Налоговые вычеты по НДФЛ : виды и права на их истребование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование системы налоговых вычетов в Российской Федерации, определение видов и специфических особенностей налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, выявление проблемы российской системы налоговых вычетов, а также предоставление рекомендаций по совершенствованию системы налоговых вычетов.
Данная цель конкретизируется в следующих проблемно-исследовательских задачах:
Рассмотреть основные элементы систем налоговых вычетов в Российской Федерации и в зарубежных странах;
Изучить порядок предоставления стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов;
Определить основные проблемы системы налоговых вычетов;
Предоставить рекомендации по совершенствованию системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.87 Кб (Скачать)

Выездная налоговая проверка начинается с ознакомления с учредительными документами, определяющими правовой статус юридического лица. В учредительных  документах определены его наименование, место нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и виды хозяйственной  деятельности.

Помимо учредительных документов, знакомятся с утвержденным руководителем  организации приказом по учетной  политике, определяющим способы и  порядок ведения бухгалтерского учета и отражения хозяйственных  операций в соответствующих учетных  регистрах.

В ходе документальной проверки изучается  принятая в организации система  и условия оплаты труда, зафиксированные  в соответствующих положениях, коллективных и индивидуальных договорах и  контрактах, заключаемых с работниками  в соответствии с нормами трудового  законодательства.

 При проверке знакомятся  с действующей системой поощрения  и закрепления работников, предоставления  или оплаты за счет средств  организации различного рода  социальных и материальных благ, стоимость которых подлежит включению  в совокупный доход физических  лиц.

При проверке обоснованности списания с подотчетных лиц сумм, включая  выданные на служебные командировки, следует иметь в виду, что в  такие поездки на основании распоряжения руководителя проверяемой организации  могут направляться только работники  данной организации (основные и совместители), состоящие с ней в трудовых отношениях.

При проверке проверяется наличие  списка работников организации, которым  могут выдаваться в подотчет наличные деньги. Список должен быть утвержден  приказом (распоряжением) руководителя. В список включаются только постоянно  работающие лица, в том числе на условиях совместительства, либо выполняющие  работы по договорам подряда.

Авансовые отчеты проверяются выборочно. Необоснованно списанные подотчетные  суммы подлежат включению в налоговую  базу физических лиц в установленном  порядке.

Выявленные проверкой  однородные нарушения группируются в ведомости и таблицы, прилагаемые  к акту проверки. В акте приводят только итоговые данные и содержание нарушений со ссылкой на соответствующие  приложения.

В случае невыполнения налоговым агентом, т. е. предприятием, возложенных на него законодательством о налогах  и сборах обязанностей по удержанию  с налогоплательщиков и (или) перечислению в бюджет удержанных сумм налогов  в соответствии со ст. 123 Налогового кодекса РФ, с налогового агента взыскивается штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и перечислению.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки  о проведенной проверке составляется в установленной форме акт  налоговой проверки, который подписывается руководителем проверяемой организации.

В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, а также  выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса РФ (часть первая), предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений16.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными  в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих  в двухнедельный срок со дня получения  акта проверки представить в соответствующий  налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт  или возражения по акту в целом  или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить  к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

По истечении срока, в  течение не более 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт  налоговой проверки, а также документы  и материалы, представленные налогоплательщиком.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении  налогоплательщика к налоговой  ответственности за совершение налогового правонарушения

Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику  под расписку.

По выявленным налоговым  органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные  лица налогоплательщиков - организаций  привлекаются к административной ответственности, составляется протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении  должностных лиц организаций - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговым органам в соответствии с Кодексом РФ об Административных правонарушениях.

 

 

 

  1. Проблема системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и рекомендации по совершенствованию системы налоговых вычетов

 

В 2008 году доля налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете составила 18,16%, в 2011 году составила 19,20%. Наблюдается рост доли налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете, при этом количество всех поступлений в консолидированный бюджет увеличилось на 31,18%, а количество поступившего налога на доходы физических лиц увеличилось на 38,19%, как видим рост поступлений за счет налога на доход физических лиц происходит быстрее чем рост поступлений всех.

В 2009 году доля налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете составила 21,7%, доля продолжает расти по сравнению с 2008 годом. При этом рост поступлений всего составил 14,88%, а рост поступлений за счет налога на доходы физических лиц составил 31,55%. В 2010 году доля налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете составила 24,49%, наблюдается увеличение доли налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете. При этом количество поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 19,6%, что связано с кризисными событиями в экономике, а поступления за счет налога на доходы физических лиц сократился всего лишь на 0,04%.

Одной из важнейших налоговых льгот  для населения является необлагаемый минимум, суть которого состоит в  том, что не должен облагаться налогом  доход, необходимый для поддержания  здоровья и жизнедеятельности граждан. Советское налоговое законодательство 80-х установило необлагаемый минимум  в размере прожиточного минимума. В дальнейшем в 90-е годы в России в ходе налоговой реформы произошел  отход от этого важнейшего принципа. В 2005 году отношение необлагаемого минимума к прожиточному составляет менее 15%, а отношение необлагаемого минимума к среднемесячной зарплате равно примерно 5%. В ходе налоговой реформы наблюдается устойчивая тенденция к снижению относительной величины необлагаемого минимума (со 100% в 1990 г. до 14,7% в 2005 г.). Также следует сказать, что методика определения не учитывает инфляционных процессов.

В развитых странах для оценки величины прожиточного минимума, используется понятие бюджетов минимального прожиточного минимума, при расчете которых учитывается широкий спектр жизненно важных и социально значимых расходов, в том числе на содержание семьи и детей, образование, отдых и т.п. Так, например, в Германии прожиточный минимум на одного человека установлен в размере 7664 евро.

Существующий в РФ механизм предоставления стандартного вычета не предполагает учета инфляции. В 2001 г. стандартный  вычет в результате инфляции обесценился  почти в 2 раза и составляет в ценах 2001 г. всего около 210 рублей аналогичная ситуация с другими стандартными вычетами. Кроме того, новый механизм предоставления этих льгот привел к серьезным потерям в сравнении с уровнем 2000 г. Также при введении гл. 23 Налогового Кодекса  РФ были отменены ряд льгот социально незащищенным группам населения, например инвалидам III группы, имеющим на своем иждивении детей,  престарелым родителям и др17.

Таким образом, применение данного  механизма ухудшило материальное положение  низкооплачиваемых слоев населения, привело к дальнейшему расслоению общества по уровню доходов и снизило  уровень социальной справедливости при налогообложении.

Важнейшим видом налоговых льгот, применяемых во всех развитых странах, является льготы на детей. В России механизм такой льготы практически не решает социальной защиты семей с детьми.

Для решения данной проблемы было бы целесообразно использовать опыт развитых стран, например Германии или  Франции. Федеральным законодательством  Германии предусмотрено предоставление вычетов на содержание ребенка, а  уход за ним в размере почти 6000 евро в год. Помимо этой льготы предусмотрено  большое число пособий разного  вида на детей. При этом налоговым  законодательством предусмотрен даже возврат налога в рамках пособий  для многодетных семей.

Еще одной из важнейших проблем на которой следует остановиться – это имущественные вычеты. Имущественный вычет на приобретение и строительство квартиры или жилого дома имеет социальную и одновременно регулирующую направленность. Регулирующая направленность проявляется в том, что стимулируется развитие жилищного строительства, создается дополнительный спрос на строительные материалы и услуги, создаются новые рабочие места, а затем стимулируется и потребительский спрос на мебель, бытовую технику. Вместе с тем, необходимо признать, что данная льгота ориентирована на категорию лиц с высоким уровнем доходов, поскольку уровень цен на жилье очень высокий. Учитывая реальный уровень цен на квартиры возникает вопрос об источниках доходов, на которые приобретены квартиры.

Анализ сумм заявленных доходов, имущественных  вычетов на приобретение жилья продекларированных доходов свидетельствует о несоответствии заявленных расходов декларируемых  доходов. Потому необходимо дополнить  Налоговый кодекс РФ соответствующими статьями, дающими налоговым органам  право осуществлять, реальный контроль за соответствием расходов уровню декларируемых доходов.

Действующий механизм по налогу на доходы физических лиц имеет возможности  для реализации регулирующей и социальной функции. Вместе с тем в сегодняшнем  виде системы налоговых льгот  не обеспечивает в полной мере социальное регулирование и поддержку населения  с низкими и средними доходами. Она ведет к еще большему социальному  расслоению и увеличению социальной напряженности в обществе. Для  повышения эффективности и социальной направленности льгот по налогу на доходы физических лиц представляется целесообразным:

а) Довести в течение 3-4 лет величину стандартного вычета на каждого налогоплательщика  и иждивенца до величины не менее  реального прожиточного минимума, рассчитываемого  по международно-признанным нормам;

б) Перейти от индивидуального обложения  к налогообложению доходов семьи, предоставив налогоплательщику  право самостоятельно выбирать индивидуальный или семейный режим обложения;

в) Ввести механизм автоматической индексации всех стандартных и нестандартных вычетов с учетом инфляции;

г) Необходимо повысить социальную направленность предоставляемых социальных вычетов  на слои с низкими и средними доходами.

С этой целью целесообразно увеличить  размер социальных вычетов, введя ограничение  на уровень доходов, свыше которого вычеты не предоставляются. Предоставлять социальные вычеты семье в целом. Вычет на обучение предоставлять только для обучения в российских образовательных учреждениях. Предоставлять вычет на обучение семье при обучении детей на очно - заочной и заочной формах обучения (за счет доходов работающих членов семьи, в том числе и ребенка в возрасте до 24 лет);

д) Имущественный вычет на приобретение жилья предоставлять только при уровне доходов семьи не превышающем определенной величины, например, кратного 8-10 бюджетам минимального прожиточного минимума;

е) Восстановить имущественный вычет  на приобретение или строительство  садового домика, дачи, дома в деревне  с ограничением суммы вычета и  размера дохода и списанием расходов по мере строительства;

ж) Реализация принципа справедливости в налогообложении доходов физических лиц невозможно без проведения следующих  мероприятий:

- Организация действенного контроля за расходами физических лиц;

- Введения прогрессивной шкалы налогообложения, которая учитывала бы мировой опыт и национальные особенности экономики и менталитета российского налогоплательщика18.

Итак, в результате анализа были выявлены основные проблемы, и предложено ряд рекомендаций по совершенствованию  системы налоговых вычетов.

 

Заключение

 

 Налог на доходы физических  лиц – основной вид прямых налогов, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год.

Впервые подоходный налог был введен в 1798 г. в Великобритании. Исторически  сложилось две формы подоходного  налога: шедулярная и глобальная.

В России подоходный налог появился впервые в начале 1916 г. Основы современного налогообложения физически лиц  были заложены в России с принятием  Закона РФ от 17.12.1991 №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

Налоговые вычеты первым делом делятся  на стандартные и нестандартные, нестандартные же делятся прежде все на социальные и имущественные. Стандартные налоговые вычет предоставляются в сумме 3000 рублей (для отдельных категорий граждан), 500 рублей (для отдельных категорий граждан), 400 рублей (предоставляются для всех граждан, пока доход не составил 40000 рублей) и 1000 рублей (на ребенка). Социальные налоговые вычеты делятся на следующие: вычеты на лечение, на благотворительность, на обучение, взносы в пенсионный фонд. Вычет на образование предоставляется также и на образование детей и на образование самого налогоплательщика. Каждый из данных вычетов имеет свои специфические особенности. Имущественные налоговые вычеты предоставляются при продаже движимого или недвижимого имущества величина вычета главным образом определяется длительностью времени, в течение которого данное имущество было в собственности. Также имущественные вычеты предоставляются при покупке недвижимости. Профессиональные налоговые вычеты предоставляются в случае если налогоплательщик получает один из следующих видов дохода: от осуществления предпринимательской деятельностью, от занятия частной практикой частным нотариусам, детективам и т.д., от выполнения по договорам гражданско-правового характера и при получении авторских вознаграждений.

Информация о работе Налоговые вычеты по НДФЛ : виды и права на их истребование