Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 01:16, курсовая работа
Для понимания принципов построения налога на добавленную стоимость требуется изучить законодательную базу (Налоговый Кодекс), выяснить ряд основных проблем, такие вопросы, как субъекты и объекты налогообложения, принципы определения налогооблагаемой базы, ставки и сроки уплаты налога, и порядок его исчисления, особенности исчисления налога на добавленную стоимость для организаций различных видов деятельности, порядок ведения бухгалтерского учета по данному налогу, налоговые вычеты и некоторые другие вопросы.
Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении, его поступление занимает значительное место в доходной части бюджета государства, причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства возрастает.
Для понимания принципов построения налога на добавленную стоимость требуется изучить законодательную базу (Налоговый Кодекс), выяснить ряд основных проблем, такие вопросы, как субъекты и объекты налогообложения, принципы определения налогооблагаемой базы, ставки и сроки уплаты налога, и порядок его исчисления, особенности исчисления налога на добавленную стоимость для организаций различных видов деятельности, порядок ведения бухгалтерского учета по данному налогу, налоговые вычеты и некоторые другие вопросы.
Налог на добавленную стоимость является чисто федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ, формирующим федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.
Налог на добавленную стоимость включается поставщиком в цену продукции. Для упрощения системы расчетов для предприятия объектом налогообложения является не сама добавленная стоимость, а весь “оборот по реализации на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг, этот налог включается в цену продукции. Выделение НДС собственно на добавленную стоимость и исключение двойного налогообложения достигается механизмом уплаты налога в бюджет, при котором в бюджет перечисляется лишь разница между суммами налога, полученными от потребителя и суммами, уплаченными поставщикам. В итоге вся сумма налога, соответствующая стоимость продукции уплачивается ее конечным потребителем.
Налог на добавленную стоимость широко используется и в мировой практике. Он взимается более чем в 50 странах. Специалисты в области налогообложения называют три основные группы причин, делающих целесообразным введение НДС: он обеспечивает высокие процентные государственные доходы, ему свойственны нейтральность и, конечно же, эффективность.
Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. НДС обладает такими качествами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секторов экономики
НДС имеет преимущества, как для государства, так и для налогоплательщика. Во - первых, от него труднее уклониться. Во - вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В - третьих, он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.
Государство
заинтересовано в развитии внешнеэкономической
деятельности, так как в результате осуществления
таких операций, происходит интенсивное
развитие национальной экономики, что
обеспечивает условия для эффективной
интеграции ее в мировую экономику. Кроме
того, осуществляется приток валюты в
страну, улучшается платежный баланс государства.
Для того чтобы поддержать организации,
осуществляющие экспортные операции,
государство строит свою налоговую политику
таким образом, чтобы налогоплательщикам
было выгодно заниматься реализацией
товаров (работ, услуг) на экспорт.
1.
Экспорт товаров. Роль
и сущность.
Экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе (пункт 28 статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).
Экспорт товаров – это специальный таможенный режим, который характеризуется вывозом тех или иных товаров за пределы страны, то есть за ее границу, с основной целью – реализация их на внешнем рынке. Конечно же, вывозиться могут не только товары, но и такие немаловажные «вещи» как услуги и капитал.
На сегодняшний день экспорт товаров – это ничто иное, как вывоз за границу различных материальных благ или предоставление партнеру, а точнее иностранному партнеру, на возмездной основе производственных услуг, услуг потребительского класса. Под экспортом капитала понимается вложение средств, в те или иные сферы за пределами страны, например, строительство, а также эксплуатация различных объектов и предприятий. В осуществлении экспорта капиталов преследуется одна цель – получение прибыли. Экспорт также может выступать и в качестве результата международного разделения труда, кроме этого он выступает одной из материальных предпосылок импорта. Известно, что именно вырученные средства от экспорта являются основным источником материальных средств для покупки импорта. На самом деле все импортные и экспортные операции связаны между собой.
Экспорт товаров должен осуществляться в соответствии с определенными требованиями, которые обозначены в законодательстве той или иной страны. Во-первых, экспорт товаров необходимо осуществлять только в том случае, если уплачены все вывозные таможенные пошлины и внесены все необходимые таможенные платежи. Во-вторых, экспорт товаров требует соблюдения всех мер финансовой и экономической политики, также при этом должны предусматриваться и другие требования, предусмотренные Кодексом и различными законодательными актами страны по таможенному делу. Следует также обратить внимание на такой немаловажный момент: те товары, которые выпускаются в таможенном режиме для экспорта, должны вывозиться за пределы страны в том состоянии, в котором они были в момент принятия таможенной декларации. Исключением являются товары, изменившиеся в результате естественного износа, или товары, которые изменились, но при правильной транспортировке или хранении.
Под экспортными товарами понимают те товары, которые вывозятся с таможенной территории страны. Экспорт товаров – это вывоз за границу страны, как предметов поставки внешнеторгового типа, так и некоторые вещи, что вывозятся пассажирами в то время, когда они пересекают границу. Экспортные товары могут стать предметом правонарушений в таможенном деле с того самого момента, как они были предъявлены таможенному органу, и вплоть до момента вывоза их с таможенной территории. В соответствии с законодательством, экспорт товаров – это и отдельные разномасштабные коммерческие операции, не связанные с вывозом товаров с таможенной территории страны.
Товары, попадающие под экспортную категорию, требуют декларирования и специального таможенного оформления в общем порядке и в то же время, учитывая особенности и специфику данного таможенного режима. Если вывозится отдельный вид товара, то сотрудниками таможни он может облагаться другим налогом. Не смотря на это, вывоз всех товаров за пределы страны, соответственно с режимом экспорта, регулируется специально разработанными мерами и средствами, которые входят в систему госрегулирования внешнеэкономической деятельности. Основные инструменты государственного регулирования вывоза товаров за границу (экспорта товаров) – это налоговое и тарифное регулирование, валютный контроль и, конечно же, различные нетарифные средства.
Экспорт товаров является достаточно сложной сферой в сфере внешнеэкономической деятельности, потому и существуют данные инструменты. Экспорт товаров имеет и свой специфический тариф, представляемый в виде целого комплекса постановлений правительства, которые содержат в себе те или иные ставки пошлин на вывоз товара, список данных товаров, а также имеются все положения с изменения этих постановлений. Ставки экспортного тарифа для отдельных видов товаров устанавливаются правительством страны, и не подлежат специальному регулированию со стороны таможенных и тарифных органов. В соответствии с определенными законодательными актами экспорт товаров, вернее некоторых из них, характеризуется и наличием некоторых тарифных льгот, которые устанавливаются теми или иными законодательными актами, а также актами правительства и президента. Экспорт товаров, как правило, имеет свои специфические пошлины. Они будут зависеть в первую очередь от видов экспортных товаров. Чаще всего экспорт товаров имеет наиболее заметное уменьшение пошлин на продовольственные товары и сельскохозяйственную продукцию. В современном мире существует так называемое нетарифное регулирование экспортирования товаров, то есть лицензирование и квотирование. Экспорт некоторых товаров требует наличия специального пакета документов и разрешений. Например, экспортируя культурные ценности, следует иметь специальное свидетельство, которое выдает служба по сохранению культурных ценностей страны.
При
выпуске товаров в таможенном
режиме экспорт, товары должны быть вывезены
за пределы таможенной территории в том
же состоянии, в котором они были на день
принятия таможенной декларации, кроме
изменений состояния товаров вследствие
естественного износа или убыли при нормальных
условиях транспортировки и хранения.
При экспорте - товары освобождаются от
налогов (кроме экспортных пошлин и акцизов)
либо уплаченные суммы налогов подлежат
возврату в соответствии с налоговым законодательством.
2.
Документы, необходимые
для подтверждения экспортной
сделки.
Чтобы подтвердить факт экспорта, налогоплательщику придется представить в налоговую инспекцию ряд документов (ст. 165 Налогового кодекса РФ).
К ним относятся:
– контракт (договор или его копия) организации с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ,(Приложение1);
–
выписка банка (ее копия), подтверждающая
фактическое поступление
–
таможенная декларация (ее копия) с
отметками российского
– копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ, (Приложение 3).
Указанные
документы фирме следует
Иначе реализация товаров подлежит налогообложению по обычным ставкам. Впоследствии при предоставлении документов, подтверждающих применение ставки 0 процентов, уплаченная сумма налога возвращается в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 Налогового кодекса РФ.
Документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки НДС при экспорте, подаются в инспекцию в течение 270 календарных дней.
В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ для подтверждения нулевой ставки НДС установлен срок в 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ данный срок был продлен на 90 дней в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г. (в Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ была введена ст. 27.3). При этом в ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ не уточнялось, какие именно имеются в виду дни - рабочие или календарные. По правилам п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных. Поскольку в ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ указания на календарные дни не было, на практике возникали проблемы при расчете увеличенного срока подачи документов для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС.
Минфин России в Письме от 31.03.2009 N 03-07-08/76 разъяснял, что 90-дневный период исчисляется именно в календарных днях, так как продлевается срок, предусмотренный именно в таких днях. Поэтому, по мнению финансового ведомства, увеличенный срок для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС в указанный период был равен 270 календарным дням. В то же время указание на календарные дни содержится только в п. 9 ст. 165 НК РФ, а из ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ неясно, о каких именно днях идет речь. Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Значит, период для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г., нужно исчислять так: 180 календарных дней с даты помещения товаров под соответствующий таможенный режим плюс 90 рабочих дней.
Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ вновь увеличен 180-дневный срок подачи документов для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС при экспорте. Соответствующее дополнение внесено непосредственно в п. 9 ст. 165 НК РФ. При этом уточняется, что срок увеличивается именно на 90 календарных дней. Кроме того, отмечено, что срок продлевается, если товары помещены под соответствующие таможенные режимы в период с 1 июля 2008 г. по 31 марта 2010 г. То есть вопрос расчета увеличенного срока подачи документов для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г. решен и по 31 марта 2010 г. указанный срок составляет 270 календарных дней.