Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:05, контрольная работа
Если вы приобретаете товары за плату у российского поставщика, то их стоимость в налоговом учете будет такой же, как в бухгалтерском. Если же товары поступают в организацию по иным основаниям, то велика вероятность того, что их налоговая стоимость не совпадет с бухгалтерской.
Обратим внимание на три наиболее часто встречающиеся ситуации, когда расхождения неизбежны:
1) приобретение товаров за иностранную валюту;
Неоднозначным на сегодня является вопрос о порядке учета в целях налогообложения убытков от списания товаров с истекшим сроком годности.
Минфин России дает по данному вопросу противоречивые разъяснения.
Согласно письму Минфина России от 27.06.2008 N 03-03-06/1/373, в случае утилизации (списания) товаров с истекшим сроком годности затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли. Эта позиция подтверждена и в письме Минфина России от 09.06.2009 N 03-03-06/1/374.
В то же время в письме Минфина России от 08.07.2008 N 03-03-06/1/397 говорится о том, что расходы в виде стоимости приобретенных с целью дальнейшей реализации медицинских препаратов, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом.
Аналогичная позиция изложена в письме УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 N 20-12/102001. В нем сделан вывод о том, что расходы в виде стоимости ветеринарных препаратов, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, учитываются для целей налогообложения прибыли при условии, что они произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены.
Позиция ФНС, озвученная в письме от 16.07.2009 N 3-2-09/139, заключается в том, что расходы на списание товаров с истекшим сроком годности можно учесть в целях налогообложения при условии, что соблюден порядок проведения экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их дальнейшего использования (утилизации) или уничтожения, установленный Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263*(68). Если организация не исполняет установленный порядок проведения экспертизы, изъятия из оборота продукции с истекшим сроком годности, то операции по утилизации нельзя рассматривать в рамках деятельности, направленной на получение дохода. В таком случае расходы на утилизацию, в том числе стоимость утилизированной продукции, не может быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку указанные расходы не удовлетворяют условиям статьи 252 НК РФ.
Таким образом,
вопрос о возможности списания стоимости
товаров с истекшим сроком годности
на расходы, уменьшающие налоговую
базу по налогу на прибыль, остается спорным.
При этом заметим, что в арбитражной
практике есть примеры судебных решений,
подтверждающих правомерность учета
таких расходов (см., например, Постановление
ФАС Московского округа от 01.02.2008 N КА-А40/14838-07-2).
Оценка товаров при их приобретении в бухгалтерском и налоговом учете (окончание)
9 июля 2003
Одной из существенных статей расходов организаций торговли являются расходы по заготовке и доставке товаров. Рассмотрим подробнее, как учитываются такие расходы в бухгалтерском и налоговом учете.
Расходы по заготовке и доставке товаров
Расходы по заготовке и доставке товаров по разному учитываются в бухгалтерском и налоговом учете.
Для целей бухгалтерского учета, предприятиям торговли (в отличие от других организаций) предоставлено право выбирать, каким способом учитывать расходы по заготовке и доставке товаров.
Согласно п. 13 ПБУ 5/01 организации, осуществляющие торговую деятельность (оптовую или розничную), могут затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу (издержек обращения). Данная формулировка ПБУ 5/01 предполагает, что организации торговли имеют возможность выбрать один из двух вариантов бухгалтерского учета расходов по заготовке и доставке приобретаемых товаров:
Таким образом в бухгалтерском учете в отношении торговых организаций применяется термин "заготовка и доставка товаров", расшифровка которого приводится в п. 6 ПБУ 5/01. В то же время в данное время этот термин законодательно не определен, что вызывает затруднения при формировании покупной стоимости товаров в бухгалтерском учете (тем более, что в зависимости от оценки поступивших в собственность товаров исчисляется и налог на имущество предприятий).
Исходя из п. 6 ПБУ 5/01 можно сделать вывод, что к расходам по заготовке и доставке товаров относятся:
-- затраты на услуги транспорта по доставке товаров до места их использования (если они не включены в цену товаров, установленную договором). К данным расходам относятся, в частности1:
-- проценты по заемным средствам и по кредитам, предоставленным поставщиками. Указанные расходы включают в себя проценты по кредитам банков и займам, предоставляемые иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также по коммерческому кредиту, предоставляемому продавцами товаров в виде отсрочки платежа, включая оформление долгового обязательства векселями. В данном случае речь идет о процентах по заемным средствам, привлеченных для приобретения товаров и начисленных до даты принятия их к учету, поскольку проценты по заемным средствам, уплаченные после оприходования товаров, следует признать операционными расходами в соответствии п. 11 ПБУ 10/99 и относить на прочие расходы (то есть такие проценты с точки зрения бухгалтерского учета не признаются расходами, связанными с приобретением товаров);
-- расходы по страхованию, если таковые были понесены при приобретении товаров, например, страхование груза во время перевозки от поставщика к покупателю;
-- затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации и иные аналогичные затраты.
Остальные расходы по приобретению товаров указаны в ПБУ 5/01 как самостоятельные затраты (выделены в отдельные подпункты п. 6 ПБУ 5/01), не относящиеся к расходам по заготовке и доставке товаров (а, следовательно, и не подпадающие под особый режим учета, предусмотренный для предприятий торговли).
Причем в указанном ПБУ не применяется термин "транспортно-заготовительные расходы". Однако в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 9 июня 2001 года N 44н и разработанных на основе ПБУ 5/01, термин "расходы по заготовке и доставке" не используется, а применяется другой - "транспортно-заготовительные расходы". Несмотря на явную схожесть, эти понятия различаются, по крайней мере с точки зрения двух указанных документов. Это связано с тем, что в соответствии с Примерной номенклатуры транспортно-заготовительных расходов (ТЗР), приведенной в приложении N 2 к Методическим указаниям, к таким расходам относятся все расходы, связанные с приобретением материально-производственных запасов (частью которых являются и товары), кроме сумм, уплачиваемым поставщикам.
Вместе с тем следует отметить, что в Методических рекомендациях достаточно полно приводится оценка транспортно-заготовительных расходов в отношении организаций-производителей готовой продукции и неторговых организаций, но абсолютно не расшифровываются расходы для организаций торговли.
Вследствие применения
Минфином России законодательно неурегулированных
терминов, автор затрудняется сказать,
что имело в виду указанное
ведомство, вводя в употребление
два понятия и никак их не разграничивая.
Поэтому читателям предстоит
самим решить, какой способ учета
расходов по заготовке и доставке
товаров избрать. По мнению автора до
выхода более подробных разъяснений
следует руководствоваться
В отличие от бухгалтерского учета, для целей налогового учета прибыли покупная стоимость товаров формируется исходя из суммы, уплачиваемой в соответствии с договором поставщику (продавцу), без учета расходов по заготовке и доставке товаров.
Это следует
из формулировки ст. 320 НК РФ, согласно
которой расходы
Но даже в
случае, если организация торговли
приняла в учетной политике, составленной
для целей бухгалтерского учета,
метод учета расходов по заготовке
и доставке товаров в составе
расходов на продажу, их "бухгалтерская"
стоимость все равно, как правило,
не будет совпадать с "налоговой".
Это обусловлено наличием иных расходов,
связанных с приобретением
Прочие расходы по приобретению товаров
Кроме приведенных
выше затрат организации торговли несут
и иные расходы, непосредственно
связанные с приобретением
В отношении приведенных выше расходов правилами бухгалтерского учета не предусмотрено каких-либо особенностей (как для расходов, связанных с заготовкой и доставкой товаров) для организаций торговли, поэтому их следует учитывать в общем порядке, то есть в составе покупной стоимости товаров.
Для целей налогового учета такие расходы, наоборот, не учитываются в составе покупной стоимости, что следует из формулировки ст. 320 НК РФ, предусматривающей учет прочих расходов, связанных с приобретением товаров в составе издержек обращения. Единственным исключением являются невозмещаемые налоги, подлежащие включению в состав покупной стоимости товаров в соответствии с налоговым законодательством.
Рассмотрим подробнее, как учитываются те или расходы по приобретению товаров в бухгалтерском и налоговом учете.
Пример 1:
Торговое предприятие в январе 2002 г. приобрело по договору поставки товар на сумму 66 000 руб., включая НДС - 10 000 руб. Расходы, связанные с его приобретением, составили:
-- транспортные расходы, не включенные в цену договора -- 6000 руб., в том числе НДС - 1000 руб.;
-- консультационные услуги, связанные с приобретением товаров -- 1800 руб., в том числе НДС -- 300 руб.
Расчет покупной стоимости товаров для целей бухгалтерского учета
1. Сумма, уплачиваемая
продавцу за поставленный
60 000 руб. - 10 000 руб. = 50 000 руб.;
2. Расходы, связанные с приобретением товаров, без учета НДС:
-- транспортные расходы: 5000 руб. (6000 руб. - 1000 руб.);
-- консультационные услуги: 1500 руб. (1800 руб. - 300 руб.);
3. Покупная стоимость
товаров (фактическая
-- если учетной
политикой принято включать
50 000 руб. + 5000 руб. + 1500 руб. = 56 500 руб.;
-- если учетной
политикой принято включать
50 000 руб. + 1500 руб. = 51 500 руб.
Отражение операций на счетах бухгалтерского учета торгового предприятия
Поступление товара: