Налоговый контроль. Проверки и порядок проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением фискально-обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, являющуюся одним из этапов налогообложения. В широком смысле налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды).

В соответствии с законодательством налоговый контроль в РФ осуществляют следующие органы: налоговые органы; таможенные органы; органы государственных внебюджетных фондов. В соответствии со ст. 82 НК РФ должностные лица таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов наделены контрольными полномочиями в сфере налогообложения в пределах своей компетенции:
таможенные органы - за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ;
органы государственных внебюджетных фондов - за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие государственные внебюджетные фонды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.Понятие и значения налогового контроля…………………………...5
Основные элементы, цели, субъекты, объекты и виды налогового контроля……………………………………………………………………….5
Методы и формы налогового контроля……………………….……………12

ГЛАВА 2. Налоговые проверки………………………………………………...15

2.1 Понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок……...15

2.2 Объект и предмет налоговой проверки…………………………………….19

2.3 Этапы проведения и участники налоговых проверок……………………..20

ГЛАВА 3.Порядок проведения налоговых проверок.………………………...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...27

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ НАЛОГИ.docx

— 45.97 Кб (Скачать)

                -Последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль отличается углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного текущего контроля. Принимая во внимание цикличность налогообложения, самым распространенным следует признать именно последующий налоговый контроль, который проводится по окончании определенного отчетного периода. Этот контроль осуществляется, прежде всего, методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки.

               2. По объекту налоговый контроль можно разделить на комплексный и тематический:

                -Комплексная проверка охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.

                -Тематическая проверка, как правило, охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов. Например, в судебной практике тематической была признана проверка по вопросу правомерности применения льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость.

                  3. По характеру контрольных мероприятий налоговый контроль подразделяется на плановый и внеплановый (внезапный):

                   Плановый контроль подчинен определенному планированию.                              Внеплановый (внезапный) осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

                  4. Кроме этого, налоговый контроль можно также определить как сплошной и выборочный:

                  Сплошной налоговый контроль основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета. Выборочный налоговый контроль предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Однако если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия провести сплошную проверку.

                  5. Также налоговый контроль подразделяется на камеральный и выездной:

                Камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа. Выездными - проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.

                Выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Проверки непосредственно на предприятиях способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков налогов. Однако такой контроль не может быть преобладающим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число состоящих на учете налогоплательщиков. Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

                6. Принимая во внимание источники данных, предлагается классифицировать налоговый контроль на документальный и фактический:

              Документальный контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в первичных документах. При помощи фактического контроля достигается всестороннее исследование деятельности предприятия и полноценности первичных документов.

              Изучение действующего законодательства позволяет констатировать, что налоговые органы теперь наделены полномочиями по осуществлению налогового контроля с использованием различных методов. Видимо, поэтому налоговые органы, прежде осуществлявшие преимущественно документальный контроль, последнее время все чаще прибегают к контролю фактическому.

              7. В зависимости от субъектов налогового контроля его можно подразделить на:

· контроль налоговых органов,

· контроль таможенных органов,

· контроль органов государственных внебюджетных фондов,

· контроль финансовых органов,

· контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.

              8. Налоговый контроль подразделяется также на обязательный и необязательный (инициативный).

             По общему правилу налоговый контроль не является обязательным, т.е. налоговые органы вправе не проверять налогоплательщика сколько угодно долго. Тем не менее, в отдельных случаях он неизбежен. Так, налоговый инспектор обязан осуществить проверку наличия у индивидуального предпринимателя декларации за отчетный период и подтверждения уплаты налога при снятии его с налогового учета в случае прекращения деятельности. При снятии с учета организации в связи с ее ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость структурные подразделения налоговой инспекции, осуществляющие контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет, в обязательном порядке проводят камеральную и выездную налоговые проверки.

                   9. По периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный и повторный.

                 Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период. Согласно ст. 87 НК РФ проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок запрещается, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля над деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

                 10. Наконец, отдельные специалисты стали выделять такой вид, как внутренний налоговый контроль, осуществляемый руководителем или налоговым экспертом организации-налогоплательщика. В качестве его целей определяются: аккуратное ведение финансовых документов; своевременное и правильное заполнение всех регистров налоговой отчетности, деклараций и промежуточных расчетов налоговых платежей, книг покупок-продаж для расчетов налога на добавленную стоимость, справок по авансовым платежам налога на прибыль и т.п.; защищенность активов предприятия; обеспечение достоверности бухгалтерского учета. 

1.2. Методы  и формы налогового контроля

                   Под методом налогового контроля  понимаются специфические способы  и приемы, которые, в свою очередь,  различаются в зависимости от  того, является ли налоговый контроль  документальным или фактическим.

Что касается метода налогового контроля, то он включает:

                1. Применительно к документальному  налоговому контролю выделяются  следующие приемы:

· формальная, логическая и арифметическая проверка документов;

· юридическая  оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;

· встречная  проверка;

· оценка правильности отражения данных первичного учета в бухгалтерских проводках;

· экономический  анализ.

               2. Фактический налоговый контроль  предусматривает использование  таких способов, как:

· учет налогоплательщиков,

· исследование документов,

· получение  объяснений (допрос свидетелей),

· осмотр помещений (территорий) и предметов,

· инвентаризация,

· сопоставление  данных о расходах физических лиц  и их доходах,

· экспертиза и экстраполяция.

            Последняя основывается на праве  налоговых органов определять  суммы налогов, подлежащие внесению  налогоплательщиками в бюджет (государственные  внебюджетные фонды), расчетным путем  на основании имеющейся у них  информации о налогоплательщике,  а также данных об иных аналогичных  налогоплательщиках.

             Во многом эффективность налогового  контроля зависит от правильного  выбора форм, методов, способов (приемов)  и видов налогового контроля. Оптимальные их сочетания, которые  позволяют с наименьшими усилиями  достигать наилучших результатов  при осуществлении налогового  контроля, как правило, находят  свое закрепление в соответствующих  методиках. Некоторые из них  облекаются в форму ведомственных  нормативных правовых актов, методических  рекомендаций (указаний). В своей  совокупности они и составляют  методическую основу налогового  контроля. В этой связи следует  отметить, что успех контрольной  деятельности в сфере налогообложения  во многом зависит от качества  методик, рекомендуемых для использования  должностными лицами налоговых  органов.

               Форма налогового контроля - это  способ конкретного выражения  и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля  можно понимать и отдельные  аспекты проявления сущности  контроля в зависимости от  времени проведения контрольных  мероприятий.

               Основными формами налогового  контроля являются:

- проверки;

- получение  объяснений налогоплательщиков, налоговых  агентов и плательщиков сборов;

- проверки  данных учета и отчетности;

- осмотр  помещений и территорий, используемых  для извлечения дохода (прибыли).

             Контроль над деятельностью налогоплательщиков  может осуществляться и в иных  формах, предусмотренных НК РФ.

             Формы налогового контроля имеют  большое значение, поскольку от  правильного выбора контролирующими  субъектами конкретных действий  и процедур зависит достижение  конечного результата и эффективность  контроля. С другой стороны, адекватное  применение приемов и способов  налогового контроля гарантирует  соблюдение прав и законных  интересов подконтрольных субъектов,  позволяет не препятствовать  нормальному функционированию их  финансово-хозяйственной деятельности.

             Наличие у налогового контроля  разнообразных целей и задач  обусловливает и дифференцированные  подходы к их решению, т.  е. необходимость использования  тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового  состояния подконтрольных субъектов.  Применение определенной формы  зависит и от других факторов: правового положения и особенностей  деятельности контролирующих органов;  объектов контроля; оснований возникновения  налогово-контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского  учета; финансово-правового режима  доходов и расходов подконтрольного  субъекта и т. д. 

ГЛАВА 2. Налоговые проверки

2.1 Понятие,  виды и общие правила проведения  налоговых проверок

             Налоговая проверка - это основная  форма налогового контроля, представляющая  собой комплекс процессуальных  действий уполномоченных органов  по контролю над соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Информация о работе Налоговый контроль. Проверки и порядок проведения