Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:27, контрольная работа
Обеспечение экономических интересов и экономической безопасности государства зависит от своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему. Своевременность и полнота поступлений налогов и сборов в бюджетную систему обеспечивается за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, т.е. благодаря высокой эффективности налогового контроля.
Налоговый контроль – является ведущим механизмом налогового администрирования, поэтому повышение качества налогового администрирования является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.
Введение……………………………………………………………………..2
Часть I. Сущность, формы и методы налогового контроля…………….3
1.1.Сущность и принципы налогового контроля………………………..3
1.2.Формы и методы налогового контроля……………………………...7
1.3.Учет налогоплательщиков как первичная форма
налогового контроля…………………………………………………….10
1.4.Организация и проведение камеральных налоговых проверок.....11
1.5.Организация и проведение выездных налоговых проверок……...14
Часть II. Налоговые правонарушения и виды
ответственности за их совершение……………………………………....21
Заключение………………………………………………………………..25
Приложение №1…………………………………………………………..27
Приложение №2…………………………………………………………..28
Приложение №3…………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….30
Налоговый контроль в зависимости от характера его проведения подразделяют на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный налоговый контроль проводится до наступления отчетного (налогового) периода в связи с заявлением налогоплательщика об изменении сроков уплаты налогов (отсрочки, рассрочки либо предоставления инвестиционного налогового кредита).
Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного (налогового) периода и связан с контролем за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов. Текущий налоговый контроль носит оперативный характер и проводится в основном в виде камеральных налоговых проверок.
Последующий налоговый контроль проводится после исчисления срока исполнения обязанности по уплате налогов, т.е. по окончании отчетного (налогового) периода.
В зависимости от характеристики проверяемых лиц выделяют налоговый контроль:
В
зависимости от степени
охвата деятельности
проверяемого лица выделяют комплексный
и тематический налоговый контроль.
Комплексный налоговый контроль проводится
по всем видам деятельности налогоплательщика
за определенный период времени. Тематический
налоговый контроль проводится по отдельным
видам деятельности налогоплательщиков
и (или) по уплате определенных налогов.
1.3. Учет налогоплательщиков как первичная форма налогового контроля.
В
целях осуществления
Осуществление учета налогоплательщиков является важнейшей функцией деятельности налоговых органов. Без постановки на налоговый учет налоговые органы не имеют реальной возможности осуществлять в отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля.
Основы
налогового регулирования постановки
на налоговый учет определены в ст.83-86
НК РФ и в постановлении
Учет налогоплательщиков является основой для ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) и осуществления документооборота по уплате налогов и сборов. При постановке на учет налогоплательщику присваивается идентификационный номер (ИНН) и его вносят в ЕГРН. Этот номер указывается на всех отчетных документах, декларациях, которые представляются налогоплательщиком налоговому органу.
Постановка на учет организаций и ИП по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Постановка на учет, внесение сведений в ЕГРН производится в течение пяти дней с момента получения указанных выше сведений или заявления физического лица.
За
нарушение порядка постановки на
учет в налоговом органе установлена
ответственность в соответствии
с налоговым законодательством.
1.4.Организация и проведение камеральных налоговых проверок.
Камеральная налоговая проверка (КНП) является наиболее массовым видом проверок и практически всеобъемлющей формой налогового контроля. Охват налогоплательщиков при этом почти 100%-ый.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком (в ходе КНП используются формы бухгалтерской отчетности, которые представляются в налоговую инспекцию в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и со ст.23 НК РФ), а также других документах о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Однако все эти документы являются не объектами камеральных проверок, а источниками информации для проверки данных, указанных налогоплательщиком в налоговых декларациях.
Согласно ст.88 НК РФ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Специального решения руководителя налогового органа для ее проведения не требуется. В НК РФ не предусмотрено информировать налогоплательщика о начале камеральной налоговой проверке. О ходе КНП налогоплательщик узнает только в том случае, если в процессе налогового контроля были выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между содержащимися в них сведениями.
В процессе камеральной налоговой проверки осуществляется:
Конкретный
период, который может быть охвачен
камеральной налоговой
Камеральные налоговые проверки проводятся в следующем порядке.
На первом этапе сотрудники налогового органа осуществляют проверку своевременности и полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности.
На втором этапе КНП сотрудники налогового органа подвергают визуальному контролю все полученные документы на наличие ряда обязательных реквизитов:
В
случаях отсутствия в представленных
налоговых декларациях и
На третьем этапе осуществляется проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджетную систему.
На четвертом этапе сотрудники налоговых органов осуществляют проверку обоснованности применяемых налогоплательщиком ставок налога, правомерности использования льгот по налогу и их соответствие действующему налоговому законодательству. Для этих целей при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
Основным (пятым) этапом камеральной налоговой проверки является проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы посредством камерального анализа. С этой целью в отделе КНП проводится:
Если
камеральной налоговой
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
Лицо, проводящее КНП, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если по результатам рассмотрения все же будет установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Порядок
оформления результатов проверки с
1 января 2007 г. аналогичен выездным налоговым
проверкам (будет рассмотрен далее).
1.5.Организация и проведение выездных налоговых проверок.
Выездная налоговая проверка является наиболее эффективной формой налогового контроля, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда представляются налогоплательщиками в налоговые органы в ходе проведения камерального контроля. Как показывает практика, удельный вес дополнительно начисленных в ходе выездных проверок сумм налогов и финансовых санкций составляет 70% сумм, дополнительно начисленных в результате всей контрольной работы налоговых органов.
Выездная налоговая проверка одновременно является и наиболее трудоемкой проверкой, требующей больших затрат рабочего времени сотрудников и высокого уровня их квалификации. В связи с этим ее проведение целесообразно в первую очередь в тех случаях, когда затраты на ее проведение многократно перекрываются суммами дополнительно начисленных налогоплательщику налогов.
В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами одновременно решаются несколько задач, наиболее важными из которых являются:
При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законности интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщиков максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.
Право налоговых органов проводить выездные налоговые проверки имеет и определенный психологический эффект, стимулирующий организации более аккуратно и тщательно относиться к вопросам исчисления и уплаты налогов.
Так, за 9 мес.2009 г. в государственную казну взыскано и поступило дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы в сумме 148 млрд. руб., что на 1 273 млн. руб. больше, чем за тот же период прошлого года.
Информация о работе Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства