Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучения сущности налоговых проверок, их виды и порядок назначения и применения, а так же проблемы и пути их совершенствования.
Исходя из цели, основными задачами курсовой работы являются:
• изучить понятие и сущность налоговых проверок;
• изложить основные правила проведения камеральных и выездных налоговых проверок;
Введение………………………………………………………………………….2-3
Глава I. Сущность налоговых проверок и их значение в сфере налогового контроля.
1.1. Налоговые проверки как основная форма налогового контроля………..4-6
1.2. Сущность налоговых проверок и их классификация……………………7-10
1.3.Общая характеристика камеральных и выездных
налоговых проверок.................................................................. ...................11-13
Глава II. Порядок проведения и оформление результатов
налоговой проверки.
2.1. Порядок проведения камеральной налоговой проверки……………….14-19
2.1. Порядок проведения и назначения выездной налоговой проверки…...19-24
2.3. Оформление результатов налоговой проверки…………………………25-29
Глава III. Проблемы и пути совершенствования проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
3.1. Проблемы и оценка эффективности проведения камеральных и
выездных налоговых проверок……………………………………….....30-33
3.2. Пути совершенствования проведения налоговых проверок…………33-39
Заключение…………………………………………………….……………..40-41
Литература…………………………………………………..……………….42-43
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Сущность налоговых проверок и их значение в сфере налогового контроля.
1.1. Налоговые проверки как основная форма налогового контроля………..4-6
1.2. Сущность налоговых проверок и их классификация……………………7-10
1.3.Общая характеристика камеральных и выездных
налоговых проверок......................
Глава II. Порядок проведения и оформление результатов
налоговой проверки.
2.1. Порядок проведения камеральной налоговой проверки……………….14-19
2.1. Порядок проведения и назначения выездной налоговой проверки…...19-24
2.3. Оформление результатов налоговой проверки…………………………25-29
Глава III. Проблемы и пути совершенствования проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
3.1. Проблемы и оценка эффективности проведения камеральных и
выездных налоговых проверок……………………………………….....
3.2. Пути совершенствования проведения налоговых проверок…………33-39
Заключение……………………………………………………
Литература………………………………………………….
Приложение
Введение.
Тема данной курсовой работы – «Налоговые проверки: виды, порядок назначения и проведения», актуальна в силу того, что в условиях все большего перехода к рыночным методам управления в России прежние возможности воздействия государства на экономику сокращаются и в этих условиях налоги становятся одним из важнейших инструментов осуществления его экономической политики.
Налогоплательщик всегда стремиться защитить свой имущественный интерес от налоговых изъятий. В такой ситуации государство вынуждено вырабатывать особый механизм взаимодействия с налогоплательщиками, призванный обеспечивать надлежащие исполнение ими налоговых обязательств. Этот механизм должен позволить государству проверять правильность, полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, а при необходимости – принуждать их к выполнению таких обязательств. В налоговом законодательстве России данный механизм называется «налоговой проверкой». Они обеспечивают непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, который может быть реализован только путем сопоставления представляемых налогоплательщиками налоговых расчетов (деклараций) с фактическими данными о его финансово-хозяйственной деятельности. [7]
Любой налогоплательщик рано или поздно становится объектом проверки, проводимой налоговыми органами. Независимо от состояния бухгалтерского и налогового учета и налоговой дисциплины.
Знание соответствующих положений Налогового кодекса и Кодекса РФ об административных правонарушениях, правил проведения проверок, требований к оформлению составляемых в ходе проверок документов позволяет налогоплательщику более активно использовать свои права: сформировать свою "линию защиты", успешно защитить свои законные права и интересы. В то же время недостатки законодательства и противоречивая судебная практика являются причинами возникновения споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, в том числе по вопросам порядка проведения налоговых проверок, сроков проведения и последствий их несоблюдения.
Целью данной курсовой работы является изучения сущности налоговых проверок, их виды и порядок назначения и применения, а так же проблемы и пути их совершенствования.
Исходя из цели, основными задачами курсовой работы являются:
изучить понятие и сущность налоговых проверок;
изложить основные правила проведения камеральных и выездных налоговых проверок;
рассмотреть порядок оформления результатов налоговых проверок;
проанализировать основные проблемы и пути совершенствования проведения налоговых проверок.
Глава I. Сущность налоговых проверок и их значение в сфере налогового контроля.
1.1.Налоговые проверки как основная форма налогового контроля.
Налогоплательщик всегда стремиться защитить свой имущественный интерес от налоговых изъятий. В такой ситуации государство вынуждено вырабатывать особый механизм взаимодействия с налогоплательщиками, призванный обеспечивать надлежащие исполнение ими налоговых обязательств. Этот механизм должен позволить государству проверять правильность, полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, а при необходимости – принуждать их к выполнению таких обязательств. В налоговом законодательстве России данный механизм получил название «налоговый контроль».
Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных государственных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы; обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения.
Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно. [9]
К его основным задачам относятся: обеспечение поступлений в бюджеты разных уровней всех предусмотренных законодательством налогов и платежей, воспрепятствование уходу от налогов (т. е. налоговый контроль трактуется как проверка исполнения законов, исправление ошибок и нарушений).
Налоговый контроль осуществляется путем реализации государственными органами специальных мероприятий, именуемых формами налогового контроля. Эти формы, осуществляемые через систему органов ФНС России, установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговый контроль производиться должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции. (Рис. 1)
Рисунок 1.
Общим для всех указанных форм является то, что они обеспечивают осуществление налогового контроля, но не имеют самостоятельного значения. Действительно, можно собирать информацию, получать объяснения налогоплательщика, проводить экспертизы и т.п., но без проведения собственно налоговой проверки сделать вывод о наличии или отсутствии в действиях налогоплательщика нарушений налогового законодательства невозможно.
Налоговые проверки занимают в этой системе налогового контроля центральное место и являются его ключевым элементом. Они обеспечивают непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, который может быть реализован только путем сопоставления представляемых налогоплательщиками налоговых расчетов (деклараций) с фактическими данными о его финансово-хозяйственной деятельности. Не случайно среди прочих форм налогового контроля налоговые проверки поставлены на первое место (ст. 82 НК РФ). [9]
Через налоговые проверки проходит вся отчетность налогоплательщиков, предоставляемая в налоговые органы в установленном порядке. По результатам проверок в оперативно – бухгалтерском порядке отражаются суммы налогов, пени и штрафных санкций, начисленных как самим налогоплательщиком, так и налоговым органом.
Основные элементы, характеризующие сущность налоговой проверки как процессуального действия, представлены на (рис. 2)
Налоговый Кодекс РФ предусматривает проведение налоговыми органами двух видов налоговых проверок: камеральных и выездных, которые различаются как по месту и методам проведения, так и по полноте охвата проверкой результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
1.2. Сущность налоговых проверок и их классификация.
Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.
Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам статьей 31 НК РФ и регламентировано главой 14 "Налоговый контроль".
Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.
1. В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки делятся на камеральные и выездные.
Камеральная налоговая проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.
Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа. [15]
Статья 87 НК РФ предусматривает возможность проведения таких налоговых проверок, как встречные.
Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие - сокрытия доходов.
Пример 1.
При проведении проверки у организации было выявлено завышение цены комплектующих деталей, списанных на производственные цели. По бухгалтерским записям на счете 20 "Основное производство" цена кузова составляла 75000 рублей. А при проведении проверки экземпляра счета-фактуры, имеющиеся у предприятия-поставщика кузова, установлено, что цена составляет 68000 рублей, что выявлено методом встречной проверки документов.
На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном Постановлении о привлечении к налоговой ответственности). На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверке. [15]
2. По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.
Комплексная проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.
После введения в силу НК РФ практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных.
Тематическая проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.
Тематическая проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если возникает необходимость в проведении на основе тематической проверки комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов.
Целевая проверка - это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям.
3. По способу организации налоговые проверки делятся на плановые и внезапные.