Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучения сущности налоговых проверок, их виды и порядок назначения и применения, а так же проблемы и пути их совершенствования.
Исходя из цели, основными задачами курсовой работы являются:
• изучить понятие и сущность налоговых проверок;
• изложить основные правила проведения камеральных и выездных налоговых проверок;
Введение………………………………………………………………………….2-3
Глава I. Сущность налоговых проверок и их значение в сфере налогового контроля.
1.1. Налоговые проверки как основная форма налогового контроля………..4-6
1.2. Сущность налоговых проверок и их классификация……………………7-10
1.3.Общая характеристика камеральных и выездных
налоговых проверок.................................................................. ...................11-13
Глава II. Порядок проведения и оформление результатов
налоговой проверки.
2.1. Порядок проведения камеральной налоговой проверки……………….14-19
2.1. Порядок проведения и назначения выездной налоговой проверки…...19-24
2.3. Оформление результатов налоговой проверки…………………………25-29
Глава III. Проблемы и пути совершенствования проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
3.1. Проблемы и оценка эффективности проведения камеральных и
выездных налоговых проверок……………………………………….....30-33
3.2. Пути совершенствования проведения налоговых проверок…………33-39
Заключение…………………………………………………….……………..40-41
Литература…………………………………………………..……………….42-43
В случае если в ходе камеральной проверки выявлено налоговое правонарушение (н-р, занижение налоговой базы) руководителем налогового органа выносится решение:
1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения – приводятся документы, сведения, подтверждающие обстоятельство совершения;
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности – документы, сведения, подтверждающие обстоятельства совершения налогового правонарушения, также установленные обстоятельства, исключающие привлечение налогоплательщика к ответственности;
3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля – указываются обстоятельства, вызывающие необходимость их проведения.
Копия решения вручается налогоплательщику любым способом, свидетельствующим о дате получения. В 10-ти дневный срок с момента вынесения решения налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате неуплаченного или неполностью уплаченного налога и пени. (Приложение 1.)
Пример 9.
13 марта 2005 года ООО "Интерьер Плюс" представило в налоговые органы декларацию и соответствующие документы. Камеральная проверка, проводимая налоговым органом, должна быть закончена до 13 июня 2005 года, фактически же она была завершена лишь 1 июля 2005 года. По результатам проверки было принято решение о доначислении налога и пеней. В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Однако, требование налогового органа об уплате налога было направлено только 15 июля 2005 года.
В соответствии со статей 46 НК РФ, налоговый орган имеет право обратить взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Таким образом, камеральная проверка должна была быть окончена 13 июня 2005 года, срок для направления требования налогоплательщику - 23 июня 2005 года, срок добровольного исполнения - 2 августа 2005 года. Срок для принудительного обращения взыскания - 2 октября 2005 года. Срок для обращения налогового органа в суд - 2 апреля 2006 года.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что если налоговый орган обратится в суд до 2 апреля 2006 года, то его требования будут рассмотрены по существу.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.(Приложение 2.) Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. (Приложение 3.) В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.
В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. [10]
Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Акт налоговой проверки вручается руководителю организации - налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.
Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
По истечении срока, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. [14]
Выездная налоговая проверка завершается составлением акта налоговой проверки установленной формы, подписываемого уполномоченными должностными лицами налоговых органов и проверяемыми лицами (если проверяемое лицо - организация, акт подписывается ее руководителем). Если руководитель проверяемой организации или индивидуальный предприниматель отказываются от подписания акта налоговой проверки, в нем делается запись об этом.
Акт налоговой проверки должен быть передан проверяемому лицу для подписания. Если это лицо уклоняется от получения указанного акта, должностные лица налогового органа составляют акт об уклонении от получения акта налоговой проверки, при этом дата составления акта об уклонении признается датой вручения акта налоговой проверки.
В п. 2 ст. 100 НК установлены основные требования к содержанию акта налоговой проверки. В нем следует указать: выявленные в результате проверки и документально подтвержденные факты налоговых правонарушений; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений налогового законодательства и применению соответствующих санкций.
Отсутствие нарушений также должно быть отражено в акте.
За получение акта налоговой проверки руководитель организации - налогоплательщика либо индивидуальный предприниматель расписывается. Если акт направляется по почте, датой вручения акта считается шестой день после отправки акта. Целесообразно акт отправлять заказным письмом (по аналогии с п. 4 ст. 101 НК), иначе у налогового органа не будет достоверных доказательств его отправки.
Налогоплательщик вправе избрать два способа действий в отношении акта, с которым он не согласен:
1) представить объяснение мотивов отказа подписать акт;
2) представить возражение по акту в целом или отдельным его положениям. Во втором случае налогоплательщику следует, подписывая акт, сделать пометку "с возражениями".
В случае несогласия с изложенными в акте проверки фактами налогоплательщику следует отказаться от подписания акта, представив соответствующие объяснения; если же факты изложены, верно, а налогоплательщик не согласен со сделанными на основании их оценки выводами, следует подписать акт с возражениями. Двухнедельный срок для направления объяснений или возражений исчисляется со дня получения акта проверки (п. 4 ст. 100 НК).
Глава III. Проблемы и пути совершенствования проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
3.1. Проблемы и оценка эффективности проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
В настоящее время существует множество проблем в сфере проведении налогового контроля. Эффективность проведения налоговых проверок предполагает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом государства объема средств. Но это не всегда осуществляется из-за ряда недостатков, которые существуют в налоговом законодательстве.
Во-первых, следует отметить проблему, связанную с многочисленными некачественными разъяснениями Министерства Финансов и Федеральной налоговой службы по вопросам применения законодательства в сфере проведения налоговых проверок, дезориентирующие налоговых инспекторов на местах, что повышает неэффективность этих проверок. «Перегибы» налоговых органов в определенной степени обусловлены благими намерениями повышения эффективности проверок доступными средствами, к которым в первую очередь относится сбор как можно большего объема информации о деятельности налогоплательщика и его контрагентов. Однако эффективность проверок оценивается налоговыми органами исключительно через показатели величины доначисленных налогов, штрафов, пени и количества найденных нарушений. Таким образом, налоговыми органами искажается установленное законодательством назначение налоговых проверок: контроль соблюдения налогового законодательства. Налоговые проверки рассматриваются как дополнительное средство пополнения бюджета. Эффективность приравнивается к результативности.
Процедуры проведения камеральных проверок не направлены на подтверждение достоверности налоговой отчетности, а ориентированы на достаточно случайный поиск ошибок и нарушений. В итоге качество налоговых проверок занимает низкий уровень.
Так же следует оценить действенность выездных налоговых проверок в качестве средства налогового контроля. [17]
Чем крупнее налогоплательщик, тем сложнее бизнес и тем менее эффективна выездная проверка. Действенность выездных проверок для крупнейших налогоплательщиков оценивается самими налоговыми органами как чрезвычайно низкая. Вместе с тем НК РФ не предусматривает особенностей администрирования крупнейших налогоплательщиков, в частности не позволяет установить увеличенные сроки проверки.
Поэтому одним из направлений решения проблемы эффективности налогового контроля является комплексное развитие администрирования крупнейших налогоплательщиков, включая создание законодательной базы администрирования. Процесс создания специализированных подразделений налоговой службы, обслуживающих средних и крупных налогоплательщиков, наблюдается во многих развитых странах.
Другим направлением повышения эффективности налогового контроля, относящимся ко всем налогоплательщикам, является развитие методов и форм камерального налогового контроля, т.е. оценки деятельности налогоплательщика и конкретизации объектов проверок без выезда на территорию налогоплательщика. На сегодняшний день камеральные проверки, как они описаны в НК РФ, могут служить лишь для проверки правильности арифметических операций и соответствия данных в разных формах налоговой отчетности. По существу налоговый орган законодательно лишен возможности провести содержательный анализ отдельных операций вне рамок выездной проверки, и в то же время в НК установлены жесткие ограничения на периодичность и предметы выездных проверок.
«Злоупотребления» налоговыми органами своими правами при проведении камеральных и выездных проверок есть действия, в значительной степени обусловленные скудностью норм НК РФ в отношении средств и инструментов налогового контроля.
Представляется малоосмысленным спорить по поводу толкования нормы о сроках выездной проверки и «вопиющих» нарушений при проведении камеральных проверок. Вместо этого следует обсуждать концепцию налогового контроля в целом. Решение проблемы – не в предельном упрощении законодательства и установлении отдельной «правильной» нормы в интересах налогоплательщика, но, наоборот, в дифференциации форм и способов налогового контроля с целью обеспечения действенного и эффективного налогового контроля .
Следует заключить, что на сегодняшний день НК РФ явно не справляется с функцией регламентации налогового контроля, и устранение отдельных недоработок НК РФ (даже в пользу налогоплательщика) не исправит ситуации.
Возвращаясь к теме развития камерального налогового контроля, имеет смысл ставить вопрос о разумном расширении состава информации, предоставляемой налогоплательщиками на регулярной основе. Содержащейся в налоговых декларациях и бухгалтерской (финансовой) отчетности информации недостаточно для выявления возможных нарушений законодательства. Данное направление целесообразно разрабатывать в рамках отношений с крупными налогоплательщиками. В отношении малого бизнеса, где выездные проверки являются достаточно эффективным средством контроля, увеличение объемов информации нецелесообразно.Так же можно выделить, такую проблему как отсутствие четкого разграниче
Как известно, эффективность любой работы зависит от конечного результата. Но далеко не всегда налоговые проверки проводятся качественно, и поэтому в последнее время в судебной практике появляется все больше исков, предъявляемых налогоплательщиками к налоговым органам. А ведь многие из таких споров можно решить, не доводя дело до суда.
В связи с этим результаты проведенной налоговой проверки можно разделить на положительные, отрицательные и условно положительные и условно отрицательные.
Под положительным результатом понимается следующее:
• добровольная уплата всех доначисленных налогов и сборов, пеней и штрафов;
• положительная судебная практика в пользу налоговых органов.
Под отрицательным результатом проведенной налоговой проверки следует понимать неправомерное доначисление налогов и сборов, пеней и штрафов, если это установлено вышестоящим налоговым органом (что встречается очень редко) либо судом в рамках обжалования налогоплательщиком (налоговым агентом) решений налоговых органов.