Оффшорные механизмы в международном налогообложении

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 04:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также правила, регулирующие налоговые режимы для резидентов, осуществляющих деятельность за границей и получающих доходы из-за рубежа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
I. Международные налоговые отношения………………………………...4
1.1 Общая характеристика международных
налоговых отношений……………………………………………………...4
1.2 Международное двойное налогообложение…………………………6
1.3 Международное налоговое право и
международные договоры по вопросам налогообложения…………….12
II. Виды международных договоров……………………………………..15
2.1 Международные налоговые соглашения
Российской Федерации……………………………………………….......18
2.2 Налогообложение особых видов доходов по
соглашениям Российской Федерации об
избежании двойного налогообложения…………………………………21
2.3 Международные соглашения РФ о
сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам
соблюдения налогового законодательства……………………………..23
III. Оффшорные механизмы в международном
налогообложении………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………….33
Список используемых источников……………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Международные налоговые отношения.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

     2.1 Международные налоговые соглашения

     Российской  Федерации 
 
 
 

     Международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

     Международные соглашения Российской Федерации об избежании двойного налогообложения доходов и имущества можно подразделить на три группы.

     Первую  группу составляют соглашения с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, заключенные после 1991 г.

     Во  вторую группу включаются соглашения, подписанные с развитыми и развивающимися государствами после принятия Правительством РФ Постановления от 28 мая 1992 г. № 352 «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества».

     В третью группу выделяются соглашения, подписанные до указанного постановления, а также продолжающие действовать соглашения, заключенные СССР. Соглашения этой группы характеризуются наибольшим своеобразием. Их структура, отдельные статьи и положения могут существенно отличаться от соглашений первой и второй групп.

     В настоящее время действуют около  50 международных соглашений (конвенций, договоров), заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами по вопросам избежания двойного налогообложения доходов. Большинство из этих соглашений предусматривают также процедуры избежания двойного налогообложения имущества. Наряду с соглашениями, заключенными Правительством РФ, продолжают действовать соглашения, заключенные Правительством СССР.

     Действующие международные соглашения Российской Федерации об избежании двойного налогообложения доходов и имущества существенно различаются по целому ряду вопросов, в том числе в отдельных соглашениях нередко используются особые понятия и термины.

     Помимо  общих международных соглашений об устранении двойного налогообложения  действует ряд специальных двусторонних соглашений главным образом по устранению двойного налогообложения в сфере международных (морских и воздушных) перевозок, заключенных Правительством СССР.

     Российская  Федерация является членом Женевских  дипломатических и консульских  конвенций, а также многосторонней Конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения (Мадрид, 13 декабря 1979 г.).

     В отношениях с отдельными странами в 1990-е гг. продолжали действовать  соглашения между странами членами  Совета Экономической  
Взаимопомощи об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц (заключено 27 мая 1977 г. в отношении Монголии, Словакии и Чехии), а также об устранении двойного  
налогообложения доходов и имущества юридических лиц (заключено 17 мая 1978 г., продолжало действовать в отношении тех же стран).

     Основной  документ, регламентирующий взаимоотношения  государств  
— участников СНГ в сфере налогообложения, — Соглашение от 13 марта 1992г. между правительствами государств-участников «О согласованных принципах налоговой политики». В соответствии с этим документом для обеспечения единого методологического подхода к заключению соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества главы правительств договорились использовать между собой и с третьими странами Типовое соглашение. Эта договоренность была закреплена в Протоколе от 15 мая 1992 г. «Об унификации подхода и заключения Соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества». Протокол был подписан в г. Ташкенте (Узбекистан) в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр Протокола хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направило государствам, подписавшим Протокол, его заверенную копию. Этот документ был подписан представителями 11 правительств: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины. Принятое Типовое соглашение — приложение к указанному Протоколу.

     К концу 1999 г. Правительством РФ заключены соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества с Правительствами: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Узбекистан и Украины. (Приложение 5) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Налогообложение особых видов доходов

     по  соглашениям Российской Федерации

     об  избежании двойного налогообложения 
 
 
 

     Международные соглашения об устранении двойного налогообложения доходов всегда отличают прибыль от коммерческой деятельности и особые виды доходов, для которых устанавливаются специальные режимы налогообложения. Применение специальных режимов обусловлено особенностями отдельных видов деятельности в сфере международных экономических отношений. К видам деятельности, которым присуща выраженная специфика, относятся:

     а) международные пассажирские и грузовые перевозки;

     б) инвестиционная деятельность;

     в) международные кредитные отношения;

     г) операции, связанные с извлечением доходов от владения и реализации недвижимого и движимого имущества, расположенного на территории иностранных государств;

     д) реализация авторских прав, патентов и лицензий;

     е) отдельные виды деятельности физических лиц, осуществляемые  
за пределами страны постоянного местопребывания.

     Выделение некоторых видов деятельности в  особые группы и создание для них  специальных режимов налогообложения  осуществляются по разным причинам.

     Для международных перевозок особый режим вводится не только для того, чтобы двойное и многократное налогообложение доходов перевозчиков не приводило к завышению цен на их услуги, но и в значительной степени в силу того, что национальным налоговым службам чрезвычайно сложно было бы определить долю тех доходов перевозчика, которые связаны с источниками, расположенными на территории отдельных государств.

     Особые  режимы для кредитной и инвестиционной деятельности, для доходов от недвижимого имущества, авторских прав и лицензий устанавливаются как для стимулирования международной активности в этой сфере, являющейся по сути и сферой обслуживания международных торговых отношений, так и в силу того, что эти виды деятельности в соответствии с законодательством практически всех развитых стран относятся к так называемым «пассивным видам деятельности» и в соответствии с национальными законодательствами уже имеют особые режимы налогообложения.

     Применение  к этим видам деятельности универсального режима, используемого в отношении  прибыли от коммерческой деятельности, могло бы привести к тому, что, с одной стороны, увеличилась бы себестоимость услуг лиц, осуществляющих эти виды деятельности, а, с другой стороны, национальные режимы налогообложения доходов от этих видов деятельности не соответствовали бы режимам, применяемым для деятельности иностранных юридических лиц в тех же сферах. Это приводило бы как к дискриминации иностранных кредиторов, инвесторов, владельцев имущественных и неимущественных прав по сравнению с национальными участниками рынка, так и к серьезному усложнению процедур определения налоговых обязательств, применению различного рода льгот и потребовало бы значительного увеличения издержек налоговых органов по контролю за доходами от таких видов деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Международные соглашения

     Российской  Федерации о сотрудничестве

     и взаимной помощи по вопросам

     соблюдения налогового законодательства 
 
 
 

     Правительством  РФ международные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства были заключены  с Правительствами: Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Республики Молдова, Киргизской  
Республики, Республики Таджикистан, Украины, Республики Узбекистан. (Приложение 6)

     Все указанные соглашения вступили в  силу. В соответствии с этими соглашениями для обеспечения надлежащего  исполнения налогового законодательства, договаривающиеся стороны обязаны оказывать друг другу содействие в предотвращении и пресечении нарушения налогового законодательства, в предоставлении информации об изменениях в национальных налоговых системах, обучении кадров и других областях, требующих совместных действий. Структура этой группы международных соглашений является типовой, эти соглашения относятся к разряду межправительственных.

     Основная  задача этих соглашений определение  сферы деятельности и важнейших  принципов взаимодействия налоговых органов договаривающихся государств. Тексты соглашений содержат следующие статьи: определение терминов, сферы применения соглашений; формы и содержания запросов о содействии, порядок исполнения запросов; содержание информации, предоставляемой налоговыми органами; порядок представления документов и других материалов; порядок передачи информации; соблюдение конфиденциальности; исполнение соглашений; порядок вступления в силу и прекращение действия соглашений.

     Статья, содержащая определения терминов, применяемых в соглашениях о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, ограничивается толкованием узкого круга понятий, используемых в соглашениях этого типа: налоговое законодательство, нарушение налогового законодательства, компетентные налоговые органы, запрашивающая и запрашиваемая налоговые службы. Эти соглашения не содержат никаких дополнительных определений налоговых терминов, а также не предусматривают какой-либо процедуры согласования методологических вопросов, связанных с унификацией трактовок категорий, применяемых в национальных налоговых законодательствах договаривающихся сторон.

     Для целей соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи понимается:

     под «налоговым законодательством» – совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов и порядок их взимания на территории страны и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств. Как видно из определения, термин «налоговое законодательство» имеет расширительную трактовку, объединяя как законы по вопросам налогообложения, так и акты органов исполнительной власти, а также нормативные акты, издаваемые отдельными министерствами и ведомствами;

     под «нарушением налогового законодательства» — противоправное действие или бездействие, которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком обязательств перед бюджетом, за которое установлена юридическая ответственность;

     под «компетентными налоговыми органами» – государственные налоговые службы. В связи с тем, что к этой категории не отнесены иные органы государственного контроля, такие как служба налоговой полиции, органы по валютному и экспортному контролю, таможенные службы и центральные банки, их взаимодействие по вопросам сотрудничества в сфере налогообложения возможно лишь через национальные налоговые службы;

     под «запрашивающей налоговой службой» — компетентный налоговый орган стороны, который делает запрос об оказании содействия, а под «запрашиваемой налоговой службой» — компетентный орган стороны, который получает такой запрос.

     Положения соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи не препятствуют сотрудничеству налоговых органов в соответствии с иными соглашениями, заключаемыми между участниками.

     Вопросы сотрудничества по созданию и функционированию компьютерных систем, организации работы с налогоплательщиками, разработке методических рекомендаций по обеспечению контроля, обучению кадров и обмену специалистами не раскрываются в тексте соглашений. Не предусматриваются ни формы, ни объемы, ни рамки, ни источники финансирования этих мероприятий. По существу, соглашения между правительствами стран СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства регулируют детально лишь одну сферу взаимоотношений договаривающихся сторон – передачу информации, документов и материалов о налогоплательщиках по запросам о содействии. В соглашениях устанавливаются форма и содержание запроса о содействии, порядок его исполнения, содержание предоставляемой информации, порядок предоставления и передачи информации, документов и материалов.

Информация о работе Оффшорные механизмы в международном налогообложении