Оценка и механизм налогообложения имущества организаций: действующая практика и направления развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

«Налоги» – это привычное слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением, как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки. Причина беспокойства, вероятно, заключается в том, что введение с начала 1992 года новой налоговой системы связано в сознании большинства граждан России с массой непонятных изменений по сравнению с привычным порядком налогообложения.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты налогообложения имущества организаций 7
1.1 Налоги на имущество организаций: экономическая сущность, назначение, основные элементы 7
1.2 Проблемы налогообложения имущества юридических лиц 11
1.3 Нормативно-правовое регулирование налога на имущество организаций 13
2 Анализ действующей практики налогообложение имущества организаций (на примере ОАО «Завод «Сарансккабель») 17
2.1 Исследование организации налогового учёта имущества, подлежащего налогообложения 17
2.2 Анализ механизма исчисления и уплаты налогов на имущество предприятия 21
2.3 Оценка налоговой нагрузки предприятия ОАО «Завод «Сарансккабель» 27
3 Перспективы развития налогообложения имущества организаций в РФ и РМ 32
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию налогообложения имущества предприятий 32
3.2 Совершенствование механизма исчисления налога на имущество организаций 37
3.3 Возможности использования зарубежного опыта налогообложения имущества юридических лиц в отечественной практике 41
Заключение 49
Список использованной литературы 51

Работа содержит 1 файл

налоги курсовая.doc

— 301.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение                                                                                                                  4                                                                                 

1 Теоретические аспекты  налогообложения  имущества  организаций            7         

1.1  Налоги на имущество организаций: экономическая сущность, назначение, основные элементы                                                                            7      

1.2  Проблемы налогообложения  имущества  юридических лиц          11

1.3 Нормативно-правовое регулирование налога на имущество организаций                                                                                                            13

2  Анализ  действующей  практики  налогообложение  имущества  организаций (на  примере   ОАО  «Завод «Сарансккабель»)                            17                                                              

2.1  Исследование  организации  налогового  учёта  имущества,             подлежащего  налогообложения                                                                         17                             

2.2  Анализ  механизма  исчисления  и  уплаты  налогов на  имущество             предприятия                                                                                                           21   

2.3  Оценка  налоговой  нагрузки  предприятия  ОАО «Завод «Сарансккабель»                                                                                                   27

3  Перспективы  развития налогообложения имущества организаций в РФ и РМ                                                                                                                           32           

3.1 Разработка  мероприятий  по  совершенствованию  налогообложения имущества предприятий                                                              32

3.2 Совершенствование механизма исчисления налога на имущество организаций                                                                                                           37         

3.3 Возможности  использования зарубежного опыта налогообложения имущества  юридических лиц в отечественной  практике                                41              

Заключение                                                                                                            49

Список использованной литературы                                                                   51

 

 

 

 

 

 

 

                         Введение

 

Становление введенной  с  1992  года  принципиально новой для России налоговой   системы   проходило   в   жестких   условиях    политических, экономических и структурных преобразований при отсутствии преемственности в области налогового права.  За годы функционирования  налоговой  системы было  внесено  значительное  количество  различных  изменений в налоговое законодательство, с целью его приведения в соответствие с  протекающими  в жизни общества процессами.

Происходящие в России изменения  в  области  политики  и  экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной  налоговой  политики и построения эффективной,  справедливой и стабильной  налоговой  системы.  Необходимость   изменения   действующего налогового  законодательства  диктуется  и  его  крайним несовершенством, выражающимся, в  частности, в  отсутствии единой  законодательной   и нормативной базы налогообложения, многочисленности нормативных документов и  частом  несоответствии  законов  и  подзаконных  актов,   регулирующих налоговые отношения. А также законов, относящихся к иным отраслям права, но   вторгающихся   в   вопросы   регулирования   налоговых    отношений, существование   правовых   пробелов  и  отсутствие  достаточных  правовых гарантий  для  участников  налоговых  отношений.

Одним из важнейших налогов является налог на имущество организаций, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета.

В странах с развитой рыночной экономикой налоги, кроме выполнения традиционных фискальных функций становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. «Налоги» – это привычное слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением, как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки. Причина беспокойства, вероятно, заключается в том, что введение с начала 1992 года новой налоговой системы связано в сознании большинства граждан России с массой непонятных изменений по сравнению с привычным порядком налогообложения. Появление новых видов налогов означает для предприятий усложнение расчетов и отчетности по налогообложению, нынешний механизм взимания подоходного налога с граждан требует от налогоплательщиков строгого фиксирования всех полученных в течении года доходов и тщательного заполнения налоговой декларации. Еще одна проблема – соблюдение сроков, установленных для выплаты каждого вида налогов.

В настоящее время многие положения нового российского законодательства о налогах дискутируется среди депутатов, предпринимателей, хозяйственных руководителей. При этом, как правило, предлагаются изменения и состава, и ставок, и порядка взимания налогов. Основные черты новой системы налогообложения России уже сейчас весьма близки к системам налогообложения стран с развитой рыночной экономикой [12].

Целью  данной  курсовой  работы  является  анализ  механизма  налогообложения  имущества  организаций и определение перспективных направлений его развития.

В  ходе  написания  курсовой  работы  были  поставлены  задачи:

- изучить  теоретические  аспекты  налогообложения  имущества  предприятия;

- рассмотреть  действующую  практику  налогообложение  имущества  предприятия;

- разработать  мероприятия  по  совершенствованию  налогообложения  имущества предприятий;

- определить основные характеристики элементов налога на имущество организаций;

- исследовать проблемы, связанные с налогообложением имущества юридических лиц;

- рассмотреть перспективы налогообложения имущества в РФ и РМ.

Объектом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием природы налога на имущество и порядка имущественного налогообложения организаций в свете действующего налогового законодательства.

Предмет исследования - нормы Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на имущество предприятий.

При написании курсовой работы по данной теме были рассмотрены законодательные и другие официальные материалы такие как: Налоговый кодекс Российской федерации, учебные пособия и справочники по налогам и налогообложению следующих авторов: Косарева Т.Е., Юринова Л.А., Баранова Л.Г., Петухова Н.Е, Черник Д.Г., Миляков Н.В., Гаврилов Н.А., Лебединская Т.Г., Пансков В.Г. и др.; статьи из периодических изданий таких как: «Налоговая политика и практика», «Налоговый вестник». Были рассмотрены информационные ресурсы и информационный базы данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты  налогообложения  имущества  организаций              

1.1  Налоги на имущество организаций: экономическая сущность, назначение основных элементов

 

Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налог на имущество предприятий являет­ся региональным налогом. Это значит, что сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в район­ный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения пред­приятия.

Особенностью всех региональных налогов и налога на имущество в частно­сти, является то, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодатель­ством региона.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налог на имущество организаций относится к категории пря­мых (подоходно-поимущественных) налогов и взимается с владельца имущества (как собственника, так и обладателя иных вещных прав на имущество). Экономическая сущность данного налога - изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных эконо­мических условиях от использования облагаемого налогом имущества. Из этого вытекает стимулирующая функция налога на имущество предприятий (субъектов предпринимательской деятельности) — эф­фективное производственное использование имущества, сокращение размеров неиспользуемых запасов сырья, материалов .

Вообще же, налогообложение имущества, в том числе недвижимого, общепринято в развитых странах. Поимущественный налог был известен с древнейших времен, когда-то рассматривался как самый справедливый из возможных налогов. Во все времена делалась попытка облагать имущество налогом в соответствии с его стоимостью. В России налог на имущество предприятий в его современном виде – это прямой налог, который берется от имущественного состояния юридического лица.

При введении поимущественного налога на территории Российской Федерации преследовались цели: создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества; стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия. Таким образом, для финансов этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функцию, а при пополнении бюджетов федерации и местных бюджетов – фискальную функцию.

Попытка ввести такие платежи предпринималась и ранее в нашей стране, так, например, в конце 1970-х гг. была введена плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства. Но она в корне отличалась от налога на имущество объектом налогообложения и размером ставки, и, что самое главное, источником платежа. Поэтому налог на имущество предприятий следует считать новым явлением во взаимоотношениях предприятий с государством. Новизна этого платежа в бюджет заключается не только в том, что он носит налоговый характер. При исчислении данного налога в состав налогооблагаемой стоимости имущества попадают принципиально новые стоимостные элементы, присущие рыночным условиям хозяйствования. К таким элементам относится рыночная стоимость основных фондов, нематериальных активов; применение механизма ускоренной амортизации и использование индексации в переоценке основных средств с учетом инфляционных процессов; залог имущества и другие формы его движения, обусловленные конъюнктурными колебаниями и поиском путем стабилизации финансового состояния.

Являясь основной формой российского имущественного налогообложения, налог на имущество предприятий составил в 2011 г. в общей сумме поступлений государственных налогов и других обязательных платежей 3,6%, что на 1,15% было больше, чем в 2010 г. В 2009 г. фактические платежи по этому налогу по расчетам ФНС РФ снизились на 0,57%. Данные табл. 1 характеризуют динамику поступлений налога на имущество юридических лиц в разрезе федерального и регионального бюджетов.

Таблица 1.1 - Место налога на имущество в системе доходных источников консолидированного бюджета РФ (трлн. руб.)

Доходы бюджета

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1. Всего поступлений,

134,26

163,2

376,4

435,6

из них:

 

 

 

 

в федеральный бюджет

47,31

68,7

146,8

194,8

2. Налог на имущество

4,83

5,01

9,43

10,4

3. Удельный вес налога в доходах консолидированного бюджета, %

3,6

3,07

2,5

2,4

Информация о работе Оценка и механизм налогообложения имущества организаций: действующая практика и направления развития