НДС, как основа формирования бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов формирующих бюджет в Российской Федерации, а также его участие в формировании бюджета Республики Коми и муниципального образования «Город Печора и подчиненные ему территории».


В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи:

-ознакомление с историей развития НДС в мире и в России;

-исследование экономической природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов;

-анализ изменений в порядке взимания и исчисления НДС;

-анализ НДС как основного налога формирующего бюджет РФ;

-анализ НДС как одного из основных налогов формирующего бюджет Республики Коми;

-анализ НДС как одного из основных налогов формирующего бюджет МО «Город Печора и подчиненные ему территории»;

-предложены пути совершенствования НДС.

Содержание

Введение________________________________________________________________3

Глава 1. Теоретические аспекты обложения НДС в РФ____________________4

1.История возникновения и развития НДС в мире и в России ______________4
2.Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ____8
Глава 2. Анализ влияния НДС на формирование доходов бюджетов разных уровней ________________________________________________________________10

2.1.Эволюция нормативно-правового порядка исчисления и взимания НДС в РФ___10

2.2.Анализ влияния НДС на формирование доходов федерального бюджета РФ,

регионального и муниципального бюджетов (на примере республиканского бюджета РК и бюджета "МО г. Печоры") ___________________________________________18

2.3 Пути совершенствования формирования бюджетов с использованием НДС ____21

Заключение ____________________________________________________________22
Список использованной литературы _____________________________________23

Приложение №1_________________________________________________________25
Приложение №2_________________________________________________________26

Приложение №3_________________________________________________________27

Приложение №4_________________________________________________________28

Приложение №5_________________________________________________________29

Приложение №6_________________________________________________________30

Приложение №7_________________________________________________________31

Приложение №8_________________________________________________________32

Приложение №9_________________________________________________________33

Приложение №10________________________________________________________34

Приложение №11________________________________________________________35

Приложение №12________________________________________________________36

Приложение №13________________________________________________________37

Приложение №14________________________________________________________38

Приложение №15________________________________________________________39

Работа содержит 1 файл

НДС как основа формирования бюджета (курсовая).doc

— 1.44 Мб (Скачать)

    В  различных  странах  существуют  разные  подходы  к  установлению  ставок  НДС.  В  то  же  время  их  средний  уровень  колеблется  от  15  до  25%.  В  некоторых  странах  применяется  шкала  ставок  в  зависимости  от  вида  товара  и  его  социально-экономической  значимости:  пониженные  ставки  (2 - 10%)  применяются  к  продовольственным,  медицинским  и  детским  товарам;  стандартные  (основные)  ставки  (12 - 23%)  -  к  промышленным  и  другим  товарам  и  услугам;  и,  наконец,  повышенные  ставки  (свыше  25%)  -  к  предметам  роскоши. Конкретные  размеры  ставок  по  некоторым  развитым  странам  мира  приведены  в  таблице  №1. 

    Табл. №1 Шкала  ставок  НДС  по  различным  странам .

Страна Испания Германия Великобритания Греция Франция Россия Финляндия Дания
Ставка  НДС 12% 14% 15% 16% 18,60% 20% 22% 24,50%
 
 

    Анализируя  данные  таблицы,  нетрудно  сделать  вывод,  что  в  основном  ставки,  применяемые  в  зарубежных  странах,  установлены  на  уровне  12 - 18%,  что  несколько  ниже  ставки,  действующей  в  Российской  Федерации.  В  то  же  время  в  Дании  и  Финляндии  размер  ставки  налога  на  добавленную  стоимость  превышает  общеевропейский  и  составляет  22 - 24%. 

    Необходимо  отметить,  что  количество  применяемых  ставок  налога  различно  в  разных  странах:  в  Великобритании  и  Германии  -  две,  во  Франции  -  три,  в  Италии  -  четыре.  В  Великобритании,  Ирландии  и  Португалии  используется  также  нулевая  ставка.  Товары,  облагаемые  по  данной  ставке,  отличаются  от  товаров,  освобожденных  от  налога,  тем,  что  владелец  товаров  в  первом  случае  не  только  не  платит  налог  при   их  реализации,  но  ему  вдобавок  возмещаются  суммы  НДС,  уплаченные  поставщикам.

    Широкое  распространение  НДС  в  зарубежных  странах  с  рыночной  экономикой  создало  почву  для  появления  его  в  России.  Налог  был  введен  1 января 1992 года.  Он  пришел  на  смену  налогу  с  оборота,  просуществовавшего  в  стране  около  70  лет,  и  так  называемого  «президентского»  налога  с  продаж,  введенного  в  декабре  1990  года.  Оба  предшественника  НДС  были  эффективны  только  в  условиях  жесткого  государственного  контроля  за  ценообразованием.  Налог  с  оборота  взимался  в  основном  в  виде  разницы  между  твердыми,  фиксированными  государственными  оптовыми  и  розничными  ценами,  и  его  ставка  колебалась  от  20  до  300%  для  различных  видов  продукции.  Налог  с  продаж  устанавливался  в  процентах  к  объему  реализации  и  фактически  увеличивал  цену  товаров  на  5%.

      В  связи  с  возросшей   инфляцией  налог  с  оборота   утратил  свою  жизнеспособность  и  вместе  с  налогом   с  продаж  был  заменен   налогом  на  добавленную   стоимость.  Новый  налог   выгодно  отличался  от  ранее действовавших.  Он  был более эффективен  для государства,  так  как  обложению  им  подлежал  товарооборот  на  всех  стадиях  производства  и  обращения.  Можно  было  ожидать,  что  с  расширением  налоговой  базы  и  ставок  поступления  будут  расти.  Также  необходимо  отметить,  что  НДС  является  менее  обременительным  для  отдельного  производителя,  поскольку  обложению  подлежит  не  весь  товарооборот,  а  лишь  прирост  стоимости,  и  тяжесть  налога  может  быть  распределена  по всей  цепи  товарооборота.  Это являлось  немаловажным  фактором  в достижении  равенства  всех  участников  рынка.  Следует  также  обратить  внимание  на  такой  факт,  что  налог  на  добавленную  стоимость  являлся  более  простой  и  универсальной формой  косвенного  обложения,  так  как  для  всех  плательщиков  устанавливался  единый  механизм  его  взимания  на  всей  территории  страны. 

    Первоначально  ставка  НДС  была  установлена  на  уровне  28%. Спустя год  она  была  снижена  до  20%,  и   была  введена льготная  ставка  в размере 10%  для продуктов питания и  детских  товаров  по  перечню.  В  этом  виде  налог  и  просуществовал  до  наших  дней. 

    Можно  отметить,  что  объективная  необходимость  введения  НДС  в  Российской  Федерации  была  обоснована  рядом  факторов:

  1.   пополнение  доходов бюджета,  испытывающего острый  финансовый  кризис  и нуждающегося  в стабильных  налоговых поступлениях;

    2.  создание  новой  модели  налоговой   системы  в  соответствии  с  требованиями  рыночной  экономики;

  1. присоединение  к  международному  сообществу,  широко  применяющему  данный  налоговый  механизм.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2   Экономическое   содержание   НДС,   его   место   и   роль    в  налоговой  системе  РФ. 

    В  развитых  зарубежных  странах  существуют  различные  методики  определения  добавленной  стоимости.  Одна  из  них  рассматривает  ее  как  сумму  заработной  платы  и  получаемой  прибыли.  Согласно  другой - добавленную  стоимость  можно  определить  как  разницу  между  выручкой  от  реализации  товаров  и  произведенными  затратами.  Можно  заметить,  что  второй  вариант  определения  добавленной  стоимости  значительно  шире  первого,  так  как  помимо  прибыли  и  заработной  платы  в  расчет  включаются  также  оперативно-хозяйственные  расходы.  Основываясь  на  этих  двух  методиках,  можно  выделить  четыре  механизма  расчета  НДС1 :

  1. R  *  ( V  +  M ),

    где  R - ставка  НДС;

           V - величина  заработной  платы;

           M - величина получаемой  прибыли;

  1. R  *  V   +   R  *  M;
  2. R  *  ( O  -  I ),

    где  O - выручка от  реализации  товаров,  работ,  услуг;

            I - произведенные затраты при производстве  продукции;

  1. R  *  O   -   R  *  I.

    Как  видно  из  формул  первые  две  относятся  к  первой  методике  расчета добавленной  стоимости  на  основе  заработной  платы  и  прибыли,  а  третья  и  четвертая  формулы  соответственно - ко  второй  методике  исходя  из  выручки  и  произведенных  затрат.  Между  собой  первая  и  вторая  формулы  (как  третья  и четвертая)  различаются по  способу и последовательности  расчета.  Необходимо  отметить,  что порядок исчисления  НДС в Российской  Федерации  основывается  на  второй  методике  определения  добавленной  стоимости,  и  расчет  налога производится  на  основании четвертой формулы.

    С  появлением  НДС  и  акцизов  в  налоговой  системе  РФ  косвенные  налоги  стали  открыто  играть  решающую  роль  при  мобилизации  доходов  в  бюджет.  В  консолидированном  бюджете  РФ  поступления  от  НДС  уступают  только  налогу  на  прибыль  и  составляют  около  четверти  всех  доходов.  В  то  же  время  в  федеральном  бюджете  РФ  налог  на  добавленную  стоимость  стоит  на  первом  месте,  превосходя  по  размеру  все  налоговые  доходы.  Поступление  в  федеральный  бюджет  основных  налоговых  платежей  за  период  с  1998  по  2002 г.  можно  проследить  на  основе  данных,  приведенных  в    таблицах  №2  и  №3. 

    Табл. 2Поступление  в  федеральный  бюджет  основных  налоговых  платежей 

    в  1998 - 2002 г.г.  (млрд. руб)*.

  1998 1999 2000 2001 2002
Налоговые  доходы 309,97 399,50 942,91 1115,32 1726,31
в  т.ч.  НДС 141,27 143,72 366,75 516,44 773,51
            Налог  на  прибыль 48,14 36,03 171,00 172,65 207,44
            Подоходный  налог - 25,23 27,54 1,90 207,44
            Платежи  за  пользование    

            природными  ресурсами

8,45 9,49 17,84 37,18 183,72

    * По  материалам  Законов  «О  Федеральном  бюджете»  на соответствующий   год. 

    Табл. 3.Поступление  в  федеральный  бюджет  основных  налоговых платежей  в 1998 – 2002 г.г.  (в %  к налоговым доходам)*.

  1998 1999 2000 2001 2002
НДС 45,58 36,97 38,89 46,31 44,81
Налог  на  прибыль 15,53 9,03 18,14 15,47 12,02
Платежи  за  пользование  природными  ресурсами 2,72 2,34 1,89 3,33 10,64
 

    * По  материалам  Законов  «О  Федеральном  бюджете»  на  соответствующий  год.

    Тенденции  развития  налога  на  добавленную  стоимость  в  последнее  время  позволяют  сделать  вывод,  что  за  ним  сохранится  ведущая  роль  среди  прочих  налогов  и  платежей  в  Российской  Федерации.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава  2. Анализ влияния НДС на  формирование доходов бюджетов разных уровней.

    2.1 Эволюция нормативно-правового порядка исчисления и взимания НДС в Российской Федерации

    Вступившая  в силу с 1 января 2001 года Вторая часть  Налогового кодекса внесла целый  ряд изменений в порядок исчисления и уплаты НДС. Рассмотрим наиболее существенные:

    Федеральным законом от 28 декабря 2001 года №179-ФЗ внесены изменения и дополнения в ст. 149 и 164 НК РФ, касающиеся введения НДС по ставке 10% в отношении лекарственных средств (включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления), изделий медицинского назначения, а также периодических печатных изданий (за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера).

   Письмом МНС РФ от 27 декабря 2000 г. №БГ-3-03/461 разъясняется, что возмещение сумм налога на добавленную  стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Решения о возмещении сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг) экспортерам в объеме до 5 млн. рублей в течение месяца, а также налогоплательщикам, являющимся традиционными экспортерами, независимо от величины возмещения, принимаются налоговыми органами по месту постановки на учет экспортеров. После принятия решения налоговые органы самостоятельно направляют заключения на возмещение из федерального бюджета сумм НДС в соответствующие органы федерального казначейства для исполнения. Решения о возмещении НДС в объеме свыше 5 млн. рублей экспортерам, не являющимся традиционными, принимаются территориальными управлениями МНС РФ. Решения должны приниматься в срок до 2-х месяцев.

   Письмом МНС РФ от 12 февраля 2001 г. №ВГ-6-03/130 разъяснено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, уплачивает налог на добавленную стоимость по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. Вместе с тем, учитывая, что 100% НДС, уплачиваемого на территории РФ, поступает в 2001 г. в федеральный бюджет, указанные организации - налогоплательщики налога на добавленную стоимость могут производить в 2001 году централизованную уплату налога (в целом по организации, включая все обособленные подразделения) по месту нахождения организации. При принятии такого решения организации - налогоплательщики в приказе об учетной политике на 2001 год для целей налогообложения должны дополнительно указать, в каком порядке будет уплачиваться налог на добавленную стоимость (централизованно или по месту нахождения каждого обособленного подразделения).

  1. Кодекс расширил перечень плательщиков НДС, включив в их состав предпринимателей (ст.143 НК). Предприниматели являются плательщиками налога даже в том случае, если они переведены на упрощенную систему налогообложения и отчетности.
  2. Введено принципиально новое условие для освобождения лица от исполнения обязательств налогоплательщика, за исключением НДС, уплачиваемого на таможне (ст.145). Так, организации и индивидуальные предприниматели на основании их заявления могут быть освобождены от уплаты НДС, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов (налоговый период равен одному месяцу) налоговая база без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превышает 1 млн. рублей. При этом плательщики акцизов от НДС не освобождаются.
  3. В качестве объектов налогообложения (ст.146) определены:
    • реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе безвозмездная передача;
    • передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления;
    • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
    • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления (данный объект является новым).
  4. Впервые определено место реализации товаров. Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если:
    • товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
    • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации;
    • монтаж, установка или сборка товара производится на территории Российской Федерации в случаях, когда эти товары не могут быть по техническим, технологическим или иным аналогичным причинам доставлены получателю иначе, как в разобранном или несобранном виде.

Информация о работе НДС, как основа формирования бюджета