Налоговые органы, осуществляющие контроль, их структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам из-за своих неправомерных действий или бездействия, а также неправомерных действий или бездействия работников этих органов при исполнении ими своих обязанностей. Причиненные убытки подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 3
Налоговые органы, осуществляющие контроль, их структура. 3
Ответственность налогоплательщиков за нарушение налоговой дисциплины 11
Финансовые санкции, налагаемые на налогоплательщиков 14
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Финансовый менеджмент ГОТОВО.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

     • рассматривают заявления, предложения, жалобы граждан, предприятий по вопросам налогообложения и жалобы на действия должностных лиц государственных  налоговых инспекций.

     Проверки  предприятий должностные лица Министерства РФ по налогам и сборам оформляют актами, в которых отражаются выявленные  нарушения законодательства о  налогах и других платежах в бюджет и  фактически  невыполнения требований должностных  лиц   государственных   налоговых инспекций,   а также даются указания об устранении выявленных нарушений и о внесении причитающихся сумм в бюджет.

     Акт подписывается должностными лицами Министерства РФ по налогам и сборам, другими участниками проверок и  руководителями и главными бухгалтерами проверенных предприятий, учреждений и организаций. В случаях несогласия с фактами, изложенными в акте, руководители и главные бухгалтеры предприятий делают запись о возражениях, прилагая письменные пояснения и документы, подтверждающие эти возражения.

     Должностные лица государственных налоговых  инспекций при установлении фактов нарушений гражданами законодательства о налогах и других платежах в бюджет составляют протоколы. 1 

Ответственность налогоплательщиков за нарушение налоговой  дисциплины

 
 

     Понятие налоговой ответственности  и основополагающие принципы привлечения  к ответственности.

     Налоговым кодексом России существенно изменены действовавшие до его принятия чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. Эти нормы применялись в условиях отсутствия ясного и четкого налогового законодательства, предупредительных процедур, нечеткости и расплывчатости формулирования составов налоговых нарушений. Поэтому при подготовке и принятии Налогового кодекса было принято решение о существенном снижении размеров штрафов и пеней, а также о дифференциации ответственности за налоговые нарушения. В результате в Кодексе установлено около 30 видов составов налоговых правонарушений, в то время как до принятия Кодекса их было фактически только два. При этом меры ответственности в одних случаях устанавливаются в процентном соотношении к сумме налоговых нарушений, а в других — в четко фиксированной сумме.

     Принципиально новым в Налоговом кодексе  является и то, что впервые в  российской налоговой практике дано достаточно четкое определение понятия налогового правонарушения. Согласно Кодексу налоговым правонарушением является виновно совершенное противоправное, т. е. в нарушение законодательства о налогах и сборах, действие или бездействие налогоплательщика за которое Налоговым кодексом установлены соответствующие меры ответственности (ст. 106 НК РФ).

     Налоговая ответственность – это применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога.

     Основополагающими принципами привлечения к ответственности  за нарушение налогового законодательства, определенными в основном налоговом законе страны, являются следующие:

     — ни один налогоплательщик, будь то юридическое лицо, предприниматель или налогоплательщик — физическое лицо, не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом России;

     — к налогоплательщику не могут  быть повторно применены меры налоговой  ответственности за совершение одного и того же нарушения налогового законодательства;

     — ответственность за действия, предусмотренные  Налоговым кодексом, совершенные  физическим лицом, наступает только в том случае, если они не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

     — привлечение налогоплательщика  — юридического лица к ответственности  за совершение налогового нарушения не может освобождать его должностных лиц (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации;

     —  в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства, он не освобождается от обязанности уплаты причитающихся сумм налогов;

     — налогоплательщик не может считаться  виновным в нарушении налогового законодательства, если эта виновность не доказана и не установлена решением суда, вступившим в законную силу;

     — на налогоплательщика не может быть возложена обязанность доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возложена на налоговые органы;

     —  все сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения согласно Налоговому кодексу России всегда должны толковаться в пользу налогоплательщика.

     Принципиально новым моментом при определении  меры ответственности налогоплательщика  за нарушение налогового законодательства является установление Налоговым кодексом двух форм вины налогоплательщика, совершившего противоправное действие или бездействие: умышленное правонарушение и совершенное по неосторожности.

     Умышленным считается такое правонарушение, когда совершившее его лицо осознавало противоправный характер своих действий или бездействия, желало или сознательно допускало наступление их вредных последствий.

     В то же время признается совершенным  по неосторожности такое правонарушение, когда лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий или бездействия либо вредный характер возникших вследствие их последствий, хотя должно было и могло это осознавать.

     В зависимости от вины должностных  лиц налогоплательщика, действия которых привели к нарушению налогового законодательства, определяется и вина организации-налогоплательщика.

 

Финансовые  санкции, налагаемые на налогоплательщиков

 

.

     В российском законодательстве появился термин “финансовая ответственность” (“меры финансовой ответственности”). Она выражается в разных формах денежных взысканий, среди которых важное место занимают финансовые санкции.

     Финансово-правовые санкции — это применение уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физическим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выражающихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью обеспечения общественных и государственных финансовых интересов, возмещения недополученных бюджетом и внебюджетными фондами денежных поступлений, а также наказания нарушителей. Таким образом, применение финансовых санкций влечет для виновных в совершении налоговых нарушений наступление обременительных последствий имущественного и морального характера.

     В соответствии с Законом РФ “Об  основах налоговой системы в Российской Федерации” налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных Законом случаях несет финансовую ответственность в виде:

     1) взыскания всей суммы сокрытого  или заниженного дохода (прибыли)  либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором или решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли);

     2) штрафа в размере 10% от причитающихся  к уплате сумм налога за  последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий проверке, по каждому из следующих видов нарушений:

     — отсутствие учета объектов налогообложения;

     — ведение учета объекта налогообложения  с нарушением установленного порядка, повлекшим за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период не менее чем на 5% от причитающейся к уплате суммы налога за последний отчетный квартал;

     — непредставление или несвоевременное  представление в налоговый орган  документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

     3) взыскания пени с налогоплательщика  в случае задержки уплаты налога  в размере 0,7% неуплаченной суммы  налога за каждый день просрочки  платежа, начиная с установленного  срока уплаты выявленной задержанной  суммы налога, если законом не  предусмотрены иные размеры пени. Взыскание пени, по мнению законодателя, не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности. Пеня — вид финансовой ответственности. Она может быть также взыскана с налогоплательщика — юридического лица в бесспорном порядке.

     Пеня  начисляется только на выявленные задержанные  суммы налогов, начиная с установленного срока уплаты. При взыскании недоимки в судебном порядке начисление пени прекращается со дня вынесения судом решения об изъятии имущества недоимщика (об обращении взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от других лиц);

     4) других санкций, предусмотренных  законодательными актами:

     В качестве примеров финансовых санкций можно привести также:

     - взыскание в федеральный бюджет с банков и иных кредитных учреждений полученного дохода при задержке исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет и использовании неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов (ч. 3 ст. 15 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”;

     - наложение штрафа в размере 10% суммы налога, подлежащего взысканию, на предприятия, учреждения и организации при нарушении установленного порядка перечисления подоходного налога с физических лиц (ст. 22 Закона “О подоходном налоге с физических лиц”).

     Меры  финансовой ответственности применяются  при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:

     — за осуществление расчетов наличными  денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм — штраф в двукратном размере суммы произведенного платежа;

     — за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности —  штраф в трехкратном размере  неоприходованной суммы;

     — за несоблюдение действующего порядка  хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов — штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.

     Субъектами  финансовой ответственности могут быть юридические лица (в некоторых случаях — и их филиалы), граждане-предприниматели, а также физические лица, являющиеся плательщиками налогов, по которым применяются меры ответственности в соответствии с законодательными актами, регулирующими порядок их уплаты. 

       Порядок применения  финансовых санкций

     Налоговое законодательство устанавливает порядок и сроки применения финансовых санкций. Для юридических лиц предусмотрен бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством. С физических лиц взыскание этих сумм производится в судебном порядке. Вместе с тем должно считаться правовой аксиомой, что бесспорное взыскание задолженности по обязательствам собственников перед государством, в том числе по платежам в бюджет, допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской федерации.

     Весьма  важным на практике является вопрос о  выяснении всех обстоятельств совершения налогового правонарушения. При квалификации действия налогоплательщика, при рассмотрении дела о налоговом правонарушении и принятии решения по делу налоговым органам необходимо руководствоваться установленными традиционными принципами юридического процесса (например, объективная истина, полнота исследования материалов и документов, учет всех обстоятельств дела, соблюдение правил оценки собранных по делу доказательств).

Информация о работе Налоговые органы, осуществляющие контроль, их структура