Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 00:31, курсовая работа
Государство оформляет объективные финансовые отношения в виде нормативных актов, имеющих силу субъективного закона. Финансовые отношения государства с субъектами хозяйствования, в частности, закрепляются действующим налоговым законодательством. Организовав финансовые отношения, государство контролирует их исполнение, анализирует информацию о результатах, совершенствует эти отношения с целью дальнейшего развития.
Очевидно, что существует определенный предел налоговой нагрузки, который зависит в первую очередь от динамики и факторов экономического роста. Так, по данным ряда исследований, в послекризисный период (1998—2005 гг.) предельное значение показателя допустимых налоговых изъятий составляло 31,5-32% ВВП, что объясняется преобладанием в год период экстенсивных факторов экономического роста. Сокращение налоговой нагрузки до 30,1% в 2009 г. связано главным образом с последствиями финансового кризиса. В первую очередь резко сократились поступления налогов и сборов, которые непосредственно зависят от конъюнктуры цен и спроса на импортные товары и таможенных пошлин.
Рост
налогов и особенно взносов во
внебюджетные фонды является основным
предметом острой дискуссии о
целях и задачах
Следует отметить противоречивый подход к вопросам налоговой нагрузки. С одной стороны, приоритеты налоговой политики, определенные Президентом Республики Беларусь, заключаются в необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, а также качественного улучшения налогового администрирования. С другой — налоговая нагрузка на бизнес и население в РБ с 2011 г. существенно возросла (увеличение страховых взносов, ставок акцизов) причем в условиях относительно низких темпов экономического роста.
Необходимо отметить , что пойти на такие меры Правительство было вынуждено в целях покрытия дефицита бюджета. При этом в западных странах основными антикризисными мерами являются снижение налогового бремени наряду с усилением налогового контроля, активной борьбой с уходом от налогов.
Следует отметить также, что в РБ наблюдается тенденция к минимизации количества налогов и сборов, а также замене системы налоговых (обязательных) платежей на неналоговые, соответственно на последние смещается и налоговая нагрузка. В результате фискальное бремя в целом увеличивается, но официально декларируемая налоговая нагрузка при этом остается неизменной или даже уменьшается.
Рост налоговой нагрузки, стимулируя налогоплательщиков к уходу от налогов, несет в себе существенные риски - как для налогоплательщиков, так и для государства. Кроме того, как свидетельствует опыт ряда стран, сокращение налогового бремени само по себе не приведет к уменьшению объема теневой экономики в условиях РБ, где уход от налогов является национальной традицией. Для этого необходим комплекс мер по институциональному обеспечению рыночной экономики, в том числе — обеспечению эффективной защиты прав собственности всех участников экономической деятельности, реального равенства всех граждан перед законом, разработке механизмов соблюдения контрактов и др.
По данным ряда опросов предпринимателей, негативным фактором выступает не столько высокий уровень налогообложения сам по себе, сколько нестабильность налоговой системы, противоречивость и сложность законодательства и т.п.
В западных странах, где развиты традиции исполнения закона, налоговое законодательство в первую очередь учитывает интересы плательщиков (граждан), следовательно, экономики в целом. В РБ таких традиций нет; налоговое законодательство ориентировано преимущественно на удобство с точки зрения организации сбора налогов. Поэтому налоговый контроль у нас во главу угла ставит борьбу с налоговыми правонарушениями и уклонением от уплаты налогов, а не соображения экономической целесообразности. Тем не менее налоговое законодательство РБ не предусматривает достаточно жестких санкций за наиболее опасные налоговые правонарушения. Однако необходимость обеспечения стабильности бюджетной системы требует, чтобы степень гражданско-правовой ответственности за неуплату налогов была гарантирована особыми методами предупреждения и предотвращения тех налоговых правонарушений, которые могут привести к банкротству организации и риску неисполнения бюджета.
В то же время в РБ фактически отсутствует ответственность налоговых органов и их должностных лиц за налоговые правонарушения, ограничены права налогоплательщиков.
Следует отметить также наличие в налоговом законодательстве многочисленных оценочных норм, что приводит к неопределенности полномочий налоговых органов.
Приоритеты в работе налоговых органов определяются общими тенденциями в развитии налоговой политики и налогового администрирования, а также финансового контроля в целом.
Сужение сферы государственного финансового контроля в РБ, начавшееся еще в 90-е гг., отсутствие единой концепции, единого законодательства о государственном финансовом контроле, целостной системы государственного и муниципального финансового контроля препятствуют эффективной реализации бюджетного и налогового контроля на стадии формирования ресурсов государства.
Налоговый контроль должен воплощать в себе не только контрольную функцию финансов, но и распределительную, стимулирующую, социальную. Пока же он носит преимущественно фискальный характер. Это особенно ярко проявлялось на начальном этапе становления налоговой системы РБ, когда преобладал последующий налоговый контроль, что было характерно также для финансового контроля в целом. Упор в налоговом контроле был сделан на выявлении нарушений и привлечении виновных к ответственности, возмещении причиненного государству ущерба; действовали очень высокие штрафы за налоговые правонарушения.
Со
второй половины 2000-х гг. подходы
к налоговому контролю стали основываться
на сборе информации о налогоплательщиках,
учете экономической
Из-за
кризиса и ухудшения финансовых
показателей предприниматели
В 2009 г. особенно тщательно проверялись налогоплательщики, систематически представляющие уточненные налоговые декларации (на предмет их добросовестности); налогоплательщики, через счета которых проходили значительные средства, но налоговые отчисления поступали в бюджет по минимуму; налогоплательщики, регулярно мигрирующие из одной инспекции в другую; основные дебиторы и кредиторы крупнейших должников по налогам и т.д.
В целом новая концепция способствовала повышению эффективности налогового контроля
В
то же время приведенные цифры
свидетельствуют о
При этом такой показатель, как сумма доначислений, не учитывает причину перерасчетов: ошибка, сознательное неисполнение или нарушение закона, крупная или мелкая недоплата налога и т.п. Кроме того, не принимается во внимание реальный уровень взыскания доначисленных сумм.
На наш взгляд, следует разграничивать эффективность деятельности налоговых органов, с одной стороны, и эффективность выполнения заданий по мобилизации поступлений в бюджет — с другой. Поскольку отбор налогоплательщиков осуществляется на основе концепции рисков, снижение вероятных налоговых рисков должно быть основным критерием эффективности деятельности налоговых органов.
В последнее время примерно 3/4 налоговых правонарушений выявляются по основным налогам — НДС и налогу на прибыль. Наибольшее количество правонарушений связано с такими обстоятельствами, как: взаимодействие с компаниями, имеющими признаки «однодневок»; уменьшение налоговой базы на сумму необоснованных расходов; применение трансфертных цен; дробление бизнеса с целью применения спецрежимов.
Число налоговых споров остается стабильно высоким. Это связано, в частности, с тем, что в налоговом законодательстве отсутствуют четкие критерии разграничения экономически оправданных и необоснованных затрат. Кроме того, действующее законодательство не содержит единого перечня доказательств, которые могут быть использованы при рассмотрении налоговых споров.
Таким образом, на современном этапе формирование надлежащей доказательственной базы выступает в качестве важнейшего фактора успеха в суде той или другой стороны, что требует повышения роли досудебного аудита и качества защиты в судах позиции налоговых органов.
В
настоящее время налоговые
Дальнейшее
внедрение новых методов
Давно назрела необходимость перехода на системный налоговый контроль, при котором основной упор будет перенесен на аналитическую работу с информацией, находящейся в распоряжении налоговых органов. И только по итогам этой работы формулируются дополнительные запросы к «проблемным налогоплательщикам». А специальные проверки остаются уже на долю лиц, «не сотрудничающих» по результатам этих запросов с налоговыми органами.
Тем не менее, применение аналитических методов налогового контроля возможно только при наличии большого количества информации, полученной из различных источников и накапливаемой в информационных хранилищах. На базе этих информационных массивов, создаваемых, например, на региональном уровне, станет возможным выявление нарушений налогового законодательства путем перекрестной обработки различных данных — как внутренней информации налоговых органов, так и полученной из внешних источников. Это позволит также более эффективно осуществлять планирование контрольной работы налоговых органов в конкретной налоговой инспекции.
Одной из перспективных задач является совершенствование функций прогнозирования вероятностной налоговой базы определенных налогоплательщиков, в первую очередь — крупнейших, и поступлений налогов и сборов на основе интегрированных информационных ресурсов комплексных налоговых сведений.
Следует отметить, что для экономических правонарушений характерна общность признаков. К этим признакам относятся, в частности, отсутствие экономического смысла операции (сделки); осуществление операций (сделок) через посредников; применение нерыночных цен; нетипичные операции; необычные, сложные формы расчетов; нарушения, связанные с порядком открытия счетов и осуществлением расчетов; отсутствие информации о контрагентах (клиентах) налогоплательщика и др.
Сходство признаков правонарушений свидетельствует о необходимости одновременной борьбы с экономической и налоговой преступностью, объединения с этой целью усилий различных ведомств.
Отсутствие
четкого распределения
В современных условиях во главу угла необходимо ставить предупреждение нарушений, своевременность реагирования на признаки возможных нарушений законодательства о налогах и сборах, выявление нарушений на основе показателей, для расчета которых нет необходимости проводить проверку. Органы внутренних дел же в основном работают по фактам уже совершенных правонарушений или преступлений.
Налаженная
система взаимодействия налоговых
органов с другими
Достоверность сведений о финансовом состоянии компаний, структуре себестоимости, занятости и заработной плате в РБ составляет чуть более 50%. Одной из основных причин недостоверности отчетности являются сложность и противоречивость ее форм, а также чрезмерный объем документации и высокие затраты на ее составление.
Информация о работе Налоговый контроль деятельности государственных организаций