Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Обеспечение экономических интересов и экономической безопасности государства зависит от своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему. Своевременность и полнота поступлений налогов и сборов в бюджетную систему обеспечивается за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, т.е. благодаря высокой эффективности налогового контроля.
Налоговый контроль – является ведущим механизмом налогового администрирования, поэтому повышение качества налогового администрирования является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
Часть I. Сущность, формы и методы налогового контроля…………….3
1.1.Сущность и принципы налогового контроля………………………..3
1.2.Формы и методы налогового контроля……………………………...7
1.3.Учет налогоплательщиков как первичная форма
налогового контроля…………………………………………………….10
1.4.Организация и проведение камеральных налоговых проверок.....11
1.5.Организация и проведение выездных налоговых проверок……...14
Часть II. Налоговые правонарушения и виды
ответственности за их совершение……………………………………....21
Заключение………………………………………………………………..25
Приложение №1…………………………………………………………..27
Приложение №2…………………………………………………………..28
Приложение №3…………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по налогам.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Введение

     Обеспечение экономических интересов и экономической  безопасности государства зависит  от своевременного и полного поступления  налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему. Своевременность  и полнота поступлений налогов  и сборов в бюджетную систему обеспечивается за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, т.е. благодаря высокой эффективности налогового контроля.

     Налоговый контроль – является ведущим механизмом налогового администрирования, поэтому повышение качества налогового администрирования является одним из условий  эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

     Налоговый контроль призван способствовать  созданию рациональной системы налогообложения  и достижению такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при которых минимизируются нарушения законодательства о налогах и сборах.

     Именно  поэтому в последние годы основное внимание властей в рамках совершенствования налоговой системы отводится вопросам повышения качества налогового администрирования. С 2007 г. на практике реализуются существенные изменения, предусмотренные Федеральным Законом от 27 июля 2006г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».  

     Все выше изложенное обусловливает актуальность темы настоящей работы.

     Цель  данной работы - раскрыть сущность налогового контроля,  обосновать его необходимость для  создания рациональной системы налогообложения, а также изучить виды ответственности за налоговые правонарушения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность принципов, методов и форм налогового контроля, дать характеристику камеральных и выездных налоговых проверок, более подробно изучить порядок их организации и проведения, а также показать актуальность проблемы нарушения налогового законодательства и, руководствуясь нормативными документами, изучить виды ответственности за совершения налоговых правонарушений. 

Часть I. Сущность, формы и методы налогового контроля.

1.1. Сущность и принципы  налогового контроля.

      Государственный  налоговый контрольэто система мероприятий по проверки законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых резервов в бюджет и улучшению налоговой дисциплины; совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесение налогов в бюджет.

      Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым  условием существования эффективной  налоговой системы; обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые  наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения. Налоговый контроль – завершающая стадия управления налогообложением, один из элементов методики планирования налоговых доходов бюджета.  Двойственная природа налогового контроля обусловлена тем, что, с одной стороны, он является формой организации контролирующей роли налогов – возможности количественного отражения  налоговых поступлений, их сопоставления с потребностями государства, выявления необходимости изменений налогового законодательства. С другой стороны, налоги – это принудительные денежные отношения, налоговый контроль со стороны государства является объективной необходимостью для существования налогов, т.е. контроль внутренне присущ данной экономической категории, необходим для того, чтобы налоги могли в полной мере выполнять свою фискальную функцию – образование денежных фондов государства.

      Основная  цель налогового контроля – обеспечение  исполнения налогового законодательства налогоплательщиками, налоговыми агентами и другими субъектами налоговых правоотношений. С ней сопряжены другие цели налогового контроля:

  • выявление налоговых правонарушений и преступлений и привлечение к ответственности виновных лиц;
  • предупреждение налоговых правонарушений и преступлений в будущем;
  • обеспечение неотвратимости наступления ответственности за налоговые правонарушения.

     Организация налогового контроля  является в  значительной степени определяющим фактором повышения уровня налоговых  поступлений в бюджетную систему  государства.

     Но  следует отметить, что эффективность налогового контроля характеризуется не только уровнем поступления налогов и сборов в бюджетную систему, но и полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, снижением недоимок и задолженности по налогам, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия налоговых  органов.  

     Объектом  налогового контроля являются действия налогоплательщиков, плательщиков сборов по исчислению и уплате (удержанию и перечислению в качестве налоговых агентов) налогов и сборов.

     Предметом налогового контроля являются бухгалтерские книги, отчетность налоговые декларации, договоры, приказы, иные документы, так или иначе связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, выполнением иных прав и обязанностей в сфере налогообложения, а также в отдельных случаях – территории и помещения налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый контроль.

     В качестве субъектов налогового контроля выступают налоговые органы и в отдельных случаях таможенные органы.

     Содержание налогового контроля включает:

  • проверку выполнения организациями и физическими лицами обязанностей по исчислению и уплате налогов;
  • проверку постановки на налоговый учет организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • проверку правильности ведения учета доходов и расходов и объектов налогообложения, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;
  • проверку исполнения налоговыми агентами своих обязанностей по своевременному удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
  • проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, проверку правильности и своевременности исполнения ими платежных поручений налогоплательщиков, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов организаций сумм налогов и пеней;
  • проверку правильности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением;
  • предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • выявление нарушителей законодательства о налогах и сборах и привлечение их к ответственности;
  • выявление проблемных категорий налогоплательщиков;
  • принятие соответствующих мер по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей.

     Налоговый контроль в Российской Федерации  основывается на следующих принципах:

  • правомочность;
  • полнота;
  • всеобщность;
  • регулярность;
  • единство;
  • соблюдение налоговой тайны;
  • объективность и достоверность.

     Принцип правомочности означает осуществление  налогового контроля только уполномоченными  государством органами, которые действуют  в пределах своих полномочий и  в соответствии с уровнем компетенции, установленным федеральным законодательством.

     Принцип полноты налогового контроля означает, что все виды законодательно установленных налогов и сборов должны быть охвачены системой контроля независимо от суммы платежей.

     Всеобщность налогового контроля заключается  в  том, что все налогоплательщики – хозяйствующие субъекты (организации, индивидуальные предприниматели) и физические лица должны быть охвачены системой контроля.

     Регулярность  налогового контроля предполагает, что  контрольная деятельность носит  систематический характер и, кроме того, в определенных случаях законодательно установлены ограниченные сроки для проведения налогового контроля.

     Единство  налогового контроля предполагает единообразное  осуществление налогового контроля на всей территории РФ, т.е. единство форм, методов и порядка проведения налогового контроля.

     Принцип соблюдения налоговой тайны изложен  в п.1 ст.102 НК РФ, в соответствии с  которой налоговую тайну  составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Поступающие в налоговые и другие органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

     Принцип объективности и достоверности  предполагает, что проведение налогового контроля должно исключать какую-либо предвзятость со стороны налоговых органов. Выявленные нарушения должны быть подтверждены соответствующими документами, а решение руководителя уполномоченного органа должно соответствовать фактическим обстоятельствам.  

1.2.Формы  и методы налогового  контроля.

     В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ налоговый  контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Налоговый контроль осуществляется в рамках процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют конкретные формы и методы.

     Формами налогового контроля является:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

     Под методами налогового контроля понимается совокупность способов и приемов, используемых налоговыми органами в процессе контрольной деятельности.

     Все методы, применяемые  в налоговом  контроле, можно классифицировать на три основные группы:

  1. общенаучные методы исследования объектов налогового контроля (анализ и синтез, аналогия, моделирование, сравнение);
  2. специальные методы (инвентаризация имущества, проверка первичных документов, выемка предметов и документов, осмотр помещений и территорий, экспертиза и т.д.);
  3. метод получения дополнительной информации у проверяемых лиц (письменный и устный опросы должностных лиц, допрос свидетелей и т.д.).

     Формы и методы налогового контроля существуют в неразрывном единстве. Именно от правильно выбранного сочетания форм, методов и мероприятий налогового контроля зависит и результативность контрольной работы.

     Основная  форма налогового контроля –  налоговые проверки. Высокая результативность налоговых проверок достигается в сочетании с другими формами налогового контроля. Налоговые проверки позволяют наиболее полно и всесторонне оценить правильность исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей, выявить те или иные отклонения.

     В соответствии со ст.87 НК РФ налоговые  органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка проводится в помещение самого налогового органа на основании документов о деятельности налогоплательщика, представленный им в налоговый орган. Выездные налоговые проверки проводятся на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения налогоплательщика либо по месту занятия им предпринимательской деятельностью.

Информация о работе Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства