Налоговый контроль деятельности государственных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Государство оформляет объективные финансовые отношения в виде нормативных актов, имеющих силу субъективного закона. Финансовые отношения государства с субъектами хозяйствования, в частности, закрепляются действующим налоговым законодательством. Организовав финансовые отношения, государство контролирует их исполнение, анализирует информацию о результатах, совершенствует эти отношения с целью дальнейшего развития.

Работа содержит 1 файл

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.docx

— 57.46 Кб (Скачать)

    1 НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    1.1 Сущность, цель, задачи и функции налогового контроля в Республике Беларусь

     Государство оформляет объективные финансовые отношения в виде нормативных актов, имеющих силу субъективного закона. Финансовые отношения государства с субъектами хозяйствования, в частности, закрепляются действующим налоговым законодательством. Организовав финансовые отношения, государство контролирует их исполнение, анализирует информацию о результатах, совершенствует эти отношения с целью дальнейшего развития.

     Понятие финансового контроля весьма широко. Финансовый контроль включает в себя следующие составные элементы: налоговый контроль, валютный, таможенный, бюджетный, контроль за ценными бумагами и др. Каждый элемент финансового контроля как часть общего имеет свою специфическую область применения, самостоятельные задачи и функции.

     Налоговый контроль — это контроль правильности и своевременности уплаты налогов и сборов, установленных действующими законодательными актами. Он является составной частью финансового контроля и представляет собой совокупность контрольных мероприятий, проводимых налоговыми и иными органами, обязанными контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.

     Юридическое определение налогового контроля дано в главе 9 Налогового кодекса Республики Беларусь. Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов, в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий (для нахождения объектов, подлежащих налогообложению, или извлечения дохода/прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.

     Цель налогового контроля заключается в обеспечении своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства с тем, чтобы компенсировать причиненный государству ущерб, привлечь виновных к ответственности, устранить условия, способствующие повторению аналогичных нарушений в будущем.

     Объектом налогового контроля, с одной стороны, являются финансовые отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, а с другой — государством в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет. Субъектами налогового контроля являются плательщики налогов и сборов и иные обязанные лица.

    В Республике Беларусь налоговый контроль осуществляют:

  • государственные контролеры (специалисты органов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь);
  • ведомственные контролеры — специалисты контрольно-ревизионных управлений министерств, комитетов и других республиканских органов управления;
  • работники экономических служб предприятия (бухгалтерии, финансового отдела и др.);
  • независимые аудиторы, оказывающие услуги на платной основе.

     Специалисты органов, осуществляющих налоговый  контроль, в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах своих полномочий применяют те или иные формы, виды, методы налогового контроля. В отличие от других органов, занимающихся и другими видами финансового контроля, для Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — МНС) главнейшей функцией является именно функция налогового контроля. Ее реализация происходит через выполнение основных задач, стоящих перед проверяющими налоговых органов. К ним относятся:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой в бюджет налогов, пеней;
  • контроль за соблюдением иного законодательства в пределах своей компетенции;
  • осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства;
  • выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства;
  • выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности плательщика (иного обязанного лица) в целях увеличения поступления налогов в бюджет, совершенствования налогового законодательства и организации работы налоговых органов;
  • принятие мер по обеспечению взыскания в бюджет налогов, пеней, наложенных административных штрафов, допри- численных в ходе проверок.

     В настоящее время уже сформирована нормативно-правовая база осуществления  контрольных мероприятий. Ее составляют прежде всего Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь и изданная на его основе Инструкция о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г., № 124. В данной Инструкции подробно изложены все процедуры проведения налогового контроля в нашей стране. 

    2 РЕЗУЛЬТАТЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

    2.1 Оформление результатов налоговых проверок организаций

     По  результатам проверки (ревизии), в  ходе которой выявлены нарушения   актов   законодательства,   регулирующих   экономические отношения,  составляется  акт. Результаты проверки (ревизии), в ходе которой  не  выявлено  нарушений актов законодательства, оформляются справкой.   Акты   и   справки  подписываются  проводившим  проверку (ревизию)    работником    (руководителем    ревизионной    группы), руководителем  предприятия,  а  при  его отсутствии – уполномоченным заместителем   руководителя,  а  также  лицом,  выполняющим  функции главного   (старшего  на  правах  главного  бухгалтера  проверяемого предприятия),  а  при  необходимости  - другими участниками проверки (ревизии). Акт проверки  (ревизии)  составляется  не  менее чем в двух экземплярах,  один  из  которых  вручается  руководителю ревизуемого предприятия  под  роспись. В случае отказа руководителя юридического лица   от   подписания  акта  проверки  (ревизии),  в  нем  делается соответствующая   запись.   Руководитель  юридического  лица  вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта. При   наличии  возражений  по  акту  проверки  (ревизии) подписывающие    его    должностные   лица   проверяемого   субъекта хозяйствования  делают  об  этом  запись  перед  своей подписью и не позднее  5  рабочих  дней  со  дня  подписания  акта  представляют в письменном виде возражения по его содержанию в Службу ведомственного контроля. Проверяющий вправе потребовать также письменные объяснения с должностных лиц   субъекта   хозяйствования   и   лиц,  действие (бездействие)  которых повлекли  нарушение субъектом хозяйствования законодательства,   регулирующего  экономические  отношения.  Данные объяснения  и  возражения  прилагаются  к  акту проверки (ревизии) и являются   неотъемлемой  его  частью.  По  истечении  установленного 5-дневного срока возражения к рассмотрению не принимаются.

     Обоснованность  доводов,  изложенных в возражениях, проверяется работником,  проводившим  проверку  (ревизию), и по ним составляется письменное   заключение,   с   которым   должны   быть   ознакомлены соответствующие должностные лица проверяемого юридического лица. В  случае,  если выявленное нарушение или злоупотребление может  быть  сокрыто  или  по  выявленным  фактам необходимо принять неотложные  меры  по  их  устранению и привлечению к ответственности виновных   лиц,   проверяющим   до   окончания   проверки  (ревизии) составляется отдельный промежуточный акт. Промежуточный   акт  подписывается  проверяющим  (руководителем ревизионной    группы),    соответствующими    должностными   лицами проверяемого  субъекта,  а  также  лицами,  причастными к выявленным нарушениям, от которых в обязательном порядке потребуются письменные объяснения. Один   экземпляр   акта  передается  руководителю  проверяемого субъекта. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в общий акт проверки (ревизии).

     В акте проверки (ревизии) должны быть указаны:

  • основание  для  назначения  проверки (ревизии), дата и номер приказа  (распоряжения)  о ее  проведении, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего акт проверки (ревизии);
  • даты  начала  и  завершения  ревизии  или проверки (в случае перерывов  указывается  их  период),  а также место составления акта проверки (ревизии);
  • должности   и  фамилии  работников  проверяемого  субъекта, подписать акт проверки  (ревизии),  с  обязательным указанием периода их работы на занимаемых  должностях,  а  также  иных лиц, привлекаемых к проверке (ревизии);
  • наименование,  местонахождение  и подчиненность проверяемого субъекта   хозяйствования,   его  учетный  номер  налогоплательщика, реквизиты расчетного счета;
  • кем  и  когда  были проведены предыдущие проверки (ревизии), какие   принимались   меры  по  выявленным  фактам  нарушения  актов законодательства;
  • какие  финансово-хозяйственные  операции  (документы), каким методом и за какой период проверены;
  • место,   время   и    характер  совершенного  экономического правонарушения,  акт  законодательства, требования которых нарушены, установленная  актом  законодательства ответственность за данный вид нарушения;
  • факты  несоблюдения  установленного  порядка  составления  и исполнения смет и финансовых планов;
  • факты    сокрытия    или    несвоевременного    перечисления причитающихся  бюджету  платежей  и  других  сумм,  прочих нарушений финансовой  дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности,  невыполнения  требований  по  осуществлению внутрихозяйственного учета и контроля;
  • установленные  в  ходе проверки (ревизии) недостачи денежных средств  и  материальных  ценностей, потери от переплаты работникам, поставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим дебиторам;
  • размер  причиненного  вреда  и другие последствия выявленных нарушений;
  • должности   и   фамилии   лиц,  по  вине  которых  допущены соответствующие  нарушения,  а  также  сведения  о том, какие именно действия  (бездействие)  этих  должностных  лиц повлекли нарушения в деятельности проверяемого субъекта;
  • иные  сведения,  необходимые  для  рассмотрения материалов о совершенном правонарушении;
  • наличие Книги учета проверок (ревизий), а также информация о произведенной в ней записи по данной проверке (ревизии).

     В   акте   проверки   (ревизии)  должна  быть  соблюдена объективность,  ясность  и  точность изложения выявленных фактов. Не допускается  включение  в  акт проверки (ревизии) различного рода не подтвержденных  документально  предположений и данных о деятельности проверяемого субъекта. При     проведении     проверки     (ревизии)    уполномоченные контрольно-ревизионные  работники  обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства. Однородные  нарушения могут отражаться в ведомостях (таблицах), прилагаемых  к каждому экземпляру акта проверки (ревизии), в которых указываются все необходимые данные по каждому факту нарушения: сумма ущерба, период, на протяжении которого совершалось нарушение, даты и номера  документов,  виновные  лица  и  др. В акте могут приводиться обобщенные  итоговые  данные и примеры. В необходимых случаях к акту могут  быть  приложены  копии или выписки из различных документов, а также  справки  и  расчеты,  составленные  на  основании проверенных документов, заверенные в установленном порядке.

     Устранение  выявленных  проверкой  (ревизией) нарушений и недостатков  должно начинаться уже  в ходе ее проведения, по мере их выявления. Материалы  проверки (ревизии) рассматриваются непосредственно у руководителя  ревизуемого  субъекта  хозяйствования  с  привлечением заинтересованных  должностных лиц, после чего руководителем издается приказ  об  устранении  выявленных нарушений, привлечении виновных к ответственности.

     При  выявлении  фактов  причиненного  вреда,  недостач  и хищений  денежных  средств  (материальных  ценностей),  должностного подлога  и  других  нарушений  законодательства,  влекущих уголовную ответственность,  об  этом  немедленно  ставится в известность лицо, назначившее  проверку  (ревизию).  Материалы этих проверок (ревизий) передаются   в   10-дневный   срок   правоохранительным   органам  в оригиналах. Материалы  проверки (ревизии) направляются в правоохранительные органы   с   сопроводительным   письмом,   в   котором   указывается наименование  проверяемого субъекта, его юридический адрес, характер выявленных   нарушений,   какие   требования  нормативных  актов  не соблюдены,   фамилии  и  должности  лиц,  виновных  в  нарушениях  с приложениями    документов,    регламентирующих    их    должностные обязанности. В  случае  привлечения контролирующими органами должностных лиц проверяемого  субъекта  к  различным  видам  ответственности, к акту прилагаются соответствующие документы. Персональную  ответственность  за  своевременность,  полноту  и надлежащее  качество  направляемых  в  правоохранительные  инстанции материалов    проверок    (ревизий)   несет   руководитель   органа, назначившего проверку (ревизию).

Информация о работе Налоговый контроль деятельности государственных организаций