Оценка и механизм налогообложения имущества организаций: действующая практика и направления развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

«Налоги» – это привычное слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением, как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки. Причина беспокойства, вероятно, заключается в том, что введение с начала 1992 года новой налоговой системы связано в сознании большинства граждан России с массой непонятных изменений по сравнению с привычным порядком налогообложения.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты налогообложения имущества организаций 7
1.1 Налоги на имущество организаций: экономическая сущность, назначение, основные элементы 7
1.2 Проблемы налогообложения имущества юридических лиц 11
1.3 Нормативно-правовое регулирование налога на имущество организаций 13
2 Анализ действующей практики налогообложение имущества организаций (на примере ОАО «Завод «Сарансккабель») 17
2.1 Исследование организации налогового учёта имущества, подлежащего налогообложения 17
2.2 Анализ механизма исчисления и уплаты налогов на имущество предприятия 21
2.3 Оценка налоговой нагрузки предприятия ОАО «Завод «Сарансккабель» 27
3 Перспективы развития налогообложения имущества организаций в РФ и РМ 32
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию налогообложения имущества предприятий 32
3.2 Совершенствование механизма исчисления налога на имущество организаций 37
3.3 Возможности использования зарубежного опыта налогообложения имущества юридических лиц в отечественной практике 41
Заключение 49
Список использованной литературы 51

Работа содержит 1 файл

налоги курсовая.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

 

Налог на имущество юридических лиц занимает в настоящее время центральное место в системе имущественного налогообложения России. Однако в доходных источниках бюджета он не играет существенной роли. Анализируя данные таблицы 1, также можно сказать о ежегодном снижении удельного веса налога на имущество организаций в доходах бюджета, несмотря на значительное увеличение абсолютной величины поступлений в бюджет. Его удельный вес в общей сумме имущественных налогов в 2009 г. составил 99,1%, в 2010 г. – 99,01%, в 2011 г. – 99,6%. Темпы поступлений налога в бюджет за период с 2009 по 2011 г. не были стабильными, напротив, доля поступлений налога на имущество в общей сумме доходов бюджета снизилась на 1,2% .

Такое снижение связано в первую очередь с неотработанностью методических положений по переоценке основных фондов. Балансовая стоимость некоторых основных средств, числящихся на балансе предприятий и организаций, принимаемая к расчету налогооблагаемой базы по налогу на имущество, на несколько порядков ниже рыночной стоимости. Стоимость же прочих основных средств и другого имущества была безгранично завышена. Однако рост цен в большей степени сказывался на приросте общей суммы доходов бюджета, ибо эти доходы складываются из налогов с прибыли и выручки. Поэтому доходы бюджета росли опережающими темпами по сравнению с ростом поступлений в бюджет налога на имущество.

Оценка реальной стоимости основных фондов предприятий стала наиболее сложной для налогообложения имущества в период становления в России рыночных отношений проблемой. В постановлении Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N 1442 «О переоценке основных фондов в 1997 году» предусматривалось, что переоценке подлежат основные фонды как находящиеся в собственности организаций, так и состоящие в их хозяйственном ведении, оперативном управлении и долгосрочной аренде с правом выкупа. Перечислялись и виды имущества, подлежащие переоценке, - здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и пр. Указывалось также, что балансовая стоимость основных фондов при их переоценке должна быть приведена в соответствие с рыночными ценами. Последнее положение было принципиально новым: в прошлом цены формировались по методу, который не имел никакого отношения к рыночному ценообразованию. Таким образом, с вступлением в силу этого постановления, стало возможным надеяться на более упорядоченные потоки налоговых отчислений с имущества в бюджеты различных уровней.

В  последние  годы  переоценка  основных  средств  не  является  обязательной  и  проводится  предприятиями  только  по  собственной  инициативе.

 

1.2 Проблемы налогообложения  имущества  юридических лиц

 

Изменения, которые внесены в порядок исчисления и уплаты налога на имущество, нельзя назвать коренными, однако, по ряду позиций они являются весьма существенными.

Во-первых, предельная ставка налога с 1 января 2004 года повышена до 2,2 процентов, что на 0,2% превышает предельную ставку, закрепленную до 1 января 2004 года. Вряд ли законодательные органы субъектов РФ удержатся от соблазна поднять ее уровень еще выше.

Во-вторых, существенно изменена налогооблагаемая база. В соответствии с Налоговым кодексом предполагается включение в базу только аморти­зируемого имущества. Здесь следует оговориться, что Налоговый кодекс призван несколько изменить общее представление об амортизируемом имуществе. В его состав входят:

 основные средства;

 нематериальные объекты;

 капитализируемые затраты (затраты на ремонт, техническое обслуживание и модернизацию основных средств; затраты на освоение природных ресурсов; затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки).

Таким образом, для правильного определения налогооблагаемой базы руководителям предприятий при­дется ждать очередной инструкции Федеральной Налоговой Службы РФ и, по всей вероятности, вносить существенные изменения в налоговый учет.

В-третьих, определенные, хотя и небольшие изменения произведены в отношении льгот по налогу. Эти изменения касаются прежде всего групп организаций, на которых перестали распространяться льготы. Например, организации – в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счёт средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов; организации – в отношении объектов социально-культурной сферы; организации – в отношении объектов мобилизационного назначения согласно НК РФ не освобождаются от налога на имущество.

Также не вводится дифференцируемая ставка налога, за которую высказываются некоторые экономисты. Дело в том, что налог на имущество предприятий, начисляемый по его остаточной стоимости, в определенной степени не поощряет инвестиции в производственный основной капитал. Скорее, он подавляет стремление промышленников обновлять мощности, поскольку введение в действие новых средств труда означает мгновенное обложение авансированной в них стоимости высоким имущественным налогом.

Как показывают расчеты на основе статистической отчетности о движении основных фондов, в последние годы происходит быстрое устаревание машин и оборудования, зданий и сооружений в отраслях обрабатывающей промышленности в условиях стремительного свертывания капитальных затрат и вялой ликвидации старой техники.

Таким образом, фискальный доход от имущества неизбежно будет падать в результате более существенного износа активной и пассивной части основных средств, обедняя прежде всего региональные бюджеты. Это подталкивает к повышению ставки этого сбора, что усиливает осторожность предпринимателей в затратах в основной капитал.

Между тем налог на имущество можно превратить в дополнительный импульс для интенсификации инвестиционного процесса, что в конечном счете позитивно отразится на поступлениях в бюджет.

Такое возможно, если будет установлена минимальная ставка налога на имущество (0,5%) для обновленных основных фондов. Для остальной части имущества налог может достигать 2,5% по средней остаточной стоимости, подталкивая предприятия к его обновлению, быстрой ликвидации или консервации.

Подобная практика в целом могла бы значительно повысить расчетную экономическую эффективность и, следовательно, привлекательность инвестиционных проектов, особенно наиболее значительных.

 

 

1.3 Нормативно-правовое регулирование налога на имущество организаций               

 

 

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, а также Налоговым Кодексом не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала). Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Кроме того, недопустимо, если налоги и сборы препятствуют реализации гражданами своих конституционных прав.

При принятии и введении того или иного налога соблюдаются следующие принципы налогообложения:

1)  принцип всеобщности и равенства налогообложения;

2)  принцип законного установления налогов и сборов (налогоплательщики должны уплачивать только законно установленные налоги и сборы);

3)  принцип справедливости (налогоплательщики с боле высоким уровнем дохода и большей способностью уплачивать налоги должны вносить большую сумму в бюджет государства);

4)  принцип определенности (каждый налог должен быть определен, а не произволен, причем налогоплательщику должен быть известен срок уплаты налога, способ платежа, сумма, подлежащая уплате и т.д.);

5)  принцип простоты и удобства (налоговая система должна быть максимально проста, а методика расчета налогов и заполнение форм налоговой отчетности должна быть понятна широкому кругу налогоплательщиков);

6)  принцип экономичности (суммы оборотов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание);

7)  принцип экономической эффективности (должна соблюдаться соразмерность между наполняемостью бюджета и неблагоприятными для налогоплательщика последствиями налогообложения);

8)  принцип стабильности и гибкости (система должна носить устойчивый характер при определении ставок налогов и порядка исчисления налоговых платежей в бюджет, финансовых санкций и др.).

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в т.ч.:

- виды налогов и сборов;

- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

- ответственность за совершение налоговых правонарушений;

- формы и методы налогового контроля;

- порядок обжалования актов налоговых органов и действий должностных лиц.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым Кодексом.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым Кодексом.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Он устанавливается главой 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ и законами субъектов РФ.

Чтобы ввести на своей территории налог на имущество, законодательные органы субъектов РФ должны принять соответствующий закон и тогда налог становится обязательным к уплате на этой территории.

Налоговым кодексом РФ определены такие существенные элементы налога на имущество организаций, как:

- налогоплательщики (ст. 373 НК РФ);

- объекты налогообложения (ст. 374 НК РФ);

- налоговая база (ст. 375 НК РФ);

- налоговый период (п. 1 ст. 379 НК РФ);

- предельный размер налоговой ставки и порядок ее установления (ст. 380 НК РФ);

- налоговые льготы (ст. 381 НК РФ);

- порядок исчисления налога (ст. 382 НК РФ).

При этом законами субъектов РФ должны определяться (п. 2 ст. 372 НК РФ):

- ставки налога в пределах, установленных ст. 380 НК РФ;

- порядок и сроки уплаты налога;

- дополнительные льготы по налогу и основания их применения.

Таким образом, организации при решении вопросов о порядке исчисления и уплаты налога на имущество следует руководствоваться не только нормами Налогового кодекса РФ, но и положениями соответствующим законом Чувашской республики. Порядок уплаты, ставку налога, льготы, порядок предоставления отчетности по налогу на имущество организаций устанавливает Закон Чувашской Республики от 23.07.2001 N 38
"О вопросах налогового регулирования в Чувашской республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Анализ  действующей  практики  налогообложение  имущества  организаций (на  примере   ОАО  «Завод «Сарансккабель»)                                                              

2.1  Исследование  организации  налогового  учёта  имущества,   подлежащего  налогообложения

 

Требование вести раздельный учет содержится во многих нормативных документах.

Вместе с тем существуют общие правила ведения бухгалтерс­кого и налогового учета, соблюдение которых позволяет не толь­ко легко вести раздельный учет любой сложности, но и без осо­бых проблем разрешать всевозможные конфликты с контролиру­ющими органами.

Главное назначение раздельного учета  на  ОАО  «Сарансккабель»— формирование ин­формации по определенным объектам или направлениям дея­тельности организации. Соответственно основное требование к построению раздельного учета (и основная задача, которая при этом должна решаться) — накопление данных из первичных учет­ных документов и их систематизация таким образом, чтобы в конечном итоге бухгалтер получил сведения, необходимые для расчета определенных показателей (облагаемой базы по налогу  на  имущество, данных для составления отчетности и т. п.). При этом объекты раздельного учета определяются в зависимости от целей, ради которых он ведется.  На  ОАО  «Сарансккабель»  раздельный  учёт  обусловлен  необходимостью  отдельно учитывать имущество  подлежащего  льготному  налогообложению  и  не  подлежащего  льготному  налогообложению.

Информация о работе Оценка и механизм налогообложения имущества организаций: действующая практика и направления развития