Осуществление проверок финансово-хозяйственных
операций налогоплательщиков является
главной задачей деятельности
налоговых органов, право на
реализацию которой им предоставлено
ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона РФ
«О налоговых органах Российской
Федерации». Реализация налоговыми
органами предоставленных контрольных
полномочий возможна только в
порядке, установленном НК РФ.
Детальная правовая регламентация
контрольных процедур осуществляется
посредством нормативных правовых
актов Министерства финансов
РФ.
Налоговые проверки занимают
ведущее место среди иных форм
налогового контроля. Посредством
проведения налоговой проверки
возможно сопоставление данных,
предоставленных налогоплательщиком
в налоговый орган, и тех
фактов, которые выявлены налоговым
органом. Основной целью налоговых
проверок является контроль над
соблюдением фискально-обязанными
лицами законодательства о налогах
и сборах, своевременностью и
полнотой уплаты причитающихся
обязательных платежей.
В соответствии с НК РФ субъектами,
уполномоченными проводить налоговые
проверки, выступают налоговые и
таможенные органы. Таможенные органы
полномочны, проводить налоговые
проверки только в отношении
налогов, подлежащих уплате при
перемещении товаров через таможенную
границу Российской Федерации.
Таким образом, полноправными
субъектами, обладающими всеми правами
на проведение налоговых проверок
относительно всех фискально-обязанных
лиц и по уплате всех видов налогов, выступают
исключительно налоговые органы.
Налоговым законодательством предусмотрены
следующие общие правила проведения
налоговых проверок.
Срок давности проведения налоговой
проверки составляет три календарных
года деятельности налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового
агента. Данный срок соотносится
со сроком давности привлечения
к ответственности за нарушения
законодательства о налогах и
сборах, который также равен трем
годам.
В случае возникшей у налогового
органа необходимости получения
информации о деятельности третьих
лиц, связанной с проверяемым
налогоплательщиком, допускается истребование
у этих лиц документов, имеющих
значение для выявления фактической
финансово-хозяйственной деятельности
проверяемого субъекта. Подобные
процессуальные действия называются
встречной налоговой проверкой.
Однако не следует считать
встречную проверку самостоятельным
видом налоговых проверок, поскольку
ее назначение возможно исключительно
в пределах осуществления камеральной
или выездной налоговой проверки.
Тем самым истребование документов
у третьих лиц (встречная налоговая
проверка) не имеет самостоятельного
процессуального значения и служит
одним из методов проведения
камеральной или выездной налоговой
проверки.
По общему правилу запрещается
проведение повторных выездных
налоговых проверок по одному
и тому же объекту - налогу,
подлежащему уплате или уплаченному
налогоплательщиком за ранее
проверенный отчетный период. Исключение
из этого правила составляют
два случая:
1) проведение налоговой проверки
в связи с реорганизацией или
ликвидацией организации-налогоплательщика;
2) проведение налоговой проверки
вышестоящим налоговым органом
в порядке контроля над деятельностью
налогового органа, проводившего
первичную проверку.
Гарантией соблюдения прав налогоплательщиков
при проведении налоговых проверок
служит установленный ст. 103 НК
РФ принцип недопустимости причинения
неправомерного вреда. Названный
принцип предоставляет подконтрольным
субъектам правовую защиту от
произвольных действий сотрудников
налоговых органов, осуществляющих
контрольные мероприятия. При
производстве проверок налоговое
законодательство запрещает причинение
вреда налогоплательщику, плательщику
сборов, налоговому агенту или
их представителям, а также имуществу,
находящемуся в их владении, пользовании
или распоряжении. Реализация принципа
недопустимости применения неправомерного
вреда обеспечивается посредством
возмещения убытков, причиненных
такими действиями. Неправомерными
действиями сотрудников налоговых
органов следует считать поступки,
совершенные с превышением законно
установленной компетенцией либо
при злоупотреблении предоставленными
правами.
Причиненные неправомерными действиями
убытки подлежат возмещению в
полном объеме, включая упущенную
выгоду неполученный доход), при
этом не имеет значения форма
вины, содержащейся в действиях
сотрудников налоговых органов.
Возмещение налогоплательщику неправомерно
причиненного вреда производится
за счет средств казны Российской
Федерации, казны субъекта РФ
или муниципальной казны.
В зависимости от различных критериев
выделяются следующие виды налоговых
проверок.
1. В зависимости от
характера материала, на основе
которого проводятся налоговые
проверки, они делятся на документальные,
предполагающие проверку первичных
документов, и фактические налоговые
проверки, базирующиеся не только
на проверке документов, но и
на изучении фактического состояния
проверяемых объектов (наличие денежных
средств и материальных ценностей
в натуральном виде).
2. В зависимости от
объема налоговой проверки и
решаемых в ходе нее задач
различают тематические и комплексные
налоговые проверки. Тематические
налоговые проверки проводятся
по определенному кругу вопросов
или одной теме в отношении
налогоплательщиков, они позволяют
глубоко изучить ту или иную
проблему функционирования организации-налогоплательщика,
дать сравнительный анализ состояния
дел по отдельным вопросам, выявить
и устранить типичные нарушения
и недостатки, обобщить практику
работы. Тематические проверки проводятся,
как правило, по вопросам уплаты
только прямых, или только косвенных
налогов, федеральных или региональных
и т.д. Комплексные налоговые проверки
охватывают всю совокупность направлений
деятельности организации в налоговой
сфере, используют различные приемы, способы
и методики налогового контроля. Налоговые
проверки могут быть комплексными и в
силу состава контролирующих органов,
принимающих в них участие. Обычно такие
проверки проводятся группами, в состав
которых входят специалисты различных
уполномоченных органов. Кроме того, могут
осуществляться сквозные налоговые поверки,
которые охватывают все филиалы, представительства,
отделения и головную организацию, в состав
которой они входят.
3. По степени охвата
данных в процессе налоговой
проверки различают сплошные
налоговые проверки, когда проверке
подвергаются все имеющиеся документы
и материальные ценности за
ревизуемый период, и выборочные
налоговые проверки, когда налоговому
контролю подвергается только
определенная часть документов.
4. В зависимости от
места проведения проверки и
глубины налоговой проверки выделяют
камеральные и выездные налоговые
проверки. Камеральные налоговые проверки
проводятся по месту нахождения налогового
органа на основании представленных налогоплательщиком
документов, а выездные налоговые проверки
проводятся по месту фактического нахождения
налогоплательщика, налогового агента
или плательщика сборов с изучением документов,
хранящихся у указанных лиц.
5. В зависимости от
включения в план проведения
проверок бывают плановые и
внеплановые налоговые проверки
(проверки, которые проводятся при
ликвидации или реорганизации
организаций-налогоплательщиков; повторные
налоговые проверки, проводимые
вышестоящими налоговыми органами).
2.2 Объект
и предмет налоговой проверки
В качестве объекта налоговой
проверки можно определить действия
(бездействие) проверяемого лица
по надлежащему учету и совершению
операций с объектами налогообложения,
соблюдению порядка уплаты налогов
и сборов, правомерному использованию
налоговых льгот и т.д.; а в
качестве предмета налоговой
проверки выступают документальные,
вещественные (предметы) и цифровые
носители информации о совершенных
налогоплательщиком операциях, т.е.
договоры, документы бухгалтерского
учета, отчеты, сметы, платежные
документы, декларации и т.д.
Такое понимание предметов налоговых
проверок вполне соответствует
контексту самого Налогового кодекса
РФ.
Наиболее значимыми предметами
налоговой проверки являются
документы бухгалтерского учета
и налоговые декларации, которые
должны быть оформлены в соответствии
с требованиями, устанавливаемыми
для соответствующего вида документов
нормативными актами.
Документы бухгалтерского учета – это
носители информации в письменном виде,
имеющие установленные реквизиты, фиксирующие
наличие материальных ценностей и совершаемые
хозяйственные операции с имуществом
и денежными средствами. Требования к
оформлению бухгалтерской документации
и регистрам бухгалтерского учета устанавливаются
положениями (стандартами) по бухгалтерскому
учету, Федеральным законом от 21 ноября
1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и
рядом других нормативных актов.
Налоговая декларация — официальное заявление
налогоплательщика о полученных им за
определенный период доходах и распространяющихся
на них налоговых скидках и льготах. На
основе налоговой декларации и действующих
налоговых ставок налоговый орган осуществляет
контроль над величиной налога, подлежащего
уплате.
2.3 Этапы
проведения и участники налоговых
проверок
При проведении налоговых проверок
можно выделить следующие этапы:
1) Подготовка
к проведению налоговой проверки,
включающая изучение дела налогоплательщика,
т.е. документов, имеющихся у налоговых
органов (деклараций, балансов, отчетов,
расчетов по налогам и т.д.);
2)
Проведение налоговой проверки;
3)
Оформление результатов налоговой
проверки
Участники налоговых проверок
– это лица, которые в соответствии
с Налоговым кодексом РФ наделены
полномочиями либо имеют права
и обязанности при совершении
действий в ходе осуществления
налоговой проверки.
По функциональному
критерию участников налоговой проверки
можно подразделить на следующие
группы:
-Субъекты,
осуществляющие налоговую проверку,
- уполномоченные органы: налоговые
органы;
-Субъекты,
деятельность которых проверяется
в ходе налоговой проверки: налогоплательщики,
налоговые агенты, плательщики сборов,
банки;
-Субъекты,
которые могут быть привлечены
к участию в налоговой проверке:
эксперты, переводчики, специалисты,
свидетели, понятые.
ГЛАВА 3.Порядок
проведения налоговых проверок
Началом проведения налоговой
проверки считается момент вручения
налогоплательщику (налоговому агенту)
предписания. Должностные лица
органа налоговой службы, проводящие
налоговую проверку, обязаны предъявить
налогоплательщику (налоговому агенту)
служебное удостоверение. Должностным
лицом органа налоговой службы,
проводящим налоговую проверку,
за исключением рейдовых проверок,
налогоплательщику вручается подлинник
предписания. В копии предписания
ставится отметка налогоплательщика
(налогового агента) об ознакомлении
и получении предписания. При
проведении рейдовых проверок
налогоплательщику предъявляется
подлинник предписания для ознакомления
и вручается его копия. В
подлиннике ставится отметка
об его ознакомлении с предписанием
и получении копии. Отказ налогоплательщика
(налогового агента) от получения
предписания не является основанием
для отмены налоговой проверки.
В период осуществления налоговых
проверок не допускается внесение
налогоплательщиком изменений и
дополнений в налоговую отчетность
проверяемого налогового периода.
Налогоплательщик обязан допустить
должностных лиц органа налоговой
службы, проводящих налоговую проверку,
на территорию или в помещения
(кроме жилых помещений), используемые
для извлечения доходов, либо
на объекты налогообложения и
объекты, связанные с налогообложением,
для обследования.