Оффшорные механизмы в международном налогообложении

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 04:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также правила, регулирующие налоговые режимы для резидентов, осуществляющих деятельность за границей и получающих доходы из-за рубежа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
I. Международные налоговые отношения………………………………...4
1.1 Общая характеристика международных
налоговых отношений……………………………………………………...4
1.2 Международное двойное налогообложение…………………………6
1.3 Международное налоговое право и
международные договоры по вопросам налогообложения…………….12
II. Виды международных договоров……………………………………..15
2.1 Международные налоговые соглашения
Российской Федерации……………………………………………….......18
2.2 Налогообложение особых видов доходов по
соглашениям Российской Федерации об
избежании двойного налогообложения…………………………………21
2.3 Международные соглашения РФ о
сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам
соблюдения налогового законодательства……………………………..23
III. Оффшорные механизмы в международном
налогообложении………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………….33
Список используемых источников……………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Международные налоговые отношения.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 

     Введение……………………………………………………………………..3

     I. Международные налоговые отношения………………………………...4

     1.1 Общая характеристика международных

     налоговых отношений……………………………………………………...4

     1.2 Международное двойное налогообложение…………………………6

     1.3 Международное налоговое право и

     международные договоры по вопросам налогообложения…………….12

     II. Виды международных договоров……………………………………..15

     2.1 Международные налоговые соглашения

     Российской Федерации……………………………………………….......18

     2.2 Налогообложение особых видов доходов по

     соглашениям Российской Федерации об

     избежании двойного налогообложения…………………………………21

     2.3 Международные соглашения РФ  о 

     сотрудничестве  и взаимной помощи по вопросам

     соблюдения  налогового законодательства……………………………..23

     III. Оффшорные механизмы в международном

     налогообложении………………………………………………………...29

     Заключение……………………………………………………………….33

     Список  используемых источников……………………………………...35

     Приложение. 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Международные налоговые отношения – сфера  международных экономических отношений, субъектами в которых выступают государства и налогоплательщики.

     Основная  цель международного сотрудничества в  налоговой сфере – устранение двойного налогообложения и дискриминации  налогоплательщиков. Не менее важными  являются и другие цели:

  • Гармонизация налоговых систем и налоговой политики.
  • Унификация фискальной политики и налогового законодательства.
  • Разрешение проблем двойного налогообложения.
  • Предотвращение уклонения от налогообложения.
  • Избежание дискриминации налогоплательщиков – нерезидентов.
  • Гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности.

     Перед налоговыми системами стоит задача урегулирования общих соглашений, заключаемых по налоговым вопросам.

     Развитые  страны предпринимают значительные усилия по регулированию международных  налоговых отношений также в целях борьбы против уклонения от налогов, получившего большое распространение. Путем заключения налоговых соглашений они пытаются усилить налоговый контроль над деятельностью транснациональных компаний и банков, для которых различные налоговые злоупотребления стали обычной практикой. Противоречия между интересами стран-импортеров и стран-экспортеров капитала – важнейшая проблема международных налоговых отношений. В этом случае государства, подписывающие такие соглашения, идут на взаимный компромисс, договариваясь, какие налоги и с каких категорий налогоплательщиков будут удерживаться на территории каждого участника соглашения.

     Целью курсовой работы является рассмотрение международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также правила, регулирующие налоговые режимы для резидентов, осуществляющих деятельность за границей и получающих доходы из-за рубежа.

     I. Международные налоговые отношения 
 

     1.1 Общая характеристика международных

     налоговых отношений 
 
 
 

     Международные налоговые отношения представляют собой отношения между странами по поводу взаимного урегулирования сфер применения налогового законодательства (налоговой юрисдикции) и другим вопросам налогообложения. Международные налоговые отношения могут регулироваться в одно-, дву- и многостороннем порядке. Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных налогов, рассчитываемых на основе общей суммы доходов  
налогоплательщиков, включающей и доходы, полученные из-за рубежа (на основе принципа резидентства), что неизбежно вызывает вторжение в налоговую юрисдикцию другого государства.

     Регулирование международных налоговых отношений  может проводиться странами в одностороннем порядке – путем издания законодательных актов, определяющих налоговые режимы как для иностранных юридических и физических лиц на территории данной страны, таки для её юридических и физических лиц, получающих доходы или осуществляющих деятельность за рубежом; или на основе двусторонних и многосторонних международных налоговых соглашений. В отношении налогов, имеющих своим объектом сделки, например куплю-продажу товаров, услуг, недвижимости, такое регулирование, как правило, осуществляется в форме издания законодательных актов, а в сфере таможенных пошлин, налогов на доходы и капитал широко применяются налоговые соглашения, дополняющие или заменяющие соответствующие нормы внутреннего законодательства. Особенно важное значение имеют налоговые соглашения, касающиеся налогов на доходы и капитал. Страны – члены ОЭСР практически полностью охвачены сетью таких двусторонних соглашений (некоторые из них заключили между собой дополнительные соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах). Страны – участницы Европейского союза в договорном порядке регулируют обложение и другими видами налогов (например, директивы Совета ЕС о единых принципах построения системы НДС). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Международное двойное  налогообложение 
 
 
 

     Для международного двойного налогообложения обычно характерны идентичность субъектов налогообложения (налогоплательщиков), идентичность объектов налогообложения (источников доходов и самих доходов), подчиненность этих субъектов или объектов налоговой юрисдикции различных государств, одновременность налогообложения, различия в правилах и методиках исчисления облагаемого дохода в разных странах. Международное налоговое право не содержит общих правил, запрещающих международное двойное налогообложение. Любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством (законодательством о налогах и сборах).

     Развитые  страны с начала 1980-х гг. предпринимают  значительные усилия по регулированию международных налоговых отношений также в целях борьбы против уклонения от налогов, получившего большое распространение. Путем заключения налоговых соглашений или принятия соответствующих односторонних мер, они пытаются усилить налоговый контроль над деятельностью транснациональных компаний и банков, для которых различные налоговые злоупотребления стали обычной практикой. Противоречия между интересами стран-импортеров и стран-экспортеров капитала – важнейшая проблема международных налоговых отношений.

     Практически все страны мира имеют свои правила, регулирующие налоговые режимы для  своих резидентов, осуществляющих деятельность за границей и получающих доходы из за рубежа, а также для иностранных налогоплательщиков, действующих в стране. Различия подходов отдельных стран к тем или иными вопросам налогообложения порождают не только сложности в оформлении необходимой налоговой отчетности, но и приводят к такому феномену, как двойное налогообложение. Проблема двойного налогообложения обостряется с усилением интернационализации хозяйственной жизни. В налоговой практике и теории различаются  
двойное экономическое налогообложение и двойное юридическое налогообложение.

     Под двойным экономическим налогообложением понимается ситуация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько его последовательных получателей. Это проявляется при обложении налогом дохода предприятия как самостоятельного плательщика и обложении налогом дохода акционера или пайщика при распределении прибыли.

     Как правило, проблема экономического двойного налогообложения разрешается при  разработке национального налогового законодательства, в котором предусматриваются нормы, позволяющие тем или иным способом засчитывать налог, уплаченный на уровне предприятия, при расчете налоговых обязательств акционера.

     Под двойным юридическим налогообложением понимается ситуация, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении  
одного и того же дохода одинаковыми или сопоставимыми налогами два и более раз за один период. В принципе подобная ситуация может возникать и в том случае, когда налогоплательщик осуществляет деятельность только в одной стране. Такое двойное налогообложение может возникнуть при «не состыковке» общегосударственного (центрального, федерального, конфедерального) законодательства и законодательства на уровне регионов (штатов, провинций, областей, земель), а также на уровне органов местного самоуправления.

     Подобная  ситуация неоднократно отмечалась в 1990-е  гг. в Российской Федерации, и основной причиной этого явления следует  считать неконтролируемое федеральными властями региональное и местное  нормотворчество в сфере налогообложения. Однако, если в одной стране данная проблема может быть решена путем приведения регионального и местного законодательств в соответствие с общегосударственным, то в международных экономических отношениях двойное и даже многократное экономическое и юридическое налогообложение осуществляется на основе налогового законодательства суверенных государств и может быть устранено лишь путем согласования многочисленных и сложных вопросов на межгосударственном уровне.

     В устранении двойного налогообложения  доходов и имущества заинтересованы не только налогоплательщики, налоговое бремя которых многократно возрастает при последовательном обложении одного и того же объекта в разных странах, но и сами государства, стремящиеся к увеличению внутреннего и внешнего товарооборота, привлечению иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности не только отдельных национальных предприятий, но и экономики в целом. Налоговое бремя юридических и физических лиц, действующих в сфере международных экономических отношений, без устранения двойного налогообложения может достигать таких размеров, что всякое участие в международном разделении труда для них станет экономически неоправданным.

     Для избежания международного двойного налогообложения либо применяются односторонние меры (зачет уплаченных за рубежом налогов, отмена обложения доходов из иностранных источников), либо заключаются международные налоговые соглашения, в том числе соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

     Устранение  возможно в одностороннем порядке. Для этого страна постоянного местопребывания налогоплательщика может разрешить ему при выполнении налоговых обязательств учитывать налоги, уплаченные им за рубежом. Однако это может привести к неоправданным потерям бюджета, а также различного рода махинациям со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Кроме того, в этом случае страна постоянного местопребывания выступает нетто-донором той страны, где ее гражданин (или предприятие) осуществляет экономическую деятельность.

     Другой путь урегулирования проблемы двойного налогообложения - заключение международных соглашений. В этом случае государства, подписывающие такие соглашения, идут на взаимный компромисс, договариваясь, какие налоги и с каких категории налогоплательщиков  
будут удерживаться на территории каждого участника соглашения.

     Широко  распространено заблуждение о том, что соглашения об избежании двойного налогообложения предоставляют  налоговые льготы или вообще освобождение от налогов. Это совершенно не соответствует  действительности. Соглашения об избежании двойного налогообложения привносят в экономику стран целый ряд важнейших гарантий, необходимых для привлечения иностранных инвестиций и, в конечном счете, развития национальной экономики. В частности, речь идет о закреплении принципа не дискриминации в налоговой сфере, гарантиях стабильности режима налогообложения как минимум на 10-15 лет (средний срок действия такого рода международно-правовых договоров), соблюдении сторонами соглашений общепринятых международных правил и принципов в области налогообложения.

     Налоговые юрисдикции строятся на разных принципах. Теоретически можно выделить три основных принципа налоговых юрисдикций: по признаку территориальности, резидентства и гражданства.

     К наиболее распространенной относится юрисдикция, основанная на принципе территориальности, или территориальной привязки. В соответствии с этим принципом страна облагает налогом только те доходы, которые связаны с деятельностью, осуществляемой на ее территории. Доходы, извлекаемые гражданами и предприятиями этой страны за пределами ее территории, не включаются в состав налогооблагаемых доходов.

     Принцип резидентства заключается в том, что всякий налогоплательщик, признаваемый постоянным жителем страны (резидентом), подлежит налогообложению по всем доходам из всех источников, включая и зарубежные. Статус резидентства определяется по нормам национального законодательства, различающимся в отношении физических и юридических лиц. Большинство стран в своей налоговой политике использует сочетание этих принципов.

     Наряду  с указанными принципами отдельные страны традиционно используют принцип гражданства, который является во многом сходным с принципом территориальности. Особый интерес вызывает международное налогообложение юридических лиц. В современных условиях деятельность многих предприятий приобрела международный характер, т.е. она осуществляется на территории нескольких государств. В связи с этим часто возникает вопрос о распределении и перераспределении доходов предприятия между источниками, расположенными в разных странах. Особую важность эта проблема имеет для транснациональных компаний, деятельность которых в сфере международных экономических отношений является основной.

Информация о работе Оффшорные механизмы в международном налогообложении