Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Обеспечение экономических интересов и экономической безопасности государства зависит от своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему. Своевременность и полнота поступлений налогов и сборов в бюджетную систему обеспечивается за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, т.е. благодаря высокой эффективности налогового контроля.
Налоговый контроль – является ведущим механизмом налогового администрирования, поэтому повышение качества налогового администрирования является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
Часть I. Сущность, формы и методы налогового контроля…………….3
1.1.Сущность и принципы налогового контроля………………………..3
1.2.Формы и методы налогового контроля……………………………...7
1.3.Учет налогоплательщиков как первичная форма
налогового контроля…………………………………………………….10
1.4.Организация и проведение камеральных налоговых проверок.....11
1.5.Организация и проведение выездных налоговых проверок……...14
Часть II. Налоговые правонарушения и виды
ответственности за их совершение……………………………………....21
Заключение………………………………………………………………..25
Приложение №1…………………………………………………………..27
Приложение №2…………………………………………………………..28
Приложение №3…………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по налогам.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

     В НК РФ определение выездной налоговой  проверки отсутствует, однако из описания ее процедуры можно сделать заключение, что это проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты одного или нескольких налогов, проводимая по месту нахождения налогоплательщика, в ходе которой сведения, указанные в налоговых декларациях, проверяются путем изучения и анализа первичных бухгалтерских документов предприятия, а также на основе изучения фактического состояния объектов налогообложения.

     Основные  признаки выездной налоговой  проверки:

  1. проверка (по общему правилу) проводится на территории проверяемого налогоплательщика (это следует из текста п.1 ст.89 НК РФ); в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа;
  2. решение о проведении проверки принимает руководитель (или заместитель руководителя) налогового органа. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/891@ «Об утверждении форм документов, при проведении и оформлении налоговых проверок…»;
  3. в ходе проверки может проверяться один или более налогов и сборов (в том числе и вся совокупность налогов, уплачиваемых проверяемым лицом).
  4. В целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, должностное лицо налогового органа вправе: проводить инвентаризацию имущества; производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов; привлекать экспертов, специалистов; истребовать необходимые для проверки документы; изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, а также проводить проверку денежного оборота и денежных документов. Процедура совершения указанных действий в ходе налоговых проверок регламентирована в ст.90-98 НК РФ.

     В  приказе ФНС РФ от 14.10.08 №ММ-3-2/467@ приведены обстоятельства, которые могут послужить основанием для проведения выездной проверки.

     Так, например, может быть проведена выездная проверка, если налоговый орган установит, что:

  • налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
  • бухгалтерская или налоговая отчетность на протяжении нескольких налоговых период содержит убытки;
  • налоговая отчетность содержит значительные суммы налоговых вычетов за определенный период;
  • темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  • уровень рентабельности по данным бухгалтерской отчетности значительно отклоняется от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
  • финансово-хозяйственная деятельность ведется с высоким налоговым риском.

     Важно отметить, что с 30 мая 2007 г. приказом ФНС России утверждена Концепция  системы планирования выездных налоговых проверок, согласно которой планирование выездных налоговых проверок  -  это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Перечень этих критериев стал общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

     В соответствии с новым подходом к  организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

     Налоговым кодексом РФ установлен ряд ограничений на проведение выездных налоговых проверок:

  1. по проверяемому периоду. Согласно п.4 ст.89 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года  деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих году проведения проверки. С 2007 г. налоговые органы не вправе  проверять налоговые периоды текущего календарного года.
  2. по продолжительности проверки. Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях и до шести (п.6 ст.89 НК РФ).

     Налоговый орган не вправе  проводить две  и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же календарный период. В отдельных случаях налоговые органы вправе повторно проверить один и тот же налог за один и тот же период. Такое допускается в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика, а также в случае проведения проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

     По  окончании выездной проверки руководитель проверяющей группы составляет справку  о проведенной проверке, в которой  фиксируется предмет проверки и  сроки ее проведения. В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке составляется акт проверки, подписываемый проверяющими и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это обстоятельство также отражается в акте.

     В акте указываются документально  подтвержденные факты налоговых  правонарушений или отсутствие таковых, а так же выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

     Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых оставляется на хранение в налоговом органе, другой вручается руководителю проверяемой организации. В случае участия в проверке сотрудника правоохранительных органов для них составляется третий экземпляр акта.

     Акт вручается руководителю организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

     В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, отраженными в  акте, налогоплательщик вправе в течение 15 дней со дня получения акта представить  в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или его отдельным положениям. При этом налогоплательщик может приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

     Акт выездной налоговой проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего выездную налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней после истечения 15 дней с того дня, когда налогоплательщик получил акт выездной налоговой проверки.

     По  результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

    1. о привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    2. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

     Решение о привлечение (об отказе в привлечение) к ответственности за совершение налогового правонарушения составляется в одном экземпляре, при этом копия решения передается проверяемому лицу, а также в правоохранительный орган в случае его участия в налоговой проверке.

     В решении налогового органа о привлечении (об отказе от привлечения) излагаются обстоятельства совершенного налогового правонарушения, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства; указываются размер выявленной недоимки по каждому налогу и суммы начисленных пеней, а также подлежащий уплате штраф; приводятся ссылки на статьи Налогового Кодекса, предусматривающие меры ответственности за конкретные правонарушения. В решении указывается срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.  Решение ступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику либо его представителю под расписку или иным способом.

     В течение 10 дней с даты вступления в силу решения налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога (недоимки), а также пеней и штрафа.  Требование об уплате налога, пеней и штрафа должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если иной, более продолжительный период не указан в требовании.

     Требование  по установленной форме вручается  под расписку лично руководителю организации или индивидуальному  предпринимателю или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения, в том числе и по почте заказным письмом, которое считается полученным по истечении шести дней с даты его отправления.

     По  выявленным нарушениям, за которые  налогоплательщик подлежит привлечению  к административной ответственности, должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении, исполнение которого производится в соответствии с законодательством об административных правонарушений.  

Часть II. Налоговые правонарушения и виды ответственности за их совершение.

      Налоговое правонарушение является основанием для  привлечения к налоговой ответственности, которая характеризуется следующими моментами:

  • субъектами налоговой ответственности являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и иные обязанные лица;
  • ответственность состоит в применении к нарушителю специальных санкций (финансовая – пеня, налоговая – штрафы);
  • к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах привлекаются налоговые и таможенные органы и их должностные лица.

     Субъектом налогового правонарушения могут быть физические лица и организации. Физические лица могут быть признаны субъектами правонарушения только по достижении 16-летнего возраста и при условии их вменяемости.

     Основанием  для привлечения к ответственности  является факт совершения налогового правонарушения. Должны быть установлены  все элементы состава правонарушения, образующие объективную и субъективную стороны, а также свидетельствующие о наличии объекта и субъекта конкретного правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов исключает привлечение лица к ответственности.

     Виновным  в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

     Налоговое правонарушение признается совершенным  умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих  действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

     Налоговое правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера  своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

      Невыполнение  или ненадлежащие выполнение налогоплательщиком возложенных на него обязанностей образует соответствующий состав налогового правонарушения.

     Согласно  ст.106 НК РФ налоговым правонарушением  признается виновно совершенное  противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, за которое НК РФ установлена ответственность.

     В ст.109 НК РФ приведены обстоятельства, исключающие возможность привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    • отсутствие события налогового правонарушения;
    • отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
    • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста;
    • истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Информация о работе Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства