Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Обеспечение экономических интересов и экономической безопасности государства зависит от своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему. Своевременность и полнота поступлений налогов и сборов в бюджетную систему обеспечивается за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, т.е. благодаря высокой эффективности налогового контроля.
Налоговый контроль – является ведущим механизмом налогового администрирования, поэтому повышение качества налогового администрирования является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
Часть I. Сущность, формы и методы налогового контроля…………….3
1.1.Сущность и принципы налогового контроля………………………..3
1.2.Формы и методы налогового контроля……………………………...7
1.3.Учет налогоплательщиков как первичная форма
налогового контроля…………………………………………………….10
1.4.Организация и проведение камеральных налоговых проверок.....11
1.5.Организация и проведение выездных налоговых проверок……...14
Часть II. Налоговые правонарушения и виды
ответственности за их совершение……………………………………....21
Заключение………………………………………………………………..25
Приложение №1…………………………………………………………..27
Приложение №2…………………………………………………………..28
Приложение №3…………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по налогам.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

     Налоговый контроль в зависимости от характера его проведения подразделяют на предварительный, текущий и последующий.

     Предварительный налоговый контроль проводится до наступления  отчетного (налогового) периода в  связи с заявлением налогоплательщика  об изменении сроков уплаты налогов (отсрочки, рассрочки либо предоставления инвестиционного налогового кредита).

     Текущий налоговый контроль проводится во время  отчетного (налогового) периода и  связан с контролем за правильностью  исчисления и своевременностью уплаты налогов. Текущий налоговый контроль носит оперативный характер и проводится в основном в виде камеральных налоговых проверок.

     Последующий налоговый контроль проводится после  исчисления срока исполнения обязанности по уплате налогов, т.е. по окончании отчетного (налогового) периода.

     В зависимости от характеристики проверяемых лиц выделяют налоговый контроль:

  • организаций;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

     В зависимости от степени охвата деятельности проверяемого лица выделяют комплексный и тематический налоговый контроль. Комплексный налоговый контроль проводится по всем видам деятельности налогоплательщика за определенный период времени. Тематический налоговый контроль проводится по отдельным видам деятельности налогоплательщиков и (или) по уплате определенных налогов.  
 

1.3. Учет  налогоплательщиков как первичная форма налогового контроля.

      В целях осуществления действенного налогового контроля введена обязательная для налогоплательщиков постановка на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиалов и представительств, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

      Осуществление учета налогоплательщиков является важнейшей функцией деятельности налоговых органов. Без постановки на налоговый учет налоговые органы не имеют реальной возможности осуществлять в отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля.

      Основы  налогового регулирования постановки на налоговый учет определены в ст.83-86 НК РФ и в постановлении Правительства  РФ от 10 марта 1999 г. «О порядке ведения  единого государственного реестра налогоплательщиков».

      Учет  налогоплательщиков является основой для ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) и осуществления документооборота по уплате налогов и сборов. При постановке на учет налогоплательщику присваивается идентификационный номер (ИНН) и его вносят в ЕГРН. Этот номер указывается на всех отчетных документах, декларациях, которые представляются налогоплательщиком налоговому органу.

      Постановка  на учет организаций и ИП по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

      Постановка  на учет, внесение сведений в ЕГРН производится в течение пяти дней с момента  получения указанных выше сведений или заявления физического лица.

      За  нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе установлена  ответственность в соответствии с налоговым законодательством.  

1.4.Организация  и проведение камеральных  налоговых проверок.

      Камеральная налоговая проверка (КНП) является наиболее массовым видом проверок и практически всеобъемлющей формой налогового контроля. Охват налогоплательщиков при этом почти 100%-ый.

      Камеральная налоговая проверка проводится по месту  нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком (в ходе КНП используются формы бухгалтерской отчетности, которые представляются в налоговую инспекцию в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и со ст.23 НК РФ), а также других документах о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Однако все эти документы являются не объектами камеральных проверок, а источниками информации для проверки данных, указанных налогоплательщиком в налоговых декларациях.

      Согласно ст.88 НК РФ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Специального решения руководителя налогового органа для ее проведения не требуется. В НК РФ не предусмотрено информировать налогоплательщика о начале камеральной налоговой проверке. О ходе КНП налогоплательщик узнает только в том случае, если в процессе налогового контроля были выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между содержащимися в них сведениями.

      В процессе камеральной налоговой проверки осуществляется:

  • контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах;
  • выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
  • подготовка аналитической информации для отбора объектов проведения выездной налоговой проверки;
  • привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение налоговых правонарушений.

     Конкретный  период, который может быть охвачен  камеральной налоговой проверкой, в НК РФ не определен. Однако из ст.88 НК РФ следует, что камеральная налоговая  проверка может проводиться только на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларацией за период, охваченный декларацией.

     Камеральные налоговые проверки проводятся в  следующем порядке.

     На  первом этапе сотрудники налогового органа осуществляют проверку своевременности и полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности.

     На  втором этапе КНП сотрудники налогового органа подвергают визуальному контролю все полученные документы на наличие ряда обязательных реквизитов:

  • полного наименования (ФИО физического лица, даты его рождения) налогоплательщика;
  • идентификационного номера налогоплательщика;
  • кода причины постановки на учет (для юридических лиц);
  • периода, за который представляются налоговые декларации и бухгалтерская отчетность;
  • подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя.

     В случаях отсутствия в представленных налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из вышеуказанных реквизитов сотрудник отдела по работе с налогоплательщиками должен в устной форме предупредить налогоплательщика или его представителя об этом и предложить внести необходимые изменения.

     На  третьем этапе осуществляется проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджетную систему.

     На  четвертом этапе сотрудники налоговых органов осуществляют проверку обоснованности применяемых налогоплательщиком ставок налога, правомерности использования льгот по налогу и их соответствие действующему налоговому законодательству. Для этих целей при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

     Основным (пятым) этапом камеральной налоговой проверки является проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы посредством камерального анализа. С этой целью в отделе КНП проводится:

  • анализ сопоставимости показателей налоговой отчетности отчетного периода с аналогичными показателями предшествующего периода;
  • сопоставление отчетных данных проверяемой декларации с другими формами отчетности;
  • оценка достоверности отраженной в отчетности информации на основе имеющейся у налогового органа информации о деятельности налогоплательщика;
  • сравнительный анализ динамики показателей налоговой отчетности и уровня потребления налогоплательщиком топливных, энергетических и других видов ресурсов;
  • сопоставление данных отчетности с данными аналогичных по виду экономической деятельности и размерам оборота налогоплательщиков.

     Если  камеральной налоговой проверкой  выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием предъявить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

     Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган  пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

     Лицо, проводящее КНП, обязано рассмотреть  представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если по результатам рассмотрения все же будет установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

     Порядок оформления результатов проверки с 1 января 2007 г. аналогичен выездным налоговым  проверкам (будет рассмотрен далее).  

1.5.Организация  и проведение выездных  налоговых проверок.

     Выездная  налоговая проверка является наиболее эффективной формой налогового контроля, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые  не всегда представляются налогоплательщиками в налоговые органы в ходе проведения камерального контроля. Как показывает практика, удельный вес дополнительно начисленных в ходе выездных проверок сумм налогов и финансовых санкций составляет 70% сумм, дополнительно начисленных в результате всей контрольной работы налоговых органов.

     Выездная  налоговая проверка одновременно является и наиболее трудоемкой проверкой, требующей  больших затрат рабочего времени  сотрудников и высокого уровня их квалификации. В связи с этим ее проведение целесообразно в первую очередь в тех случаях, когда затраты на ее проведение многократно перекрываются суммами дополнительно начисленных налогоплательщику налогов.

     В результате проведения  выездных налоговых  проверок налоговыми органами одновременно решаются несколько задач, наиболее важными из которых являются:

  • выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • предупреждение налоговых правонарушений.

     При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законности интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщиков максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

     Право налоговых органов проводить выездные налоговые проверки имеет и определенный психологический эффект, стимулирующий организации более аккуратно и тщательно относиться к вопросам исчисления и уплаты налогов.

     Так, за 9 мес.2009 г. в государственную казну  взыскано и поступило дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы в сумме 148 млрд. руб., что на  1 273 млн. руб. больше, чем за тот же период прошлого года.

Информация о работе Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства