Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучения сущности налоговых проверок, их виды и порядок назначения и применения, а так же проблемы и пути их совершенствования.
Исходя из цели, основными задачами курсовой работы являются:
• изучить понятие и сущность налоговых проверок;
• изложить основные правила проведения камеральных и выездных налоговых проверок;
Введение………………………………………………………………………….2-3
Глава I. Сущность налоговых проверок и их значение в сфере налогового контроля.
1.1. Налоговые проверки как основная форма налогового контроля………..4-6
1.2. Сущность налоговых проверок и их классификация……………………7-10
1.3.Общая характеристика камеральных и выездных
налоговых проверок.................................................................. ...................11-13
Глава II. Порядок проведения и оформление результатов
налоговой проверки.
2.1. Порядок проведения камеральной налоговой проверки……………….14-19
2.1. Порядок проведения и назначения выездной налоговой проверки…...19-24
2.3. Оформление результатов налоговой проверки…………………………25-29
Глава III. Проблемы и пути совершенствования проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
3.1. Проблемы и оценка эффективности проведения камеральных и
выездных налоговых проверок……………………………………….....30-33
3.2. Пути совершенствования проведения налоговых проверок…………33-39
Заключение…………………………………………………….……………..40-41
Литература…………………………………………………..……………….42-43
HК РФ предусматривает также возможность проведения повторных проверок.
Повторная проверка - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка. В НК РФ предусмотрены ограничения на проведение повторных налоговых проверок. Так, согласно статье 87 НК РФ, запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период. В настоящее время повторные выездные налоговые проверки проводятся, как правило, в виде контрольных проверок. [14]
4. По объему проверяемых документов проверки делятся на:
Сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений) и выборочные (когда проверяется только часть документации).
Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов).
Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.
1.3. Общая характеристика камеральных и выездных налоговых проверок.
Камеральная налоговая проверка – это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога и других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Камеральная проверка решает 2 задачи налогового контроля:
1) налоговый контроль по проверке правильности арифметических подсчетов и достоверности сведений, указанных в декларации на основе всей имеющейся в налоговом органе информации, полученной из внешних источников и применения методов базирующихся на системе косвенных индикаторов налоговой базы;
2) средство целенаправленного отбора налогоплательщика для проведения выездной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка наиболее эффективный метод контроля. Удельный вес доначисленных налогов по результатам выездной налоговой проверки – 70% доначисленных в результате всей работы налоговых органов. Проведение выездной налоговой проверки возложено на ФНС.
Выездная налоговая проверка проводиться только по местонахождению организации (на выезде). Однако есть обстоятельства, которые принимаются при проведении выездной налоговой проверки в налоговых органах: в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа. [18]
Перед началом проверки проводиться определенная подготовка, основанная на многочисленных источниках информации (изучении), относящихся к многочисленным организациям.
Цель–осуществление контроля за:
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;
соблюдением законодательства о налогах и сборах;
взысканием недоимок по налогам и сборам;
привлечением виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
проведением предупредительных мероприятий (профилактика).
Задачи:
1) Всестороннее исследование обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента);
2) Выявление искажений и несоответствия в документах ведения бухучета и отчетности;
3) Анализ влияния выявленных нарушений на формирование налоговой базы при нескольких налогов;
4) Формирование документальной базы по фактам выявленных правонарушений и обеспечение документальных подтверждений этих правонарушений;
5) Доначисление налогов и сборов с неуплаченных налогоплательщиком;
6) Формирование предложений по устранению выявленных нарушений и привлечение налогоплательщика к ответственности за допущенное нарушение налогового законодательства.[15]
Выездная налоговая проверка осуществляется налоговым органом в соответствии с годовым планом работы инспекции и квартальными графиками налогоплательщиков, составляемыми по тому или иному участку работы.
Проверяется деятельность предприятия от даты предыдущей налоговой проверки до настоящего времени. [11]
Основные отличительные черты двух видов налоговых проверок приведены в таблице 1.
Сравнительная характеристика камеральных и выездных проверок
| Камеральная налоговая проверка | Выездная налоговая проверка |
1.Субъект
| Территориальные налоговые органы | Налоговые органы всех уровней
|
2.Объект
|
Совокупность финансово-хозяйственных операций только за отчетный период
| Совокупность финансово-хозяйственных операций за весь проверяемый период, но не более трех лет, предшествующих году проведения проверки |
3. Основания для проведения |
Специального решения не требуется |
Решение руководителя налогового органа
|
4.Периодичность | Регулярно с периодичностью предоставления отчетности | Выборочно по мере необходимости |
5. Место проведения | Место нахождение налогового органа | Место нахождения налогоплательщика |
6. Категории проверяемых налогоплательщиков | Все налогоплательщики | Юридические лица и ИП |
7. Используемые мероприятия | Мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика | Любые установленные НК РФ мероприятия |
Глава II. Порядок проведения и оформление результатов налоговой проверки.
2.1. Порядок проведения камеральной налоговой проверки.
Камеральные проверки - это проверки бухгалтерской от четности и деклараций, сданных фирмами (предпринимателями) в налоговые инспекции (без выезда к налогоплательщикам). Проводится согласно со статьей 88 Налогового Кодекса РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа и состоит в сборе, анализе, изучении и обработке представленных в налоговой орган документов о деятельности налогоплательщика и проверке соответствия этих документов фактическим данным. [3]
Срок проведения камеральной проверки установлен в месяцах. Он истекает в соответствующее число третьего месяца проверки (абз. 1 п. 5 ст. 6.1 НК РФ). Если в последнем месяце проверки нет такого числа, то срок проверки истекает в последний день этого месяца (абз. 2 п. 5 ст. 6.1 НК РФ).
Пример 2.
ООО «ВолгоЭнерго» подали в налоговый орган уточненную декларацию 31 августа 2010 г. Срок камеральной проверки по такой декларации истекает 30 ноября 2010 г. Если последний день этого срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то камеральная проверка должна закончиться в ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Пример 3.
ООО «ВолгоЭнерго» сдали декларацию 18 января 2010 г., то налоговый орган вправе проводить по ней камеральную проверку по 19 апреля 2010 г. включительно.
В самом начале камеральной проверки проверяется представление отчётности и визуально оценивается правильность её оформления с целью обнаружения тех ошибок, которые не были замечены при приёме отчётности.
При выявлении ошибок в налоговой декларации, либо противоречий или несоответствий предоставленных данных сведениям, имеющимся у налогового органа или полученным в ходе налогового контроля, налоговый орган может потребовать у налогоплательщика в течение пяти дней дать необходимые пояснения и внести исправления в проверяемую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ). При подаче декларации без документов, которые должны к ней прилагаться, налоговики вправе их запросить (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, то налоговые органы их требовать не вправе.
Дополнительные документы (выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в налоговой декларации) предоставляются только по желанию налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ). [2]
Следует отметить, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать представления дополнительных документов только в строго определенных случаях, описанных в статье 88 НК РФ, а именно документы, которые перечислены в таблице 1.
Таблица 1. Документы, которые вправе требовать налоговые органы при проведении камеральной проверки
Ситуация, при которой налоговые органы вправе требовать документы | Документы, которые вправе требовать налоговые органы |
Использование налогоплательщиком налоговых льгот. | Документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы. |
При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога. | Документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. |
При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов. | Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов. |