. Запросы о содействии, документы и материалы, связанные с ними, передаются в порядке, определяемом по согласованию компетентных налоговых органов сторон. Содействие налоговых органов осуществляется в рамках прямых связей официальных должностных лиц, определяемых руководителями этих органов.

     Статьи  по соблюдению конфиденциальности содержат положения о том, что информация, касающаяся конкретных налогоплательщиков, является конфиденциальной и обеспечивается режимом защиты в соответствии с национальным законодательством и требованиями компетентного налогового органа запрашиваемой стороны, а также о том, что полученная информация может быть использована сторонами только в целях заключенных соглашений, в том числе для административного и судебного разбирательства. Для иных целей информация может быть использована только с согласия запрашиваемой стороны.

     В статьях об исполнении соглашения указывается, что стороны  
будут стремиться к достижению взаимного согласия и урегулированию спорных вопросов, которые могут возникнуть при толковании или  
применении соглашений; будут, при необходимости, проводить консультации по вопросам оценки реализации соглашения и целесообразности внесения изменений. Соглашения содержат пункты о возможности заключения дополнительных соглашений по отдельным вопросам. Вступление в силу соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства вступают в силу с момента подписания и прекращают свое действие по истечении шести месяцев со дня, когда одна из сторон сообщит другой стороне в письменной форме о своем намерении прекратить его действие.

     Со  времени заключения первых соглашений Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства прошло больше пяти лет. Деятельность Госналогслужбы РФ, а затем и МНС РФ в сфере сотрудничества и кооперации с аналогичными министерствами и ведомствами стран СНГ периодически усиливается, но затем наступают продолжительные спады. Это объясняется не только изменениями в политике отдельных участников СНГ, различиями в экономическом положении и в целях экономической стратегии, но и отсутствием устоявшейся методологии в сфере налогообложения, практически непрерывным реформированием национальных законодательств по налогам и сборам, высокой текучестью кадров налоговых ведомств. 
 
 

     III. Оффшорные механизмы в

     международном налогообложении 
 
 
 

     Почти в каждой стране существуют вид деятельности или организационно-правовая форма, налоговый режим которых, благодаря особенности национального налогового законодательства, более предпочтителен. Тем самым создается основа для привлечения под такую юрисдикцию, с низким уровнем налогообложения, иностранных юридических лиц.

     Государственная политика некоторых стран предусматривает  
предоставление весомых налоговых льгот иностранным фирмам в целях получения выгоды в форме притока иностранных капиталов. Страна, в которой налоговый режим является более льготным, имеет название налогового убежища (налоговой гавани). Если в пределах одной страны действует льготный порядок налогообложения, стимулирующий привлечение инвестиций в предпринимательскую деятельность, то возникает налоговый оазис (экономическая зона, зона свободного предпринимательства, порт).

     Льготный  налоговый климат или наличие  безналогового статуса стимулирует  создание так называемых оффшорных компаний. Местная администрация обычно предъявляет таким компаниям ряд типичных требований:

  • Обязательная регистрация иностранных юридических лиц в соответствии с национальным законодательством;
  • Финансирование всех операций только за счет привлекаемых извне валютных и иных ресурсов;
  • Своевременное предоставление местным властям годовых, финансовых отчетов, а при необходимости счетов, заключений аудита;
  • Своевременная уплата всех налоговых сборов в бюджет оффшорного центра;
  • Безусловный отказ от деловых операций на территории страны, за исключением содержания офиса, а также местного и иностранного персонала;
  • Отказ от привлечения местных резидентов в качестве акционеров и инвесторов оффшорных компаний;
  • Инвестирование средств в объемах не ниже устанавливаемых  
    администрацией минимумов установленного и оплаченного капитала;
  • Наличие официально зарегистрированного офиса компании в стране регистрации, где должны храниться ее реестр, документы, образцы печати;
  • Наличие резидента — для связи с местной администрацией;
  • Своевременное извещение о всех изменениях реквизитов компании, уставного капитала, состава ее акционеров и директоров, уставных документов.

      Выполнение этих требований дает основания для получения статуса оффшорной компании и соответствующих этому статусу льгот в бизнесе.

      Оффшорная компания — это предприятие, регистрируемое в оффшорной зоне и получающее право на льготы по налогам, но при этом не  
использующее местные ресурсы и не ведущее хозяйственную деятельность на территории зоны.

     Предоставляемые компаниям-нерезидентам льготы разнообразны, хотя не все из них действуют в тех или иных оффшорных центрах. Основными видами льгот, предоставляемых оффшорным компаниям, являются следующие:

  • льготный режим налогообложения;
  • предоставление валютной автономии;
  • таможенные льготы при импорте товаров;
  • упрощенные процедуры регистрации и отчетности;
  • гарантия банковской и коммерческой тайн;
  • льготы в области административного контроля;
  • соблюдение строгой конфиденциальности;
  • гарантия безопасности бизнеса;
  • использование электронной связи в управлении.

      Основным  преимуществом является предоставляемый  компаниям льготный режим налогообложения, который может осуществляться посредством:

      Наличие безналогового статуса (нулевое налогообложение действует на Гибралтаре, островах Гернси, Джерси, Мэн, Сарк, в Ирландии).

      Применение  фиксированной, годовой  налоговой платы (внесение ежегодной госпошлины предусмотрено на островах Гернси, Джерси, Мэн, Карибского бассейна).

      Установление  низких налоговых  ставок (на Кипре ставка налога на прибыль оффшорных компаний по сравненшо с резидентскими снижена в 10 раз и составляет 4,25%, в Швейцарии холдинговые компании уплачивают только налог на капитал в размере от 0,05 до 0,25%).

      Установление  определенной платы  за регистрацию при  отсутствии налогов (в Панаме величина регистрационного сбора составляет 150 долларов США);

      Введение  особых условий при отсутствии налогов (в Ирландии, например, установлен сбор в сумме 10 ф.ст. за перерегистрацию компании при предоставлении годового отчета).

      Оффшорные зоны сосредоточены в основном в  нескольких точках земного шара:

      Карибский бассейн — острова Багамские, Виргинские, Каймановы, Барбадос и Гренада.

      Средиземноморье — Андорра, Гибралтар, Манако, Кипр.

      Европа  — Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, острова Гернси, Джерси, Мэн, Сан-Марино, Ирландия.

      Арабские  страны – Ливан, ОАЭ, Бахрейн.

      Африка — Сейшельские острова, Либерия.

      Азиатско-тихоокеанский район — Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины.

      Специализация оффшорных компаний не является жесткой. В настоящее время насчитывается более 50 оффшорных зон. Примерно четверть стран мира применяет оффшорный режим или его элементы для иностранных резидентов. Общее число оффшорных компаний достигает нескольких сотен тысяч. (Приложение 7). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 
 
 
 

      Развитие  внешнеэкономического сотрудничества, процессы экономической, научно-технической и культурной интеграции России в международное сообщество определили актуальность вопросов межгосударственных отношений в сфере налогообложения.

      В данной сфере государства руководствуются  общими принципами международного публичного права (например, принципами невмешательства во внутренние дела государства, территориального верховенства) и специальными принципами международного экономического права (например, принципами взаимной выгоды и экономической не дискриминации). Однако применение этих принципов не способствует эффективному сотрудничеству в сфере международного налогообложения в связи с их общим характером и абстрактностью. Поэтому в целях избежания возникающих спорных ситуаций в области налогообложения государства заключают соглашения, направленные на устранение различных конфликтных ситуаций между их налоговыми системами.

      В национальном законодательстве различных  государств нормы, регулирующие международные  налоговые отношения, устанавливаются  в нормативно-правовых актах соответствующих  уровней государственного управления.

      Международные соглашения также регулируют отношения, касающиеся сотрудничества иностранных государств в сфере налогообложения.

Информация о работе Оффшорные механизмы в международном налогообложении