Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучения сущности налоговых проверок, их виды и порядок назначения и применения, а так же проблемы и пути их совершенствования.
Исходя из цели, основными задачами курсовой работы являются:
• изучить понятие и сущность налоговых проверок;
• изложить основные правила проведения камеральных и выездных налоговых проверок;
Введение………………………………………………………………………….2-3
Глава I. Сущность налоговых проверок и их значение в сфере налогового контроля.
1.1. Налоговые проверки как основная форма налогового контроля………..4-6
1.2. Сущность налоговых проверок и их классификация……………………7-10
1.3.Общая характеристика камеральных и выездных
налоговых проверок.................................................................. ...................11-13
Глава II. Порядок проведения и оформление результатов
налоговой проверки.
2.1. Порядок проведения камеральной налоговой проверки……………….14-19
2.1. Порядок проведения и назначения выездной налоговой проверки…...19-24
2.3. Оформление результатов налоговой проверки…………………………25-29
Глава III. Проблемы и пути совершенствования проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
3.1. Проблемы и оценка эффективности проведения камеральных и
выездных налоговых проверок……………………………………….....30-33
3.2. Пути совершенствования проведения налоговых проверок…………33-39
Заключение…………………………………………………….……………..40-41
Литература…………………………………………………..……………….42-43
Пример 4.
Налоговые инспекторы проверили декларацию по налогу на прибыль ООО «ВолгоЭнерго». Обнаружив, что организация воспользовалась льготой, налоговые инспекторы потребовали представить «недостающие документы для подтверждения льготы по налогу в части затрат на капитальные вложения и благотворительную помощь». Бухгалтер принес документы, которые, как он решил, должны были развеять сомнения инспекторов.
Однако инспекторы не нашли среди этих документов тех, которые им были нужны. Поэтому по результатам камеральной проверки они предложили обществу доначислить налог на прибыль. Тогда бухгалтер представил проверяющим еще и банковские платежные поручения. В ответ инспекция оштрафовала общество за то, что бухгалтер не показал платежки сразу. Обществу пришлось обратиться в суд.
Судьи решили, что штрафовать фирму не было оснований. Первоначальное требование инспекторов было неясным, а это исключает вину ООО «ВолгоЭнерго» в непредставлении документов (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 ноября 2002 г. № А26-4518/02-25).
Если в арифметическом подсчёте находят ошибки, то об этом не позднее трёх рабочих дней сообщается налогоплательщику вместе с требованием внести в представленную отчётность исправления. Исправления вносятся в срок, установленный налоговым органом (как правило, этот срок не превышает пяти дней). Одновременно налоговым органом может быть выставлено требование об уплате доначисленных сумм налога и пени. Согласно п. 3 ст. 78 НК РФ, налоговый орган, в случае обнаружения излишней уплаты налога и излишне уплаченной суммы, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения подобного факта. Таким образом, налоговый орган обязан извещать налогоплательщика в случае обнаружения арифметических ошибок как при неполной, так и излишней уплаты налогов.
Пример 5.
13 марта 2005 года индивидуальный предприниматель Семенов П.В. представил в налоговые органы декларацию и соответствующие
документы. Камеральная проверка, проводимая налоговым органом, должна быть закончена до 13 июня 2005 года, фактически же она была завершена лишь 1 июля 2005 года.
По результатам проверки было принято решение о доначислении
налога и пеней.
В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. Однако, требование налогового органа об уплате налога было направлено только 15 июля 2005 года. Таким образом, камеральная проверка должна была быть окончена 13 июня 2005 года, срок для направления требования налогоплательщику - 23 июня 2005 года, срок добровольного исполнения - 2 августа 2005 года.
Срок для обращения налогового органа в суд - 2 февраля 2005 года. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что если налоговый орган обратится в суд до 2 февраля 2006 года, то его требования будут рассмотрены по существу.
В ходе проведения камеральных налоговых проверок, могут быть выявлены и зафиксированы нарушения сроков постановки на налоговый учет, нарушения сроков уплаты налогов, сроков представления налоговых деклараций и т.д. о выявленных ошибках сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести изменения. Если после проверки документов устанавливается факт налогового правонарушения, то составляется акт проверки.[1]
Акт налоговой проверки по установленной форме составляется в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. В нем указываются:
дата акта налоговой проверки, то есть дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, помимо наименования организации, указываются полное и сокращенное наименования проверяемого подразделения и место его нахождения;
фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представ
На рисунке 3, изображены последовательные этапы проведения камеральной налоговой проверки.
Рисунок 3. Последовательные этапы проведения камеральной налоговой проверки
В большинстве случаев камеральные проверки остаются незамеченными для объекта контроля, однако в процессе их проведения налоговый орган формирует мнение о налогоплательщике и выбирает объект для более серьезной формы налогового контроля – выездной проверки.
2.1. Порядок проведения и назначения выездной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Пример 6.
Налоговый орган провел выездную налоговою проверку налога на прибыль за 2006-2008 гг. Возможность проведения налоговой проверки по налогу на прибыль: поскольку налоговый орган не вправе проводить две выездные налоговые проверки и более за один и тот же период, проведение проверки по налогу на прибыль возможно только за 2009 г. и позднее.
Пример 7.
В течение календарного года налоговым органом были проведены две выездные налоговые проверки: первый раз по НДС, второй – по налогу на прибыль. Инспекция предъявила налогоплательщику решение о проведении третьей выездной налоговой проверки в том же году в отношении правильности исчисления и уплаты налога на имущество.
Правомерность проведения налоговой проверки по налогу на имущество:
поскольку в течение года уже были проведены две выездные налоговые проверки (по НДС и налогу на прибыль), проведение третьей проверки (по налогу на имущество) неправомерно.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.
Пример 8.
В мае 2009 г. налоговый орган вынес решение о проведении налоговой проверки организации. Период деятельности, подлежащий проверке:
поскольку проверке подлежат три года, предшествующие вынесению решения о проведении налоговой проверки, ею может быть охвачен период с января 2006 г. по декабрь 2008 г.
При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 настоящего Кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Пример 9.
В январе 2010 года налоговый орган захотел охватить проверкой 2006 год, хотя он имеет право провести проверку только в отношении периода с января 2007 г. по декабрь 2009г. Увеличение периода проверки:
Для того чтобы получить возможность проверить 2006 год достаточно оформить решение о проведении выездной налоговой проверки 31 декабря 2009 г. Факты вручения решения налогоплательщику или начала контрольных мероприятий в 2010 году значения не имеет.
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика, плательщика сбора - организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.
При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора). [5]
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
Как следует из ст. 100 НК, выездная налоговая проверка может производиться только в отношении определенных категорий налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей. Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя налогового органа или его заместителя.
Выездная проверка проводится вне места нахождения налогового органа; место ее проведения в комментируемой статье точно не определено. Выездная проверка в большинстве случаев должна проводиться по месту осуществления налогоплательщиком деятельности, результаты которой служат экономическим основанием для взимания налога, либо по месту нахождения иного экономического основания для взимания налога (например, имущества налогоплательщика). Однако налоговый орган может, исходя из обстоятельств дела, проводить выездную проверку и в ином месте.
Выездная налоговая проверка в отношении одного вида налога может проводиться не чаще одного раза в календарный год и не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях ее продолжительность может быть увеличена вышестоящим налоговым органом до трех месяцев. Ограничение частоты проверок не распространяется на случай проведения проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика, а также проведения в порядке контроля повторной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом.
Основанием выемки документов в ходе выездной проверки является наличие у должностных лиц налогового органа обоснованного предположения о том, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены. [13]
Порядок выемки документов установлен в ст. 94 НК. При изъятии выдаваемых документов должностными лицами налоговых органов составляется акт. В акте о выемке документов должна быть обоснована ее необходимость, а также приведен перечень изымаемых документов. По требованию налогоплательщика замечания, сделанные им при выемке документов, подлежат внесению в акт, копия которого передается налогоплательщику.
В статье 89 НК установлены требования к оформлению изымаемых документов: они должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью и подписью налогоплательщика или только его подписью (в случае, если проверяемый налогоплательщик - гражданин либо если у налогоплательщика - организации отсутствует печать). Изымаемые документы могут быть скреплены как подписью налогоплательщика, так и его представителя. [12]
В ходе выездной проверки для получения свидетельств о произведенных правонарушениях налоговый орган вправе производить следующие действия:
1. Вызывать и допрашивать свидетелей.
На основании ст. 90 НК РФ свидетелями могут выступать любые лица, которым известны факты, имеющие отношение к финансовой деятельности предприятия, кроме малолетних лиц, и лиц, которые получили информацию в связи с исполнением их профессиональной обязанности.
2. Проводить осмотр помещений, документов и предметов.
На основании статьи 92 НК РФ проверяющие вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которых проводится налоговая проверка. К таким помещениям и территориям относятся производственные, складские торговые и иные площади, используемые для извлечения дохода либо связанные с содержанием объекта налогообложения.
3. Производить выемку документов.
Выемка документов производится на основании мотивированного письменного постановления должностного лица налогового органа, проводящего проверку, которое должно быть предъявлено до начала выемки. Постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.
4. Производить экспертизу с привлечением экспертов и специалистов.
Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Эксперт приглашается на договорной основе.
2.3. Оформление результатов налоговой проверки.
Согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации если при проведении камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Если ошибок или противоречий нет, инспектор подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе – проверка завершена. Если обнаружились ошибки или противоречия, инспектор фиксирует их (заполняются строки, графы декларации, которые предназначены для отражения показателей, исчисленных по данным налогового органа). О выявленных ошибках сообщается налогоплательщику (письмо с требованием) и требуется внести необходимые изменения.